Файл: Государственное регулирование труда и занятости в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Представителями работодателей в социальном партнерстве согласно ст. 33 ТК являются: руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица  в соответствии с трудовым законодательством, учредительными документами организации и локальными нормативными актами. Представителями работодателей – государства и муниципального образования – являются их исполнительные органы.

Органами социального партнерства являются комиссии, создаваемые социальными партнерами, по урегулированию социально-трудовых отношений на всех пяти уровнях системы партнерства. На федеральном уровне образуется трехсторонняя комиссия, правовой статус которой определен законодательно. Аналогичные комиссии могут образовываться в субъектах Федерации и на территориальном местном уровне. Отраслевые комиссии могут быть созданы как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.

Основное предназначение социального партнерства состоит в том, чтобы путем переговоров достичь согласованности противоположных интересов работников и работодателей, снять острые проблемы. Этим вопросам посвящена гл.6 ТК РФ. Решение принимается при единогласном голосовании сторон комиссии. Если в ходе работы трехсторонней комиссии (на любом уровне) возникают споры по каким-либо вопросам, по таким вопросам составляется протокол разногласий и они разрешаются в соответствии с порядком разрешения споров.

Достижение целей социального партнерства происходит благодаря использованию различных форм (ст.27 ТК РФ) [6]: коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений; взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; участия работников, их представителей в управлении организацией; участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров [6]. Законодатель признает производственную демократию формой социального партнерства.

2.2 Виды социально-партнерских соглашений



Политические изменения в России в последнее десятилетие и переход к рыночным отношениям в экономике вызвали изменения и в социальном партнерстве. Появился новый вид правовых актов-договоров, расширивший договорное регулирование в сфере труда. Социально-партнерские соглашения стали заключаться не только на уровне организации, но и на уровне Федерации и ее субъектов.


Социально-партнерское соглашение – это правовой акт социального партнерства, устанавливающий общие принципы регулирование труда, заключенный между представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях [8, c.10]. Статья 45 ТК РФ раскрывает понятие соглашение как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции [6].

Соглашение занимает по отношению к трудовому законодательству подчиненное положение, должно ему соответствовать и не противоречить. Само название «соглашение» указывает на то, что это определенный вид договора с определенным кругом его участников, их интересами и целями. Эти соглашения расширяют договорный централизованный метод регулирования отношений в сфере труда.

Как и коллективный договор, соглашение является правовой формой социального партнерства. Однако сфера и характер его применения отличаются от коллективного договора. Коллективный договор регулирует отношения работников и работодателей на уровне предприятия (организации), соглашение регулирует социально-партнерские отношения на более высоком уровне. Как и коллективный договор, соглашения занимают по отношению к трудовому законодательству подчиненное место, так как условия соглашений не могут противоречить трудовому законодательству и ухудшать по сравнению с ним положение работников, иначе они недействительны. Более того, призваны повышать их социальные гарантии, условия труда и быта.

Целью заключения генерального соглашения является установление общих принципов регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне. Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

В зависимости от количества участников соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

По сфере регулирования отношений и уровню их заключения различают соглашения: федеральные, отраслевые, региональные и территориальные.

Соглашение, заключаемое в различных сферах может быть: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения [8, c.15].


Каждый вид соглашений предполагает конкретный круг участников и определенный вид отношений в сфере труда, т.е. конкретную сферу регулирования.

  • Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.

  • Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.

  • Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

  • Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

  • Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

  • Иные соглашения - соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

  • На федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства может заключаться одно трехстороннее соответственно генеральное, межрегиональное, региональное, территориальное соглашение.



Заключение



Для развития социально-правового государства и гражданского общества в условиях рыночной экономики важным является оказание социальной поддержки и содействия активному трудовому населению. Одним из основных принципов оказания государственной социальной поддержки различным категориям граждан является их занятость, управлению которой в России уделяется достаточно много внимания. Одной из самых острых и давних социально-экономических проблем является безработица. При этом дело даже не в том, что ее уровень высок. Дело в качестве рабочих мест и уровне зарплат тех, кто безработными у нас в стране не считается.

Провозглашение России правовым социальным государством обязывает к проведению активной социальной политики
, в том числе в сфере правового регулирования содействия занятости и защиты от безработицы на уровне отдельных субъектов федерации. На современном этапе в России в основном сформировалось законодательство о занятости, функционирует система органов федеральной государственной службы занятости, действуют организационно-правовые механизмы содействия занятости и трудоустройства, а также механизм социального партнерства .

Социальное партнерство представляет собой особую систему отношений, возникающих между наемными работниками и работодателями при посреднической роли государства, по согласованию экономических интересов в социально-трудовой сфере и урегулированию социально-трудовых конфликтов. В современных условиях именно социальное партнерство должно выступить как способ цивилизованного согласования интересов различных групп при разрешении возникающих противоречий и предотвращения конфликтов в социально-трудовой сфере.

В большинстве стран система социального партнерства реализуется посредством заключения не только коллективных договоров на предприятиях, но и соглашений на уровне общества в целом или отдельных регионов (вертикальная система договоров и соглашений). Такие соглашения заключаются между организациями, представляющими интересы наемных работников, объединениями работодателей и государством. На уровне общества предметом переговоров становятся основные направления социально-экономической политики, включая разработку показателей и индикаторов социального благополучия нации, системы социальных гарантий для всех слоев населения, а также мер по защите интересов субъектов трудовых отношений.

В России социальное партнерство, по существу, являет собой трансформированную форму социально-трудовых отношений советского времени: изменились субъекты, сложились новые институты, деятельность которых регулируется принятыми в постсоветский период законами и правовыми нормами.

Основная цель социального партнерства в России - достижение социального мира и дальнейшее продвижение по пути практической реализации важнейшего постулата Конституции РФ - создания социально ориентированной экономики, поскольку социальное партнерство – это идеология цивилизованного общества рыночной экономики, которое возможно лишь в обществе рыночной экономики, находящемся на определенном уровне экономической, социальной и правовой зрелости.

Список использованных источников






  1. Конституция Российской Федерации (прин. всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2875/ (дата обращения: 21.03.2023).

  2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод, закл. в Риме 04.11.1950 г. https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=30222&dst=1000000001&demo=1 (дата обращения: 21.03.2023).

  3. Международный пакт от 16 декабря 1966 года «О гражданских и политических правах», вступил в силу с 23 марта 1976 года - https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=5531&demo=1 (дата обращения: 21.03.2023).

  4. Рекомендация МОТ № 204 о переходе от неформальной к формальной экономике. Режим доступа: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---relconf/documents/meetingdocument/wcms_379225.pdf (дата обращения: 21.03.2023).

  5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_442371/ (дата обращения: 21.03.2023).

  6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N197-ФЗ
    - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 21.03.2023).

  7. Закон РФ от 19 апреля 1991 года № 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации» - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_422038/ (дата обращения: 21.03.2023).

  8. Бородин И.И. Понятие, система, стороны и субъекты социального партнерства (сравнительно-правовое исследование) // Трудовое право, 2019. - №1. - с.8-23

  9. Осипов Е.М. Институт социального партнерства в России. - М.: Издательство МГУ, 2020.

  10. Морозов П. Е. Совершенствование преподавания трудового права в образовательных организациях высшего образования // Lex russica. - 2019. - № 9. - С. 116-120

  11. Мухамадеева Г. А. Способы получения налоговой выгоды // Финансовое право. - 2021. - № 12. - С. 33-36

  12. Ногина О. А. О понятии и признаках специального налогового режима // Актуальные проблемы российского права. - 2020. - № 11. - С. 68-70

  13. Семигин Г.Ю. Социальное партнерство в современном мире. - М.: Мысль, 2005. – 125 с.

  14. Социальное партнерство как фактор стабилизации социально-трудовых отношений // Социология власти. - 2019. - № 7. - с. 119-126

  15. Орлова Е. Е. Занятость населения как правовая категория: понятие и признаки // Трудовое право в России и за рубежом. - 2021. - № 1. - С. 15-18.

  16. Статистика и аналитика. ФНС РФ. URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/ (дата обращения: 23.03.2023).

  17. Трудовые ресурсы. Занятость и безработица. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/# (дата обращения: 22.03.2023).