ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.05.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УТВЕРЖДАЮ
«_____»___________2022 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятий с личным составом дежурных смен
Тема: «Первая помощь при инфекционных заболеваниях».
Вид занятия: теоретическое. Отводимое время: 1 час.
Цель занятия:
1.Освоение личным состав оказывать первую помощь.
2.Научить личный состав дежурных смен правилам по охране труда при выполнении первой помощи.
1. Литература, используемая при проведении занятия:
1. Веретёнкин Л.А., Бранштейн Л.М., Скорая медицинская помощь: руководство для фельдшеров и медсестёр – М.,Эксмо, 2010.
2. Личная безопасность в чрезвычайных ситуациях: справочник для населения. — Иркутск: АSРгint, 2003.
3. Марченко Д.В. «Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях». Учебник
4. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи. Учеб. пособие, под ред. Р.И. Айзмана, С.Г. Кривощекова, И.В. Омельченко. Новосибирск: Сиб. Универ. изд-во, 2004
5. Чиж И.М. - Учебник санитарного инструктора, Москва, "Военное издательство", 2002
2. Развернутый план занятия
№ п/п | Учебные вопросы (включая контроль занятий) | Время(мин.) | Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение (в т.ч. технические средства обучения ) учебного вопроса. |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Неотложная помощь при критических состояниях. | 5 мин. | Первая помощь - комплекс диагностических, лечебных и эвакуационных мероприятий, безотлагательно выполняемых больному при остром заболевании в целях восстановления и поддержания жизненно важных функций организма, предупреждения развития опасных для жизни осложнений. Первая помощь оказывается, как правило, на месте возникновения острого заболевания: в боевой машине, ремонтной мастерской, на стрельбище, на занятиях в поле, в казарме, в караульном помещении, а также в медицинском пункте в целях временного устранения явлений, угрожающих жизни больного, и предупреждения развития опасных для жизни осложнений. |
2. | Основные понятия, классификации | 10 мин. | Инфекция – внедрение и размножение в организме человека микроорганизмов, которые в результате свое жизнедеятельности вызывают патологические изменения в организме человека. Инфекционные заболевания - это группа заболеваний, вызываемых проникновением в организм патогенных (болезнетворных) микроорганизмов. К патогенным микроорганизмам относятся: вирусы, бактерии, риккетсии (промежуточная форма между бактериями и вирусами), простейшие одноклеточные микроорганизмы (амеба), грибы. К развитию заболевания может привести как сам возбудитель, так и токсины (экзотоксин и эндотоксин). Для того чтобы микроорганизм вызвал заболевание, он должен обладать вирулентностью, т.е. способностью преодолевать защитные барьеры (сопротивляемость) и проявлять токсическое действие. Течение инфекции может быть бессимптомным (инкубационный период, носительство) и клинически выраженным. В зависимости от типа резервуара возбудителя инфекционные болезни деля на антропонозы (человек), зоонозы (животные), сопронозы (внешняя среда). Пути передачи инфекции: - аэрозольный - воздух - фекально-оральный – вода, пища - трансмиссивные – передача возбудителя посредством укуса насекомых. - контактный – через кожные покровы и слизистые при контакте с больным человеком. В зависимости от места локализации возбудителя инфекции делятся на:
Инфекционное заболевание протекает циклически и включается в себя: - инкубационный период – от момента попадания возбудителя в организм человека -продромальный период - время появления первых неспецифические симптомы заболевания (общее недомогание, слабость, повышение температуры, головная боль) - клинический период - период проявления специфических для данной инфекции симптомов - период реконвалесценции (выздоровления). |
3. | Критические состояния при инфекционном заболевании. | 15 мин. | Критические состояния при инфекционном заболевании Критическое или неотложное состояние может возникнуть при тяжелом течении инфекционного заболевания. Клинике инфекционных заболеваний чаще всего встречаются следующие синдромы:
Инфекционно-токсический шок – несоответствие между объемом циркулирующей крови и емкостью сосудистого русла, что ведет к нарушению кровоснабжения на уровне микроциркуляции и уменьшению перфузии тканей. Развивается при тяжелом течении инфекционных заболевания (менингококковой инфекции, дизентерии, гриппе, чуме, геморрагических лихорадках и проч. ). Стадии шока:
Дегидратационный синдром - развивается в результате массивной (5-10% массы тела и более) потери воды и электролитов. Часто развивается при острых кишечных диарейных инфекциях (сальмонеллезе, холере, дизентерии, пищевых отравлениях и др.) в результате многократной рвоты и/или частого жидкого стула. Степени дегидратации: Потеря жидкости до 3% от массы тела - легкая слабость, жажда. Потеря жидкости 4 до 6% от массы тела (жажда, мышечная слабость, осиплость голоса, судороги в икроножных мышцах, бледная кожа, акроцианоз, холодные конечности, снижение тургора кожи, учащение ЧСС, снижение АД) Потеря жидкости 7-9% от массы (заторможенность, черты лица заострены, тонические судороги, афония, разлитой цианоз, резкое снижение тургора кожи, снижение САД до 60-80 мм.рт.ст., снижение количества мочи или анурия) Потеря жидкости более 9%. (нарушение сознания - сопор, глаза запавшие, сухие, судороги, тотальная синюшность кожи, гипотермия, пульс и АД определяются с трудом, одышка, анурия) Острая дыхательная недостаточность – состояние организма при котором внешнее дыхание не обеспечивает нормального уровня кислорода и углекислого газа в крови и его поддержание достигается чрезмерным усилием работы дыхания. Клинические проявления: Частое поверхностное дыхание, шумное; Осиплость голоса (ларингоспазм) Кашель сухой или влажный; Бледность кожных покровов; Эмоциональное возбуждение Острые церебральные расстройства. Выделяю два вида острых церебральных расстройств:
Основным клиническим проявлением острой церебральной недостаточности является нарушение сознания. Стадии угнетения сознания: Прекома 1 – фаза предвестников – обнибуляция. При этом отмечается резкая заторможенность, периоды выпадения сознания, частичная дезориентация. Прекома 2 – фаза сонливости – сомноленция. Характеризуется спутанностью сознания, периоды отсутствия сознания, реакция только на крик, дезориентация, психомоторное возбуждение. Сопор – отсутствие сознания и вербального контакта, рефлексы и болевая реакция сохранены. Кома – отсутствие сознания, рефлексов, реакции на боль. |
4. | Эпидемический процесс. | 10 мин. | Эпидемический процесс. Эпидемия - массовое распространение среди населения в данной местности очагов инфекционного заболевания. Пандемия – эпидемия, охватывающая значительную часть населения. Эпидемический очаг – основное место распространения источника возбудителя инфекции с прилегающей к нему территорией, в пределах которой возбудитель доступен для заражения находящихся на ней людей. Эпидемический процесс – непрерывный процесс возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди населения с формированием последовательно возникающих друг за другом эпидемических очагов. Состоит из трех взаимодействующих звеньев: - источник возбудителя - пути передачи возбудителей - восприимчивых к данному возбудителю людей, животных, растений. |
5. | Профилактика инфекционных заболеваний | 10 мин. | Профилактика инфекционных заболеваний Методы борьбы с инфекцией: - мероприятия в отношении источника инфекции: своевременное обнаружение больных и бактерионосителей, лечение; - мероприятия в отношении механизма передачи, с целью разрывы путей передачи - изоляция больных, использование СИЗ, соблюдение правил личной гигиены, борьба с переносчиками (дезинфекция, дезинсекция и дератизация.) - воздействие на реактивность организма (вакцинация, соблюдение правил личной гигиены, диета, витамины и проч.) Предупреждению распространения инфекции способствуют такие мероприятия как карантин и обсервация. Карантин – комплекс ограничительных медико-санитарных и административных мероприятий, направленных на предупреждение заноса и распространения карантинных инфекционных болезней. Обсервация – медицинское наблюдение за изолированными в специально приспособленных помещениях здоровыми людьми, общавшимися с больными карантинными инфекциями, или лицами, выезжающими за пределы карантина до окончания его срока. Мероприятия по повышению невосприимчивости населения к инфекционным заболеваниям сводятся к пропаганде в обществе здорового образа жизни и формированию соответствующих стереотипов поведения. Иммунитет – невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам и веществам, отличающимися от него. Врожденный иммунитет – эволюционно выработанная невосприимчивость Приобретенный иммунитет – возникает после перенесенного инфекционного заболевания или введения вакцин и не передается по наследству. |
6. | Изоляция и госпитализация инфекционных больных | 5 мин. | Изоляция и госпитализация инфекционных больных Больные с подозрением на инфекционные заболевания с целью предупреждения распространения инфекционного начала должны быть немедленно изолированы. Прием инфекционных больных обеспечивается круглосуточно. Все категории инфекционных больных подлежат госпитализации. Больные легкими и среднетяжелыми неосложненными формами гриппа и других острых респираторных заболеваний лечатся в изоляторах, инфекционных отделениях больниц. Больные тяжелыми, осложненными формами респираторных заболеваний и всеми другими нозологическими формами любой тяжести лечатся в инфекционных отделениях госпиталей, больниц. Эвакуация инфекционных больных осуществляется только санитарным транспортом, укомплектованным носилками, емкостями с растворами дезинфицирующих средств для сбора выделений больных в пути следования, питьевой водой, укладкой для оказания доврачебной помощи за пределами медицинского пункта в сопровождении медицинского работника. В машине разрешается транспортировать больных только с однородной инфекцией. После госпитализации больных машина подлежит дезинфекции силами лечебного учреждения, принявшего больного. |
3. Пособия и оборудование, используемые на занятии:
1. Веретёнкин Л.А., Бранштейн Л.М., Скорая медицинская помощь:
руководство для фельдшеров и медсестёр – М.,Эксмо, 2010.
2. Личная безопасность в чрезвычайных ситуациях: справочник для
населения. — Иркутск: АSРгint, 2003. — 62.
3. Марченко Д.В. «Первая медицинская помощь при травмах и несчастных
случаях». Учебник
4. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи. Учеб. Пособие, под ред. Р.И. Айзмана, С.Г. Кривощекова, И.В. Омельченко. Новосибирск: Сиб. Универ. изд-во, 2004
5. Чиж И.М. - Учебник санитарного инструктора, Москва, "Военное издательство", 2002
4. Задание для самостоятельной работы слушателей и подготовка к следующему занятию: повторение пройденного материала
Руководитель занятия:
Начальник службы
«_____»______________2022 г