Файл: Урок Знакомство с учебником. Какая бывает речь Цель познакомить с новым учебником и правилами работы но нему.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2. Работа по учебнику Упр. 22 (с. 25).
— Прочитайте текст и скажите, все ли правильно мы сказали о знаках? (Да.)
— Спишите выделенные предложения. Упр. 24 (с. 26).
— Какой знак стоит около упражнения? (Вопросительный.}
— Что он обозначает?
— Найдите первое предложение. (Как быстро пролетело лето!}
— О чем говорится в этом предложении? (Олете.}
— О чем второе предложение? (06 осени.}
— Прочитайте второе предложение. (Уже наступила осень.)
— Прочитайте следующее предложение. (Желтеют листья на деревьях.)
— О чем это предложение? (О деревьях.)
— Доделайте упражнение самостоятельно. (Дети находят еще два предложения.)
— Прочитайте текст, голосом выделяя каждое предложение.
— Оцените себя. «!» — я молодец. «+» — еще путаюсь.
VII. Рефлексия
(Учитель читает текст, дети цифрой записывают количество предложений в тексте.)
Мы с папой были на рыбалке. Папа поймал щуку. Я поймал маленького леща. Мы будем варить уху. Я чищу рыбу.
— Озаглавьте текст. («Нарыбалке». «Рыбаки».) (Проверка. Самооценка.)
VIII. Подведение итогов урока
— Что такое предложение? (Слова, связанные между собой и выражающие законченную мысль.)
— Какие знаки могут стоять в конце предложения?
— Какую «работу» выполняет каждый знак?
— Кто считает, что хорошо находит границы предложений, поднимите руку.
— Кто еще не очень хорошо видит, где начинается и заканчивается предложение?
Домашнее задание
Выполнить упр. 23 (с. 25).
Программный уровень. Задание 3 — подготовить ответ из 2—3 предложений.
Урок 11. Как составить из слов предложение?
Цель: научить составлять из слов предложение, находить главное по смыслу слово в предложении.
Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять предложения, читать предложения, делать логическое ударение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: лента «светофор».
Ход урока
I, Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Орфографическая минутка
— Какие слова мы начинаем писать всегда с большой буквы? (Ответы детей.)
— Вставьте пропущенные буквы.
(На доске запись.)
Вот с(е,и)ло (В,в)ысокое, место тут (В,в)ысокос.
Вот м(а,о)я подру(ш,ж)ка (Р,р)оза, в ее руках б(а,о)льшая (Р,р)оза.
— Какие слова написали с большой буквы? (Вот — начало предложения, село Высокое — название села, подружка Роза — имя.}
— Назовите проверочные слова для безударных гласных, проверяемых ударением. (Село — села, моя — мой, большая — больше.)
2. Выборочный диктант
(Учитель читает предложения, дети выписывают только те слова, которые всегда пишутся с большой буквы.)
У Коли собака Жучка. Город Киев стоит на реке Днепр. Мы живем в России.
(Сверка с образцом: Коля, Жучка, Киев, Днепр, Россия.)
— Оцените себя с помощью «светофора».
III. Самоопределение к деятельности
(На доске запись.)
Дождь улица идти кот нас Сильный дождь улице на идет
— Составьте предложение из слов первой строки. (Не получается.)
— Составьте предложение из слов второй строки. (На улице
идет сильный дождь.) Почему из слов первой строки предложение не получилось,
а из слов второй строки получилось? (Ответы детей.) На уроке мы найдем ответ на этот вопрос.
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 26.
— Что мы сегодня узнаем на уроке? (Как составить из слов
предложение.) Упр. 25 (с. 26).
— Из каких слов можно составить предложение? (Из слов первой группы.)
— Как это сделать? (Изменить порядок слов.)
— Составьте предложение. (Осенний ветерок весело играет с листьями деревьев.)
— О чем это предложение? (О ветерке.)
— Чем отличаются слова ветер и ветерок! (Ветерок — уменьшительное, ласковое слово.)
— Запишите предложение.
— Почему нельзя составить предложение из слов второй группы? (Они не связаны между собой.)
— Придумайте предложение со словом ветер. (Учащиеся называют свои варианты предложений, одно из предложений записывают в тетрадь.)
— Прочитайте правило на с. 27.
— Почему мы не смогли составить предложение из слов первой строки? (Они не связаны по смыслу.)
V. Физкультминутка
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
(Приставить кисти рук к голове — изобразить ушки.)
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
(Потереть предплечья.)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть! Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. (Прыжки на месте.)
Вот так, вот так Надо зайке поскакать. Зайку волк испугал, Зайка тут же убежал. (Сесть за парту.)
VI. Закрепление изученного материала Упр. 26 (с. 27).
— Можно ли составить из этих слов предложение, не изменяя слова? (Нет, нельзя. Слова нужно связать между собой.)
— Прочитайте, на что нужно обратить внимание. (Дети самостоятельно читают.)
— Составьте предложение. (Рассматриваются все возможные варианты: Женя пригласил Сашу в театр на спектакль. Женя пригласила Сашу в театр на спектакль. Саша пригласил Женю в театр на спектакль. Саша пригласила Женю в театр на спектакль.)
— Запишите предложение в тетрадь.
Упр. 27(с. 27).
(Фронтальный разбор по вопросам.)
— Прочитайте правило на с. 28 самостоятельно.
— Какое важное по смыслу слово в первом предложении? во втором предложении?
— Прочитайте, выделив главное слово голосом.
VII. Рефлексия
(На доске записаны слова.)
Необходимый уровень
Ельнике, грузди, частом, душистые, в, растут.
Прячутся, тролинки, боровики, у.
Программный уровень
Белка, зима, шубка, переменила, на.
Лисичка, норы, искать, мышиные.
— Составьте предложения из слов каждой строки. (Сверка с образцом на доске, самооценка с помощью «светофора».)
VIII. Подведение итогов урока
— Чему мы учились на уроке?
— Кто может сказать о себе: «Я умею составлять предложения
из слов»?
— Кому еще трудно составить предложение?
Домашнее задание
Выполнить упр. 28.
Программный уровень. Ответить на вопросы письменно.
Урок 12. Контрольное списывание
Цель: проверить умение грамотно списывать, навык грамотного каллиграфического письма.
Планируемые результаты: учащиеся научатся списывать текст, проговаривая его по слогам; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний Орфографическая минутка
(Учитель показывает карточки со словами, дети показывают букву, которую нужно вставить.)
Пр..щай, вет..р, быстр.., сентябрь, скор.,, род..на.
— Оцените себя.
— Кто молодец, ни разу не ошибся?
— Кому нужно подучить слова?
III. Контрольное списывание
(КИМы (текст «Волга», с. 44).)
IV. Рефлексия
— Кто считает, что он сегодня постарался и написал отлично?
— Кто недоволен своей работой?
V. Подведение итогов урока
— Чему вы сегодня учились? (Писать словарные слова, списывать текст.}
Урок 1 3. Что такое главные члены предложения?
Цели: познакомить с терминами равные члены, основа предложения; научить находить главные члены предложения и его основу.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить основу и второстепенные члены предложения; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.
Оборудование: лента «светофор».
Ход урока I. Организационный момент
I. Актуализация знаний
1. Орфографическая минутка
(На доске записаны слова.)
1) Ветер, сорока,....
2) Ружье, ульи,....
3) Петя, Бородин,....
— Продолжите начатые ряды 3-4 словами. Признак подбора определите сами.
— Выделите орфограмму. (/ — безударная гласная в корне, не проверяемая ударением, — словарные слова; 2 — разделительный мягкий знак; 3 — собственные имена.}
- Какие еще орфограммы вы знаете? Устно подберите слова к этой орфограмме.
2. Письмо по памяти
(КИМы (с. 42).)
III. Самоопределение кдеятельности
Упр. 29 (с. 29).
— Прочитайте слова. Составьте предложение.
— Сколько слов в предложении? (Четыре.)
— Можно сказать, что здесь четыре члена предложения.
— Сколько человек в вашей семье?
Говорят: в семье четыре члена, пять членов и т. д. Предложение как семья, все слова в нем связаны и помогают друг другу лучше передать мысль.
IV. Работа по теме урока
— Прочитайте правило на с. 29 самостоятельно.
— Что называют членами предложения? (Все слова в предложении.)
— Прочитайте тему урока. О каких членах предложения мы будем говорить на уроке? (О главных членах предложения.) Упр. 30 (с. 29). (Фронтальная работа. Ответы на вопросы по учебнику.)
— Прочитайте правило на с. 30.
— Что такое главные члены предложения? (Это основа предложения. В равных членах заключен смысл предложения,}
V. Физкультминутка
На зарядку, на зарядку, На зарядку становись! Начинаем бег на месте, Финиш метров через двести. Раз, два, раз, два! Раз, два, раз, два! Хватит-хватит! Прибежали, Потянулись, подышали.
VI. Закрепление изученного материала Упр. 31 (с. 30).
(Фронтальная работа по заданиям.)
— Может ли быть предложение без основы? Почему? (Нет. В основе заключен главный смысл предложения, предложения без смысла не бывает.)
VII. Рефлексия
(На доске записаны слова.)
Земля, голая, промерзла.
Закружились, крупные, воздухе, снежинки, в.
Снег, повалил, хлопьями, крупными.
— Составьте предложение из слов каждой строки.
— Подчеркните одной чертой, о чем говорится в каждом предложении.
(Взаимопроверка, сверка с образцом на доске.) «!» — молодец, все выполнил верно.
«+» — хорошо, но есть неграмотно составленные предложения. «—» — ошибок много, нужно обратиться к учителю за помощью.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового узнали о предложении? (В предложении всегда есть основа.)
— Что такое основа? (Слова, в которых заключен смысл предложения.)
— Сможете ли вы помочь товарищу и объяснить, что такое предложение и основа предложения?
Домашнее задание
Выполнить упр. 32 (с. 30).
Программный уровень. Продолжить текст, написав 2—3 предложения.
Урок 14. Что такое второстепенные члены предложения?
Цели: познакомить с термином второстепенные члены предложения; научить находить второстепенные члены предложения.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить второстепенные члены предложения, дополнять основу второсте-пенными членами; артументированно отвечать, доказывать свое мнение.
Оборудование: лента «светофор».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Орфографическая минутка
— Запишите предложение под диктовку. Чем меньше слов, тем больше дров.
— Как понимаете поговорку? (Меньшеразговариваешь, больше выполнишь работы.}
— Какие знакомые орфограммы здесь встретились? (Парные согласные на конце слова: слов — слова, дров — дрова. Мягкий знак— показатель мягкости: меньше, больше.)
— Подчеркните в словах: вариант I — звонкие согласные, вариант II — глухие согласные. (Взаимопроверка, взаимооценка.)
— Для чего нужно уметь находить парные глухие согласные? (Это орфограмма, опасное место. Слышим не так, как пишем.)
2. Словарная работа
(На доске запись.) РЧИСУЩНЦОК
— Зачеркните в цепочке буквы, обозначающие непарные глухие звуки, и узнаете, написание какого слова нужно запомнить сегодня на уроке.
— Итак, это слово рисунок. Объясните значение слова. (Изображение какого-то предмета, сделанное карандашом, фломастерами, красками и т. д.)
— Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.
— Как называется маленький рисунок? (Рисуночек.)
— Запишите это слово.
— Вы берете краски, карандаши и начинаете... (рисовать).
— Запишите слово в тетрадь.
— Какие герои во всех мультфильмах? (Нарисованные.)
— Спишите это слово с доски.
— Во всех этих словах после буквы Р написана буква И. Подчеркните ее. Запомните, как пишутся эти слова.
III. Самоопределение к деятельности
— Что дети делают на уроке рисования? (Дети рисуют.)
— Запишите это предложение.
— О ком говорится в предложении? (О детях.)
— Что говорится о детях? (Они рисуют.)
— Что мы записали? (Предложение.)
— Назовите главные члены этого предложения. (Детирисуют.)
— Послушайте мое предложение: «Дети рисуют красиво». Чем оно отличается оттого, которое мы написали? (Появилось еще одно слово.)
— Для чего я его добавила? {Чтобы сказать, как рисуют дети, уточнить смысл предложения.)
— Кто может еще добавить слова и уточнить смысл предложения? (Дети добавляют слова в предложение. Возможный вариант предложения: «На уроке рисования в школе дети очень красиво рисуют цветы».)
— Могут ли быть в предложении другие слова, кроме главных членов? (Да.)
— Сегодня на уроке мы узнаем, как называются эти слова.
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 31 и прочитайте, что мы сегодня на уроке узнаем. (Что такое второстепенные члены предложения.)
— Кто уже догадался, как называются все остальные слова в предложении, кроме главных членов? (Второстепенные • члены предложения.) Упр. 33 (с. 31).
— Чем отличается слово паучок от слова паук! (Паучок маленький, так называют ласково паука.)
— Какой по размеру гамачок? (Маленький.)
— Докажите, что выделенные слова — основа. (Если убрать ее,
смысл предложения непонятен.) (Фронтальная работа. Ответы на вопросы упражнения.)
— Прочитайте правило на с. 31 самостоятельно.
— Для чего нужны второстепенные члены предложения?(0ни поясняют главные члены.)
V. Физкультминутка
От зеленого причала
Оттолкнулся теплоход.
Раз, два...
(Встать из-за парт.)
Он назад поплыл сначала.
Раз, два.
(Шаги назад.)
А потом поплыл вперед.
Раз, два. (Шаги вперед.)
• •' И поплыл, поплыл по речке, -Набирая полный ход. (Волнообразные движения руками.)
VI. Закрепление изученного материала
Упр. 34 (с. 31).
Прочитайте задание. Какое задание нужно выполнить устно? Ответьте на вопросы.
— Назовите основу первого предложения. (Ветерок веет.)
— Поставьте вопрос к слову тихо. (Веет (как ?) тихо.}
— На какой вопрос отвечает слово осенний1? (Ветерок (какой ?)
осенний.) (Второе и третье предложения учащиеся разбирают в парах.)
— Кто разберет второе предложение? (Один ученик отвечает.)
— У кого такой же разбор?
(Аналогично проводят разбор третьего предложения.)
— Спишите предложения.
VII. Рефлексия
(Графический диктант. Учащиеся ставят «+», если согласны с утверждением, и ставят «—», если не согласны.)
1) В предложении «По ясному небу неслись легкие облака» говорится о небе.
2) В предложении «Пчела брала мед с цветка» основа — пчела брала.
3) В предложении «Муравей тащил травинку» второстепенный член предложения — муравей.
4) В предложении «Дети пришли в рощу» слово рощу отвечает на вопрос куда ?.
5) В предложении «Свистит иволга» нет второстепенных членов предложения. Ответ: —, +, —, +, +. (Самопроверка, самооценка с помощью «светофора».)
VIII. Подведение итогов урока
— Что такое второстепенные члены предложения? (Все слова в предложении, кроме основы.)
— Для чего они нужны? (Поясняют и уточняют главные члены предложения.)
Домашнее задание
1. Выучить правило.
2. Составить и записать предложение со словом рисунок.
Урок 15. Подлежащее и сказуемое -главные члены предложения
Цели: познакомить с терминами подлежащее и сказуемое', научить находить подлежащее и сказуемое в предложении.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать и находить в тексте главные члены предложения — подлежащее и сказуемое; находить второстепенные члены предложения; аргументирование отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: карточки для рефлексии, лента «светофор». Ход урока
I. Организационный момент
И. Актуализация знаний Орфографическая минутка
(На доске записано предложение.)
Пришла осень птицы не поют они улетели в теплые страны.
— Разделите текст на предложения. Спишите, правильно обозначьте границы предложений. (Проверка.)
— Прочитайте. Голосом покажите границы предложений.
— Поставьте ударение в словах, подчеркните безударные гласные.
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте первое предложение. (Пришла осень.}
— О чем говорится в этом предложении? (Об осени.)
— Что говорится об осени? (Она пришла.)
— Это основа предложения. (Аналогично разбирают остальные предложения.) У каждого члена предложения есть свое название. Сегодня на уроке мы узнаем, как называются главные члены предложения.
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 32. Прочитайте темуурока. (Подле-жащее и сказуемое — главные члены предложения.)
— Как думаете, что мы будем на уроке делать? (Учиться находить основу предложения — подлежащее и сказуемое.) Упр. 35 (с. 32).
— Прочитайте задание, скажите: что нужно сделать в этом упражнении? (Сказать, к какому предложению подходит каждая схема.)
— Какие предложения подходят к первой схеме?(/7)яш<ы летят. Дети играют.)
— Обоснуйте свое мнение. (Слова птицы и дети отвечают на вопрос кто?, это одушевленные существительные. Слова летят и играют отвечают на вопрос что делают ?.)
— Какие предложения подходят ко второй схеме? (Ветер дует. Дождь льет.)
— Докажите. (В первом предложении говорится о ветре. Слово ветер отвечает на вопрос что?. Во втором предложении говорится о дожде. Слово дождь отвечает на вопрос что?. Слова дует и льет отвечают на вопрос что делает?.)
— Эти слова — основа предложения? (Да. Без основы предложения не бывает..)
Прочитайте правило на с. 32 и скажите, что такое подлежащее.
VI. Закрепление изученного материала Упр. 26 (с. 27).
— Можно ли составить из этих слов предложение, не изменяя слова? (Нет, нельзя. Слова нужно связать между собой.)
— Прочитайте, на что нужно обратить внимание. (Дети самостоятельно читают.)
— Составьте предложение. (Рассматриваются все возможные варианты: Женя пригласил Сашу в театр на спектакль. Женя пригласила Сашу в театр на спектакль. Саша пригласил Женю в театр на спектакль. Саша пригласила Женю в театр на спектакль.)
— Запишите предложение в тетрадь.
Упр. 27(с. 27).
(Фронтальный разбор по вопросам.)
— Прочитайте правило на с. 28 самостоятельно.
— Какое важное по смыслу слово в первом предложении? во втором предложении?
— Прочитайте, выделив главное слово голосом.
VII. Рефлексия
(На доске записаны слова.)
Необходимый уровень
Ельнике, грузди, частом, душистые, в, растут.
Прячутся, тролинки, боровики, у.
Программный уровень
Белка, зима, шубка, переменила, на.
Лисичка, норы, искать, мышиные.
— Составьте предложения из слов каждой строки. (Сверка с образцом на доске, самооценка с помощью «светофора».)
VIII. Подведение итогов урока
— Чему мы учились на уроке?
— Кто может сказать о себе: «Я умею составлять предложения
из слов»?
— Кому еще трудно составить предложение?
Домашнее задание
Выполнить упр. 28.
Программный уровень. Ответить на вопросы письменно.
Урок 12. Контрольное списывание
Цель: проверить умение грамотно списывать, навык грамотного каллиграфического письма.
Планируемые результаты: учащиеся научатся списывать текст, проговаривая его по слогам; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний Орфографическая минутка
(Учитель показывает карточки со словами, дети показывают букву, которую нужно вставить.)
Пр..щай, вет..р, быстр.., сентябрь, скор.,, род..на.
— Оцените себя.
— Кто молодец, ни разу не ошибся?
— Кому нужно подучить слова?
III. Контрольное списывание
(КИМы (текст «Волга», с. 44).)
IV. Рефлексия
— Кто считает, что он сегодня постарался и написал отлично?
— Кто недоволен своей работой?
V. Подведение итогов урока
— Чему вы сегодня учились? (Писать словарные слова, списывать текст.}
Урок 1 3. Что такое главные члены предложения?
Цели: познакомить с терминами равные члены, основа предложения; научить находить главные члены предложения и его основу.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить основу и второстепенные члены предложения; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.
Оборудование: лента «светофор».
Ход урока I. Организационный момент
I. Актуализация знаний
1. Орфографическая минутка
(На доске записаны слова.)
1) Ветер, сорока,....
2) Ружье, ульи,....
3) Петя, Бородин,....
— Продолжите начатые ряды 3-4 словами. Признак подбора определите сами.
— Выделите орфограмму. (/ — безударная гласная в корне, не проверяемая ударением, — словарные слова; 2 — разделительный мягкий знак; 3 — собственные имена.}
- Какие еще орфограммы вы знаете? Устно подберите слова к этой орфограмме.2. Письмо по памяти
(КИМы (с. 42).)
III. Самоопределение кдеятельности
Упр. 29 (с. 29).
— Прочитайте слова. Составьте предложение.
— Сколько слов в предложении? (Четыре.)
— Можно сказать, что здесь четыре члена предложения.
— Сколько человек в вашей семье?
Говорят: в семье четыре члена, пять членов и т. д. Предложение как семья, все слова в нем связаны и помогают друг другу лучше передать мысль.
IV. Работа по теме урока
— Прочитайте правило на с. 29 самостоятельно.
— Что называют членами предложения? (Все слова в предложении.)
— Прочитайте тему урока. О каких членах предложения мы будем говорить на уроке? (О главных членах предложения.) Упр. 30 (с. 29). (Фронтальная работа. Ответы на вопросы по учебнику.)
— Прочитайте правило на с. 30.
— Что такое главные члены предложения? (Это основа предложения. В равных членах заключен смысл предложения,}
V. Физкультминутка
На зарядку, на зарядку, На зарядку становись! Начинаем бег на месте, Финиш метров через двести. Раз, два, раз, два! Раз, два, раз, два! Хватит-хватит! Прибежали, Потянулись, подышали.
VI. Закрепление изученного материала Упр. 31 (с. 30).
(Фронтальная работа по заданиям.)
— Может ли быть предложение без основы? Почему? (Нет. В основе заключен главный смысл предложения, предложения без смысла не бывает.)
VII. Рефлексия
(На доске записаны слова.)
Земля, голая, промерзла.
Закружились, крупные, воздухе, снежинки, в.
Снег, повалил, хлопьями, крупными.
— Составьте предложение из слов каждой строки.
— Подчеркните одной чертой, о чем говорится в каждом предложении.
(Взаимопроверка, сверка с образцом на доске.) «!» — молодец, все выполнил верно.
«+» — хорошо, но есть неграмотно составленные предложения. «—» — ошибок много, нужно обратиться к учителю за помощью.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового узнали о предложении? (В предложении всегда есть основа.)
— Что такое основа? (Слова, в которых заключен смысл предложения.)
— Сможете ли вы помочь товарищу и объяснить, что такое предложение и основа предложения?
Домашнее задание
Выполнить упр. 32 (с. 30).
Программный уровень. Продолжить текст, написав 2—3 предложения.
Урок 14. Что такое второстепенные члены предложения?
Цели: познакомить с термином второстепенные члены предложения; научить находить второстепенные члены предложения.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить второстепенные члены предложения, дополнять основу второсте-пенными членами; артументированно отвечать, доказывать свое мнение.
Оборудование: лента «светофор».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Орфографическая минутка
— Запишите предложение под диктовку. Чем меньше слов, тем больше дров.
— Как понимаете поговорку? (Меньшеразговариваешь, больше выполнишь работы.}
— Какие знакомые орфограммы здесь встретились? (Парные согласные на конце слова: слов — слова, дров — дрова. Мягкий знак— показатель мягкости: меньше, больше.)
— Подчеркните в словах: вариант I — звонкие согласные, вариант II — глухие согласные. (Взаимопроверка, взаимооценка.)
— Для чего нужно уметь находить парные глухие согласные? (Это орфограмма, опасное место. Слышим не так, как пишем.)
2. Словарная работа
(На доске запись.) РЧИСУЩНЦОК
— Зачеркните в цепочке буквы, обозначающие непарные глухие звуки, и узнаете, написание какого слова нужно запомнить сегодня на уроке.
— Итак, это слово рисунок. Объясните значение слова. (Изображение какого-то предмета, сделанное карандашом, фломастерами, красками и т. д.)
— Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.
— Как называется маленький рисунок? (Рисуночек.)
— Запишите это слово.
— Вы берете краски, карандаши и начинаете... (рисовать).
— Запишите слово в тетрадь.
— Какие герои во всех мультфильмах? (Нарисованные.)
— Спишите это слово с доски.
— Во всех этих словах после буквы Р написана буква И. Подчеркните ее. Запомните, как пишутся эти слова.
III. Самоопределение к деятельности
— Что дети делают на уроке рисования? (Дети рисуют.)
— Запишите это предложение.
— О ком говорится в предложении? (О детях.)
— Что говорится о детях? (Они рисуют.)
— Что мы записали? (Предложение.)
— Назовите главные члены этого предложения. (Детирисуют.)
— Послушайте мое предложение: «Дети рисуют красиво». Чем оно отличается оттого, которое мы написали? (Появилось еще одно слово.)
— Для чего я его добавила? {Чтобы сказать, как рисуют дети, уточнить смысл предложения.)
— Кто может еще добавить слова и уточнить смысл предложения? (Дети добавляют слова в предложение. Возможный вариант предложения: «На уроке рисования в школе дети очень красиво рисуют цветы».)
— Могут ли быть в предложении другие слова, кроме главных членов? (Да.)
— Сегодня на уроке мы узнаем, как называются эти слова.
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 31 и прочитайте, что мы сегодня на уроке узнаем. (Что такое второстепенные члены предложения.)
— Кто уже догадался, как называются все остальные слова в предложении, кроме главных членов? (Второстепенные • члены предложения.) Упр. 33 (с. 31).
— Чем отличается слово паучок от слова паук! (Паучок маленький, так называют ласково паука.)
— Какой по размеру гамачок? (Маленький.)
— Докажите, что выделенные слова — основа. (Если убрать ее,
смысл предложения непонятен.) (Фронтальная работа. Ответы на вопросы упражнения.)
— Прочитайте правило на с. 31 самостоятельно.
— Для чего нужны второстепенные члены предложения?(0ни поясняют главные члены.)
V. Физкультминутка
От зеленого причала
Оттолкнулся теплоход.
Раз, два...
(Встать из-за парт.)
Он назад поплыл сначала.
Раз, два.
(Шаги назад.)
А потом поплыл вперед.
Раз, два. (Шаги вперед.)
• •' И поплыл, поплыл по речке, -Набирая полный ход. (Волнообразные движения руками.)
VI. Закрепление изученного материала
Упр. 34 (с. 31).
— Найдите в предложениях, которые мы записали, подлежащее. Как подчеркнете подлежащее?
— Прочитайте правило на с. 33 и скажите, что такое сказуемое.
— Найдите в предложениях, которые мы записали, сказуемое. Как подчеркнете сказуемое?
— Спишите предложения первого столбика, подчеркните подлежащее и сказуемое.
V, Физкультминутка
Вышли уточки на луг,
Кря-кря-кря!
(Шаги на месте.)
Пролетел веселый жук,
Ж-ж-ж!
(Взмахи руками.)
Гуси шеи выгибают,
Га-га-га!
(Круговые вращения головой.)
Юповом перья расправляют.
(Повороты туловища влево и вправо.)
Ветер ветки раскачал,
(Покачивания поднятыми вверх руками.)
Шарик тоже зарычал: р-р-р!
(Руки на поясе, наклон вперед, смотреть перед собой.)
Зашептал в воде камыш: ш-ш-ш!
(Руки вверх, потянуться.)
И опять настала тишь: ш-ш-ш.
(Сесть за парту.}
VI. Закрепление изученного материала Упр. 36 (с. 33).
— Прочитайте стихотворение.
— О чем это стихотворение ? (О дожде в лесу.)
— Что означает выражение банный день? (День, когда люди моются, ходят в баню.)
— Озаглавьте стихотворение. (Банный день.)
— Спишите два первых предложения. Найдите в них подлежащее и сказуемое, (Образец разбора дает учитель. Второе предложение разбирает ученик.)
Образец разбора Загремел веселый гром...
В этом предложении говорится о громе. Что? (кто?) гром. Это подлежащее, подчеркиваем одной чертой. Гром (что сделал?) загремел. Это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами,
— Что такое подлежащее?
— Что такое сказуемое? Упр. 37(с. 34). (Фронтальная работа.) Упр. 38 (с. 34). (Работа в парах.)
VII. Рефлексия Карточка
Пользуясь схемой, найди и подчеркни подлежащее и сказуемое.
' На лугу распустились цветы. В траве стрекочут кузнечики. Летит зигзагами большая пестрая бабочка. Жук залез на травинку. Насекомые радуются лету и теплу.
(Сверка с образцом. Самооценка.)
— Оцените себя с помощью «светофора».
Зеленый цвет — я уже понял, как находить подлежащее и сказуемое.
Желтый цвет — я еше не все понял.
Красный цвет— я пока еще не понял, как находить подлежащее и сказуемое.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового узнали о предложении? (Главные члены предложения называются подлежащим и сказуемым.)
— Что такое подлежащее?
— Что такое сказуемое?