Файл: Приемы компрессии текста. Создание сжатого изложения.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Присняк Елена Александровна, магистр филологии,
главный специалист центра УМР ГАУ ДПО ПК ИРО
elenaprisnyak@gmail.com; 8(902)506 84 60
Условия успешного выполнения задания 1
• передать основное содержание ТРЁХ микротем;
• использовать приемы сжатия текста для ТРЁХ микротем;
• сохранить абзацное членение текста;
• написать текст связно, соблюдая логические переходы от одной микротемы к другой.
Обычно в текстах наблюдается сочетание нескольких типов.
Приемы сжатия (компрессии) текста
СЖАТИЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА способ сжатия текста - ИСКЛЮЧЕНИЕ
СЖАТИЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА способ сжатия текста - ОБОБЩЕНИЕ
СЖАТИЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА способ сжатия текста - ЗАМЕНА
Замена однородных членов обобщающим словом;
сложного предложения – простым;
части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
части текста одним предложением;
части предложения местоимением.
СЖАТИЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА способ сжатия текста - ЗАМЕНА
Сформулировать получившееся предложение.
Потренируемся: приём исключения
Потренируемся: приём исключения
Потренируемся: приём обобщения
Приемы компрессии текста.
Создание сжатого изложения.
Присняк Елена Александровна, магистр филологии,
главный специалист центра УМР ГАУ ДПО ПК ИРО
elenaprisnyak@gmail.com; 8(902)506 84 60
Условия успешного выполнения задания 1
• передать основное содержание ТРЁХ микротем;
• использовать приемы сжатия текста для ТРЁХ микротем;
• сохранить абзацное членение текста;
• написать текст связно, соблюдая логические переходы от одной микротемы к другой.
ИЗЛОЖЕНИЕ
- Изложение – это работа по восприятию, осмыслению, передаче содержания текста, а также его художественно-стилистических особенностей.
- По характеру текстового материала выделяется несколько типов изложений:
- повествовательное (с сюжетным, фабульным содержанием);
- описательное (или с элементами описания);
- изложение-рассуждение (или с элементами рассуждения).
ИЗЛОЖЕНИЕ
Обычно в текстах наблюдается сочетание нескольких типов.
Так, в повествовательный текст нередко включаются элементы описания, в описательных текстах зачастую присутствует рассуждение, а в изложениях-рассуждениях бывает порой и описание, и повествование.
Особенности типов изложений
- Повествовательное, или сюжетное, изложение — наиболее простой вид работы. В нем может идти речь о происходящих событиях, о жизни людей (или городов, стран и т. п.), о характере какого-либо рода деятельности и т. д.
Повествование бывает обычно художественное, но возможно и чисто информативное. Главным в повествовательном изложении являются сведения о сменяющих друг друга событиях.
Особенности типов изложений
- Чтобы успешно справиться с повествовательным текстом, нужно уточнить его тему и основную мысль (иногда она заключена в заглавии текста). Потом нужно выявить микротемы и постараться озаглавить каждую из них.
Особенности типов изложений
- Работа над изложением систематизируется, если ученик ответит для себя на следующие вопросы:
1. Есть ли в каждом из фрагментов сведения, без которых все последующее повествование будет непонятным?
2. Какие детали происходящего важны для развития действия, для раскрытия основной мысли, а какие можно опустить? Почему?
3. Как мысль, выраженную в каждом фрагменте, сформулировать короче?
4. Как автор относится к персонажам?
5. Кого из них можно назвать главным действующим лицом? Как этот герой связан с основной мыслью текста?
Особенности типов изложений
- Описательное изложение – более сложный (если не самый сложный) вид работы. В описательных изложениях всегда предстает статичная картина, передающая подробное изображение предмета (явления, состояния, внешнего портрета человека и т. п.) и его признаков.
При написании такого вида изложения важно не упустить каждый предмет, каждую мелочь, составляющие общую картину.
Особенности типов изложений
- Чтобы воспроизвести текст, связанный с описанием предмета, необходимо задать себе вопросы:
1. Какие детали предмета и почему именно они выбраны для его показа?
2. Какие признаки этих деталей рисуются в тексте?
3. Как эти признаки сгруппированы (сравниваются)?
4. Какие средства языка использованы?
Особенности типов изложений
- Изложение-рассуждение. Этот вид работы чаще всего вызывает трудность у обучающихся. Изложение-рассуждение помогает развитию логического мышления, приучает к развертыванию аргументации, обоснованию своих положений, а также к точным формулировкам выдвинутых в работе тезисов, четко определяющих цель высказывания.
Особенности типов изложений
- Работа над изложением такого типа предусматривает решение нескольких задач:
1.Выделение в тексте всех компонентов рассуждения;
2.Уточнение основной мысли высказывания;
3.Построение рассуждений со сложной аргументацией;
4.Отбор языковых средств;
5.Воспроизведение текста от третьего лица;
6.Построение собственных рассуждений, обосновывающих вывод из сказанного.
Изложение (задание 1)
- Максимальный балл – 7
- Критерии оценивания содержания изложения
- умение передать содержание, отразив все микротемы текста - (2-0)
- умение применять приёмы сжатия текста - (3-0)
- умение связно, последовательно, логично излагать текст (речевое оформление, логика) - (2-0)
Изложение (задание 1)
- Максимальный балл - 10
- Критерии оценки грамотности и фактической точности
(суммарно за изложение и сочинение)
1.Соблюдение орфографических норм (2-0)
2.Соблюдение пунктуационных норм (2-0)
3.Соблюдение грамматических норм (2-0)
4.Соблюдение речевых норм (2-0)
5.Фактическая точность речи (2-0)
Приемы сжатия (компрессии) текста
Исключение
Обобщение
Замена (упрощение)
ИК2
ИК2 | Сжатие исходного текста | Балл |
| Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. | 3 |
| Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста. | 2 |
| Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста. | 1 |
| Экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста. | 0 |
СЖАТИЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА способ сжатия текста - ИСКЛЮЧЕНИЕ
- ИСКЛЮЧЕНИЕ вводных слов; однородных членов предложения; повторов; однотипных примеров; риторических вопросов и восклицаний; цитат; деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; пояснений, рассуждений, описаний; слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
- Важно! Исключать можно только второстепенную информацию!
- выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали;
- объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.
- Возможность сокращения текста чаще всего
- Сказка живёт везде, во всём: в деревьях,
- Сказка живёт везде, во всём. (5 слов)
основана на явлении распространенности речи.
листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (22 слова)
В качестве распространения являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всём. Уберём эти однородные обстоятельства. Смысл предложения не изменится.
- Обобщение парцеллированных предложений;
- ряда предложений, связанных одной мыслью;
- частей предложений;
- конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
СЖАТИЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА способ сжатия текста - ОБОБЩЕНИЕ
При обобщении необходимо:
- Найти в тексте мелкие, единичные факты.
- Найти в этих фактах общее.
- Объединить эти факты на основе общего.
- Сформулировать получившееся предложение.
- Сказки научат тебя быть добрым, ты
- Сказки научат доброте, оптимизму,
увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут, как весёлый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов)
выручат из беды. (7 слов)
СЖАТИЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА способ сжатия текста - ЗАМЕНА
Замена однородных членов обобщающим словом;
сложного предложения – простым;
части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
прямой речи – косвенной;
части текста одним предложением;
части предложения местоимением.
СЖАТИЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА способ сжатия текста - ЗАМЕНА
При замене необходимо найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением.
Сформулировать получившееся предложение.
- Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов)
- Сказки любят все. (3 слова)
Необходимо учесть
- То, какими приёмами компрессии текста пользуется экзаменуемый, зависит не только от уровня его умений, но и от характера текста. Чаще всего для сжатия удаётся использовать приём исключения, реже всего – обобщения. Критерий ИК2 позволяет оценить уровень компрессионных умений девятиклассника применительно к любому тексту публицистического или научного (научно-популярного) стилей.
- Степень сжатия исходного текста в изложении может несколько разниться. Важно при оценивании работы по данному критерию ориентироваться не на количество слов в изложении, а на уровень владения экзаменуемым приёмами сжатия текста.
Потренируемся: приём замены
Подробный текст | Способ сжатия | Сжатый текст |
И Куприн наравне со всеми тянул сети, разгружал баркас, мыл палубу после очередного рейса. | Замена ОЧ обобщающим наименованием | |
Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? | Замена предложения или его части указательным местоимением | |
Когда Александр Иванович решил поступить в рыболовецкую артель, ему устроили экзамен… | Замена С П П простым предложением |
Потренируемся: приём замены
Подробный текст | Способ сжатия | Сжатый текст |
И Куприн наравне со всеми тянул сети, разгружал баркас, мыл палубу после очередного рейса. (14) | Замена ОЧ обобщающим наименованием | И Куприн наравне со всеми работал. (6) |
Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? (21) | Замена предложения или его части указательным местоимением | Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила заставляла его работать? (12) |
Когда Александр Иванович решил поступить в рыболовецкую артель, ему устроили экзамен… (11) | Замена С П П простым предложением | При поступлении в рыболовецкую артель он сдавал экзамен. (8) |
Потренируемся: приём исключения
Подробный текст | Способ сжатия | Сжатый текст |
Всё было значительно проще: он был очень любопытным и любознательным человеком. | Исключение повторов | |
Вот центральные улицы и площади городов, названные в честь поэта, и даже город его имени. | Исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение |
Потренируемся: приём исключения
Подробный текст | Способ сжатия | Сжатый текст |
Всё было значительно проще: он был очень любопытным и любознательным человеком. (11) | Исключение повторов | Всё было значительно проще: он был любознательным человеком. (8) |
Вот центральные улицы и площади городов, названные в честь поэта, и даже город его имени. (15) | Исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение | Вот город, площади и центральные улицы названы его именем. (9) |
Потренируемся: приём обобщения
Подробный текст | Способ сжатия | Сжатый текст |
Не счесть драматических спектаклей, опер и балетов! | Однородные члены – обобщающая конструкция | |
Ещё есть мелочь разная – брелоки, значки, шкатулки с изображением поэта. |