Файл: История развития этнопсихологии, связь с другими науками Презентацию.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
История развития этнопсихологии, связь с другими науками
Презентацию подготовила:
Знаменская А.В.
группа ММ19П191
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
424 г. до н.э.
Трактат Гиппократа «О воздухах, водах местностях»:
первые научные попытки объяснить природу различий в жизни тех или иных народов
середина XVIII в.
Начали развиваться внутринациональные отношения и межнациональные связи. Массовое производство товаров и их обмен существенно повлияли на национальную культуру, быт, традиции.
Работы Ш. Монтескье, И. Фихте, И. Кант, И. Гердер, Г. Гегель
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
Ш. Монтескье (1689–1755)
Принцип географической детерминации этнических различий у разных народов,
Национальный характер - результат воздействия климатогеографических условий.
К.А. Гельвеций (1715–1771)
В работе «О человеке» выделил особый раздел «Об изменениях, происшедших в характерах народов, и о вызвавших их причинах», в котором проанализировал характерологические черты народа и причины, сформировавшие их.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
Д.Юм (1711–1776)
«О национальных характерах»
- указал на значимость физических и моральных (социальных) факторов в формировании национальных черт психологии характера.
- выдвинул тезис о необходимости учета психологии различных слоев общества и о соотношении их с общенациональными чертами.
В работах встречаются суждения о характерах различных народов, с присвоением одним народам черт мужества, другим трусливости и т. п. Эти стереотипы общественного сознания, не имея научного обоснования, оказались крайне живучими.
КОНЕЦ XVIII — ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВВ.
Постулируются идеи этнической экологии, указывается о предрасположенности различных народов к жизни в конкретных климатических условиях, что позволяет говорить об экологической гармонии и образе жизни.
Отстаивал идеи о единстве закономерностей истории общества и истории природы.
И. Гердер (1744–1808)
Г. Гегель (1770–1831)
И. Кант (1724–1804)
«Антропология с прагматической точки зрения»
Дает определения таким понятиям, как народ, нация, характер народа.
Кант отдавал основное предпочтение врожденным чертам далеких предков, что существенно ослабляет ценность его научного вклада в развитие проблем этнопсихологии.
«Философия духа»
- Характер народа — плод социальных явлений.
- Национальный характер выступает как абсолютный дух.
Утверждая положение о том, что не все народы могут быть носителями духа, он отрицает их всемирно-историческую принадлежность.
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX В.
Явилась основой социально-психологических исследований больших групп населения
В. Вундт
«Психология народов»
- Задачу народной психологии В. Вундт видел в изучении психических процессов, которые лежат в основе развития человеческого сообщества и возникновения духовных продуктов всеобщей ценности.
- Вундт внес большой вклад в становление этнопсихологии как науки, определил более конкретно ее предмет, сделал разграничение между народной психологией (в последующем социальной) и индивидуальной.
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX В.
Подчеркивая развитие народов и рас, он указывал на невозможность их равенства. Это позволяет классифицировать народы на первобытные, низшие, средние и высшие. Однако их слияние и единение невозможно, ибо для развития высших рас вполне допустимо освоение жизненного пространства низших с дальнейшей их колонизацией.Г. Лебон (1841–1931)
«Психология народных масс»
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА СЛАВЯНОФИЛОВ
Национальная программа славянофилов включала в себя определение понятий «нация», «народ» по отношению к человечеству вообще и индивиду, в частности, качественную оценку национальных «идей», национальной сущности исторического бытия различных народов, проблему их взаимоотношений.
И.В. Кришевский
П.Я. Данилевский
В.С. Соловьев
Н.А.Бердяев
СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ
В 20-е гг. уделялось огромное внимание изучению краеведения, характерных особенностей национальных меньшинств. Особый интерес к исследованию проблем этнопсихологии и возник в связи с формированием нового многонационального государства — СССР. Г.Г. Шпет дал новую трактовку содержания коллективности, диалектики общего и особенного. В его представлениях, «дух» народа есть отражение коллективного единства, откликающегося на всякое событие в быту этого единства. Он много внимания уделял изучению таких понятий, как «коллективное», «коллектив».Первые этнопсихологические исследования в советское время относятся к 1920 г. и связываются с именем Г.Г. Шпета (1879–1940), представителем феноменологической школы в философии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время интерес к проблемам этнопсихологии вновь возрастает в связи с проведением коренных социальных преобразований как в стране, так и в окружающем мире. Вновь актуализируется проблемы этнопсихологии, намечаются перспективы ее развития, увеличивается число исследований, которые носят крайне противоречивый характер.СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Презентацию подготовили:
Знаменская А.В.
группа ММ19П191
Тема:
«История развития этнопсихологии, связь с другими науками»