Файл: Молодёжные субкультуры социальный прогресс или деградация Содержание.docx
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Индивидуальный итоговый проект
«Молодёжные субкультуры – социальный прогресс или деградация?»
Содержание
Введение 3
I.Основная часть 4
1.1Источники появления субкультур в России 4
1.2Классификация молодёжных субкультур 4
1.3Основные функции молодежных субкультур 5
1.4Разновидности субкультур 7
1.5Положительные и отрицательные стороны влияния субкультур 12
II.Практическая часть 13
Заключение 15
Список литературы 16
Введение
Мы подвергаемся влиянию моды, общественному мнению и подчиняемся порядкам. У «неформала» свой мир и свои правила.
Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа, первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Ее не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения и способы провождения времени. Молодежь придумывает свой способ.
Условия жизни в современном мире создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях. Таким образом, появляются молодежные субкультуры.
Актуальность проекта
В настоящее время проблема влияния субкультур на подростка крайне актуальна. Все больше подростков каждый день во всех странах мира становятся «неформалами».
Меня заинтересовало, насколько распространены молодёжные субкультуры в мире и как к ним относятся подростки нашей школы. Практическая направленность исследования заключается в том, что оно поможет молодым людям познакомиться с существующими в настоящее время молодёжными движениями, оценить современную ситуацию в мире, а также даст возможность выбора своего пути.
Цель:
-
повышение уровня знаний обучающихся по теме «Молодёжные субкультуры», а также привлечение обучающихся к учебным исследованиям, использование их творческого потенциала.
-
Задачи:
1) Ознакомиться с историей возникновения молодёжных субкультур.
2) Объяснить почему именно молодёжь является носителем.
3) Оценить значимость молодёжных субкультур в современном обществе.
4) Оформить буклет.
-
Основная часть
-
Источники появления субкультур в России
Субкультура – это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща небольшой социальной общности.
В российской молодежной среде появление субкультур обусловлено рядом причин. В последние 15-20 лет повседневная жизнь взрослого общества и детей претерпела сильные изменения. Открытость западной и восточной культур сильно повлияла на мировоззрение людей, растворила многие традиции, устойчивые отношения, ценности граждан России. Не менее сильно отразилась на жизни людей и новая научно-техническая революция, которая, прежде всего, связана с появлением феноменов, таких как компьютеры, мобильные телефоны, интернет. В основном молодежные субкультуры распространяются стихийно. Хотя достаточно часто такому распространению способствуют средства массовой информации, партии, законодатели моды и так далее.
Есть еще один путь – коммерческие и молодежные организации берут за основу формы молодежного досуга, существующие стихийно, и создают организованные направления. В качестве примера можно привести стрит-данс. Но этот процесс также требует особого подхода. Специалисты считают, что взаимодействие с потенциально позитивными неформалами должно осуществляться по трем правилам: необходимо согласовывать свои действия с лидерами, предоставлять им все необходимое для проведения мероприятий и согласовывать ограничения в поведении и деятельности в процессе проводимых акций.
-
Классификация молодёжных субкультур
Каждому из нас в каком-либо общественном месте удавалось хоть раз встретить человека, который отличался, прежде всего, необычным внешним видом. Это и есть неформал – представитель одной из современных субкультур. Человек-неформал-это попытка показать свою индивидуальность, бросить вызов миру с его бесконечными серыми буднями.
Каждый неформал относится к одному из видов молодежных субкультур: музыкальные (альтернативщики, готы, металлисты, панки, рокеры, хип-хоп -рэперы, эмо); имиджевые (нудисты, стиляги, милитари); политические и мировоззренческие (антифашисты, неформалы, хиппи, скинхеды); по хобби (байкеры, райтеры, трейсеры, хакеры); по другим увлечениям (аниме, геймеры, футбольные хулиганы). Работая по данной теме, мы установили факторы, повлиявшие на появление субкультур. Главными из них являются:
-
социально-экономические причины (безработица, скучная, малоинтересная работа); -
различия между поколениями; -
особенности возрастной психологии. Молодежь эмоциональнее, динамичнее, независимее. У большинства еще нет семьи, профессии, того круга многочисленных обязанностей и обязательств, в который с возрастом попадает всякий взрослый человек; -
стремление молодежи создать свой особый мир ценностей, обрести осмысленный и значимый досуг, круг единомышленников, возможности самовыражения.
В рамках молодежной субкультуры принято выделять три направления:
1. Асоциальные молодежные объединения. Они стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу обществу, примерами таких объединений являются панки, рокеры. Нередко они связаны с определенным музыкальным стилем.
2. Антисоциальные объединения. Их протест может принимать социально опасные, агрессивные формы. Они открыто противостоят органам власти. Примером таких объединений является движение скинхедов. Среди них немало приверженцев фашистской идеологии. Современные фашисты выступают против мигрантов, число которых в России резко возросло. Таким образом, существуют объективные проблемы, которые «подпитывают» движение скинхедов. Согласно социологическим исследованиям, в России сейчас не менее 35 тысяч скинхедов, которые выступают под лозунгом «Россия для русских». К ним примыкают подростки 14 - 16 лет, их лидерам не более 20 - 23 лет.
3. Просоциальные объединения. Они приносят пользу обществу. Члены этих объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры.
-
Основные функции молодежных субкультур
1. Социализация. Субкультуры необходимы для социализации личности – это самая главная роль субкультуры в нашем обществе. У поклонников музыки, спорта появляется желание общаться друг с другом, вести переписку, встречаться и дружить. Возможно, такие знакомства продлятся не очень долго, но это будет хорошим опытом общения, пусть даже временами поверхностным и конфликтным. И, например, глядя на плакат кумира, девочка впервые ощущает себя девушкой – тем самым осваивая новую социальную роль. Субкультура учит ответственности – за себя и за младших друзей-неформалов. Подобные беседы старших с младшими неформалы ведут в интернете: на форумах и дневниках. Конечно, в основном они обсуждают любимые группы, впечатления от концертов или внешний вид друг друга, спорят, кто из них «тру» (настоящий неформал), а кто – «позер» (выпендрежник, пришедший в субкультуру лишь покичиться атрибутикой). Но еще они рассуждают о смысле жизни, о проблемах – и помогают друг другу, хотя бы советом и просто вниманием. Так подросток находит поддержку среди единомышленников, даже если эта поддержка – виртуальная.
2. Восстановление сил, снятие напряжения. Мы все живем в мире, где каждая минута на счету. В этом ритме приходится жить даже маленьким детям, тем более – подросткам. А вечная спешка, перенапряжение и попытка успеть буквально всё, чреваты нервным истощением. За работой или учебой обязательно должен следовать отдых. И очень важно, чтобы свободное времяпрепровождение было не только полезным (как хотят взрослые), но и приятным. Подросток, например, в рок-клубе отдыхает от проблем, накопившихся за день в школе, и просто с интересом проводит время. И этот отдых – хорошая альтернатива «отдыху» другому – с сигаретой и пивом у подъезда.
3. Компенсация. Взрослеющий ребенок иногда выбирает себе в кумиры человека с качествами, которых нет у него самого: сильного, уверенного, общительного, тем самым компенсируя свои «слабые места». И постепенно сам становится смелее, активнее, увереннее в себе. Лет с 10-12 подросток вполне понимает, что музыкант не призывает к войнам, насилию, агрессии – это метафоры, сарказм, а порой, увы, отражение суровой реальности. У рока большинство текстов до сих пор социально окрашено. В них отражаются зло и несправедливость, которые так видны честному взгляду подростка. И подростку становится легче, когда об этом знает и поет кто-то еще. В этих песнях он черпает силы, чтобы идти вперед, развиваться, даже когда очень трудно.
Некоторым ребятам такие тексты помогают избавиться от фобий – например, страха смерти, одиночества, отверженности. Лирический герой песен попадает в суровый мир, но борется с трудностями и успешно преодолевает их. Это умение и перенимает юный неформал, и сам начинает бороться со своими страхами. А если герой погибает, это дает подростку шанс, сопереживая ему, стать мудрее, смелее.
4. Стимулирование творчества. Подросток, вдохновленный песней, сам начинает писать музыку, стихи, заниматься спортом или задумываться о своем месте на земле, искать смысл жизни. И даже если ребенок творит на любительском уровне, все равно умение мыслить креативно и добиваться хоть небольших, но успехов, пригодится в будущем. Подросток учится не просто создавать рисунки или рассказы, но начинает относиться к жизни, как к творчеству, находить в каждом дне что-то интересное. Многим подросткам новые увлечения добавляют друзей — и вместе они совершают новые открытия. В классе их начинают уважать, и даже появляется стимул учиться. Сначала, просто чтобы доказать окружающим: и мы, неформалы, кое на что способны. А потом желание учиться и совершенствоваться может закрепиться и остаться на всю жизнь. Поддерживайте эти творческие порывы в своем взрослеющем ребенке – и этим вы не только снизите стресс, но и поможете подростку самореализоваться и, возможно, найти профессию по душе.
Однако не следует забывать, что субкультура кроме положительных функций зачастую несет в себе ряд негативных последствий. Проблемы могут возникнуть в том случае, если неокрепшая личность попадает в субкультуры, опасные даже для взрослых. Например, как бы ни были миролюбивы растаманы, их движение несет в себе пропаганду каннабиса, так называемой «травки». Вполне вероятно, что, посчитав курение «косячков» обязательным атрибутом субкультуры, молодежь попробует и это.
Конопля проповедуется и многими «истинными» хиппи. То же относится и к панкам, если учитывать их нездоровый образ жизни, и ко многим другим музыкальным субкультурам. Субкультура байкеров очень опасна для жизни, не считая постоянных затрат на «железного коня», экстремальные виды спорта тоже опасны. Всегда находится какая-то отрицательная черта субкультуры, которую может перенять подросток. Опаснее всего секты. Например, секта сатанистов. Очень немногие «поступившие» туда, могут вернуться. Она действует словно гипнозом на своих последователей, губительно действует как на самого человека, так и на окружающих.
Мы рассмотрели роль подростковых субкультур в социализации подростков. Молодёжные субкультуры непосредственно влияют на сознание, поведение подростков, формируют определенные ценности, жизненные стратегии. Они не просто влияют и воздействуют, они стали частью жизни школьников. Также мы пришли к мнению, что молодёжные субкультуры не всегда несут положительное в жизнь ребёнка.
-
Разновидности субкультур
Во всех подростковых сообществах существуют не только собственные законы поведения, но и правила, которые предполагают определенного внешнего вида. Отдельные молодежные течения могут шокировать взрослое общество многочисленным пирсингом, необычным цветом волос, странным стилем в одежде, аксессуарах. Довольно часто разногласия между родителями и подростками возникают именно на этой почве. Молодежь не любит, когда вмешиваются в их личную жизнь, а родителям хочется, чтобы их ребенок не выделялся из общей массы.
Субкультура рабочей молодежи – тэдди-бойз
Социальная молодежная группа тэдди-бойз сформировалась еще в начале 50-х годов благодаря относительному улучшению уровня жизни рабочего класса. Эта молодежная субкультура, получившая широкое распространение в послевоенное время, состояла из выходцев рабочего класса с незавершенным высшим образованием и не имеющим высокооплачиваемой профессии. Их стиль был скопирован с одежды и поведения членов высших слоев общества. В классическом варианте "тэдд" выглядел следующим образом: брюки–дудочки, свободный пиджак с бархатным воротником, галстук-шнурок и ботинки на резиновой платформе. Образ был типично мужским, несмотря на свою элегантность. Представители тэдди-бойз всеми силами стремились поддерживать созданный ими «высокий» статус, что становилось причиной конфликтов, возникающих с представителями других слоев общества. К примеру, были столкновения с более обеспеченными подростками, нападения на элитные молодежные клубы. Имели место и нападения на иммигрантов.