Файл: Органическая теория общества Г. Спенсера Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
включая институт власти, армию, прогрессивные в прошлом организации. Становится малоэффективной деятельность «промышленных классов», движению масс мешают единицы, прежде всего из числа политиков. При распадении общества растет беспорядок, правительство часто предпринимает неподготовленные и даже нелепые действия, «прерывается течение промышленных и торговых процессов, находящихся в тесной связи со всем политическим организмом».

Эта проблема постоянно решается в западной социологии и сейчас, а потому стоит оценить актуальность высказываний Спенсера. Картина распада общества отражена им всесторонне и глубоко и дает немало для понимания современных процессов, происходящих также и в нашем обществе. Можно с полным основанием сказать, что многие суждения и взгляды Герберта Спенсера могут помочь нашим современникам глубже разобраться в содержании сегодняшней жизни.

Герберт Спенсер также делает акцент на том, что общество как биологический организм состоит из взаимосвязанных и взаимозависимых частей и, следовательно, задачей социолога является изучение взаимосвязей и взаимозависимостей в этом целостном образовании. Общество рассматривается через идею эволюции - движения от бессвязной однородности (гомогенности) к разнородности (гетерогенности), от рассеянности к концентрированности. В ходе эволюции возрастает дифференциация структуры и функций (рост структурной разнородности), что обусловливает устойчивое развитие. Всякое однородное целое оценивается как неустойчивое. Рост дифференциации сопровождается ростом интеграции. Результат этих процессов - состояние динамического равновесия.

Таким образом, социальная жизнь всегда стремится к равновесию, проявляющемуся в нейтрализации возмущений и в приспособлении к новым условиям. Спенсер рассуждает об усложнении в ходе эволюции связей системы с окружающей средой. Однако его трактовка общества как специфического дискретного организма приводит к рассмотрению социальной системы как закрытой, а потому энтропийной (не обменивающейся со средой энергией, веществом и информацией).

Г. Спенсер идею стабильности общества связывал с уровнем дифференциации его структуры и функций6. Результатом роста дифференциации, по его мнению, являлось динамическое равновесие общественной жизни, характеризующееся способностью нейтрализовать возмущения и приспособиться к новым условиям существования общества.


Заключение

В последнее время, в связи с актуализацией проблематики эволюционного развития общества, гармонизации его социальных институтов, интерес к творческому наследию Спенсера в России возрос. Довольно часто в социологической литературе в поле зрения учёных попадает тот или иной аспект научного творчества Г. Спенсера. Возрастает научный интерес к работам Спенсера и в зарубежных странах в контексте поиска оптимальных путей формирования и социального прогресса современной цивилизации (Б. Абель, Л. Бигли, Д. Вине, Е.Ф. Паул, Р.Б. Перрин, М. Райе, Дж. Тернер, В.А. Хайнес и др.), проблем этики (Д. Винстон, Р.Д. Ричарде и др.), социальной динамики политических систем (Т.С. Грей, А. Патерсон, Т. Фитцжеральд, Р.П. Хаскес и др.) Герберт Спенсер рассматривал общество как единую систему взаимодействия факторов - природных (прежде всего биологических) и социальных. Он подчёркивал, что все стороны общественной жизни органично взаимосвязаны и не могут функционировать вне данной связи. Спенсер сравнивал общество с живым биологическим организмом, так как в процессе роста и развития все общества, как живые организмы, увеличиваются в массе; и те и другие усложняются; части общества приходят во всё большую зависимость друг от друга; и те и другие продолжают жить как целое, хотя составляющие их единицы постоянно меняются и исчезают. Органическая теория общества Спенсера не отличалась особой оригинальностью, спекулируя на крайне идеалистическом понимании сил общественного развития, признавая, что такой сложный организм как общество "живет не хлебом единым", фактически строила всю теорию по образу эволюции "агрегатов", каковыми для Спенсера были неорганические тела и простые живые организмы, считая в данном случае движущими силами не законы природы, а загадочные сверхъестественные силы. Агрегатами же должны были быть общественные классы и институты власти, взаимодействующие подобно органам в живом организме, определяя и развитие друг друга, и смерть всей системы. Спенсер считал социальные революции необходимым и естественным процессом смены фаз развития общества. Обобщение же подобного взгляда может потребовать отказа от идеи свободы воли в жизни человека. Действительно, процесс "дифференциации" здесь может постепенно захватывать все более частные стороны жизни, равновесие же, наступающее в конце, отменяет свободу воли полностью. Согласно взглядам Г. Спенсера на проблему стабильности общества социальное равновесие есть результат приспособительных действий, гармонии интересов людей и социальных институтов, компромиссов в действиях людей и социальных институтов. Распад общества – процесс, обратный социальной гармонизации, который совершается под воздействием внутренних и внешних причин. Ему способствуют снижение эффективности государственных институтов (институт власти, армия и др.) и малоэффективность деятельности промышленных классов, неверные действия политиков и др. В правильности мыслей Г. Спенсера мы убеждаемся, вспоминая недавнее прошлое российского общества. В теории эволюции (в том числе социальной) Спенсер выделил следующие основные моменты: интеграцию (переход от простого к сложному); дифференциацию (переход от однородного к разнородному); возрастание порядка (переход от неопределённого к определённому). Важно отметить, что по мнению Спенсера, социальное равновесие есть результат приспособительных действий, гармонии интересов людей и социальных институтов, компромиссов в действиях людей и социальных институтов.
Необходимо отметить тот факт, что распад общества Спенсер рассматривает как процесс, обратный социальной гармонизации, который совершается под воздействием внутренних и внешних причин. Распаду общества, по его мнению, способствует снижение эффективности государственных институтов, малоэффективность деятельности «промышленных классов», неверные действия политиков и т.д.

Список использованных источников


 

  1. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

  2. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1997.

  3. История теоретической социологии / Под ред. И. Ф. Девятко. М.,1998.

  4. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. – М.: Феникс, 1994. – 688 с.

  5. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские Т.1. VII. Социальный организм. М.: Современный литератор, 1999.

  6. Спенсер Г.Система синтетической философии. В 2 т. Т. 1. — СПб, 1899.

  7. Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, O.A. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 407 с.

  8. Тексты по истории социологии XIX-XX вв. Хрестоматия. М., 1993

  9. Фролов С.С. Социология. М., 1999.


1 Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. – М.: Феникс, 1994. – с. 196.

2 См.: Спенсер Г. Научные, политические и философские опыты. — СПб., 1866. — С. 421, 458.

3 См.: Спенсер Г. Система синтетической философии. В 2 т. Т. 1. — СПб, 1899. — С. 229.

4 См.: Спенсер Г. Система синтетической философии. В 2 т. Т. 1. — СПб, 1899. — С. 235.

5 Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, O.A. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - с. 31.

6 См. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские Т.1. VII. Социальный организм. М.: Современный литератор, 1999.