Файл: Тема 2 социальная психология групп.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема №2: «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП».

План лекции

Виды больших групп

Методы исследования психологии больших групп

Структура психологии больших организованных групп

Психические явления в больших социальных группах выделяются по сферам психики:

Общая характеристика и типы стихийных групп

Толпа

Виды:

Структура толпы: формируется кольцеобразно

Масса

Масса – это довольно стабильное образование с нечеткими границами. Некоторые слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга.

Публика

Публика – это кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем. Элемент стихийности публики слабее, чем у толпы.

Поведение человека в больших неорганизованных группах

Психические особенности поведения человека:

Заражение

Внушение как вид воздействия

Подражание

Паника

Тема №2: «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП».

План лекции

  • Понятие «группы» в социальной психологии.
  • Общая классификация социальных групп (Большие социальные группы).
  • Методы исследования психологии больших социальных групп.
  • Структура психологии больших организованных групп.
  • Общая характеристика и типы стихийных групп.
  • Поведение человека в больших неорганизованных группах.

ПОНЯТИЕ «ГРУППА»

Значение слова Группа по Ефремовой:

ГРУППА
  • Несколько человек, животных, растений, предметов, находящихся вместе, близко друг от друга.
  • Совокупность лиц, объединенных общей профессией, деятельностью, общностью интересов, взглядов и т.п. // Объединение нескольких лиц для совместных занятий.
  • Совокупность тех или иных веществ, предметов, явлений, объединенных общностью признаков, свойств.

ГРУППА (СОЦИАЛЬНАЯ) — объединения людей, имеющих общие значимые специфические признаки, основанные на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами
    • взаимодействие
    • членство
    • единство

Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность индивидов, определенным образом взаимодейст-вующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других

«ГРУППА» В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПОНИМАНИИ

ОБЩНОСТЬ

взаимодействующих людей во имя сознаваемой цели

(Шерковин, 1975)

которая объективно выступает как субъект действия

ГРУППЫ

УСЛОВНЫЕ

РЕАЛЬНЫЕ

ЛАБОРАТОРНЫЕ

ЕСТЕСТВЕННЫЕ

БОЛЬШИЕ

МАЛЫЕ


СТИХИЙНЫЕ

УСТОЙЧИВЫЕ

СТАНОВЯЩИЕСЯ

РАЗВИТЫЕ

КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУПП

КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУПП

группа условная



ГРУППА УСЛОВНАЯ

ГРУППЫ

ГРУППА РЕАЛЬНАЯ

ОБЪЕДИНЕННАЯ

ПО ОПРЕДЕЛЕННОМУ ПРИЗНАКУ

(характеру деятельности, полу, возрасту, уровню образования, национальности и т. д.)

общность людей, являющаяся объектом изучения социальной психологии и включающая субъектов,

КОТОРЫЕ НЕ ИМЕЮТ ПРЯМЫХ ИЛИ КОСВЕННЫХ ОБЪЕКТИВНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДРУГ С ДРУГОМ

РЕАЛЬНО СУЩЕСТВУЮЩИХ ОБЩНОСТЕЙ ЛЮДЕЙ

ОГРАНИЧЕННАЯ

в размерах

НАХОДЯЩАЯСЯ

в общем пространстве и времени,

ОБЪЕДИНЕННАЯ

реальными отношениями

(например, школьный класс, воинское подразделение, семья и т. д.)

КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУПП

БОЛЬШИЕ

ЕСТЕСТВЕННЫЕ

ГРУППЫ

МАЛЫЕ

совокупность людей, существующая в масштабах общества (страны) в целом: классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности (нация, народность, племя), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и др.

немногочисленная по составу социальная общность,

члены которой объединены совместной деятельностью, общими целями, интересами и находятся в непосредственной личном общении

ЛАБОРАТОРНЫЕ

ГРУППЫ РЕАЛЬНЫЕ

ЕСТЕСТВЕННЫЕ

группы, созданные в интересах их научного изучения

группа, реально существующая и изучаемая в естественном окружении

Виды больших групп

  • Стихийные группы – случайно возникшие достаточно кратковременно существующие общности (толпа, публика, аудитория).
  • Собственно социальные группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества и занимающие место в системе общественных отношений (социальные классы, этнические, профессиональные, половозрастные группы).

Методы исследования психологии больших групп

  • Методы этнографии, культурантропологии:
    • анализ продуктов культуры;
    • сравнительные исследования.
  • Методы социологии:
    • статистический анализ, корреляционные исследования.
  • Методы языкознания:
    • анализ знаковых систем.
  • Французская психологическая школа (С. Московичи):
    • анализ социальных представлений.



Структура психологии больших организованных групп

Психические явления в больших социальных группах выделяются по сферам психики:

  • Когнитивная (коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение, общественное сознание).
  • Потребностно-мотивационная (мотивация, групповые потребности, интересы, ценности, цели, установки, идеалы).
  • Аффективная (чувства, эмоции, настроения).
  • Регуляторно-волевая (коллективная деятельность, групповое поведение)

Общая характеристика и типы стихийных групп

  • Стихийные группы – это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по определенному поводу и демонстрирующих совместные действия.

Толпа

Виды:

    • Окказиональная (от англ. occasion - случайность). Скопление людей, собравшихся поглазеть на происшествие.
    • Конвенциональная (от англ. convention - условность) собирается по поводу заранее объявленного события.
    • Экспрессивная толпа (от англ. expression - выражение), ритмически выражающая эмоцию: радость, энтузиазм, возмущение и др. Экстремальная форма – экстатическая.
    • Действующая толпа (active) - политически наиболее значимый и опасный вид коллективного поведения.

Толпа – множество людей, не объединенных общностью целей и единой структурой, но связанных сходством эмоционального состояния и общим центром внимания (А.П. Назаретян).

Структура толпы: формируется кольцеобразно


ЯДРО

ПЕРИФЕРИЙНЫЕ СЛОИ

ВЕЛИЧИНА ТОЛПЫ

ПЛОТНОСТЬ ТОЛПЫ

АКТИВНОСТЬ ТОЛПЫ

ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА:

пол, возраст, статус, род занятий,

интересы, ценности и т.п.

Масса

Масса – это довольно стабильное образование с нечеткими границами. Некоторые слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга.

    • Выше, чем в толпе, роль организаторов, они известны заранее.
    • Более продуманы конечные цели и тактика поведения.

Публика

Публика – это кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем. Элемент стихийности публики слабее, чем у толпы.


  • В замкнутых помещениях (например, в лекционных залах) публику называют аудиторией.

Поведение человека в больших неорганизованных группах

Психические особенности поведения человека:

  • низкий самоконтроль
  • утрата индивидуального поведения
  • неспособность удерживать внимание
  • снижение интеллектуальных качеств
  • повышенная внушаемость
  • повышенная физическая и психическая активность
  • не типичность и непредсказуемость поведения
  • Природа коллективного поведения предполагает рассмотрение таких феноменов, как толпа, сборище, панические настроения, мания, танцевальные помешательства, стихийные массовые движения, массовое поведение, массовые увлечения, социальные движения, революции.

Заражение

  • Когда заражение действует в толпе, происходит многократное взаимное усиление эмоциональных воздействий общающихся людей.

Заражение – бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям.

При заражении передается эмоциональное состояние или «психический настрой». Происходит сопереживание большой массой людей общего психического состояния.

Внушение как вид воздействия


Специфика

Внушение

Целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или группу. Сознание объекта пассивно. Средства:
    • рассеивание внимания;
    • аффективное преподнесение;
    • престиж источников.

Убеждение

Информационное воздействие, формирующее или изменяющее установки, а через них – мнения, взгляды, отношения. Возникает в силу способности к рациональному мышлению. Средства:
    • апелляция к фактам,
    • демонстрация выгоды от принятия идеи,
    • убыток от непринятия идеи.

Подражание


Подражание – воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Теория подражания Г. Тарда: подражание – фундаментальный принцип развития и существования общества.

Необихевиоризм (Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура). Три способа следовать поведению модели:
    • При наблюдении поведения модели возникают новые реакции;
    • Наказание / поощрение модели ослабляет / усиливает поведение наблюдателя;
    • Наблюдение модели актуализирует уже известные образцы поведения.

Паника

  • «Психологический момент» - первое мгновение после шока. Масса замирает, а потом начинает следовать за первым примером. Это лучший момент, чтобы взять руководство.

Превалирующая эмоция панической толпы – ужас; цель панической толпы – спастись.

Развитие паники: (1) шокирующий стимул; (2) индивидуальный страх (крик, плач); (3) цепная реакция; (4) поведение, которое кажется спасительным.