Файл: Эмпирические исследования свойств внимания (Методика исследования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.02.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По данным нашего исследования у 60% испытуемых младших школьников объем внимания выше среднего. То есть, количество удерживаемых объектов достаточно велико. Это повышает уровень работоспособности и скорость выполнения задания, так как они способны держать в поле зрения большое количество цифр одновременно, и им не приходится долго блуждать взглядом по таблице в поиске очередной цифры.

У 40% учеников низкий уровень объема внимания, то есть времени на поиск следующей цифры у них уходит немного больше, так как в поиске одной цифры они обращают меньше внимания на те цифры, которые им в данный момент не нужны.

Расстройства внимания разной степени бывают как временные явления у совершенно нормальных людей при утомлении или эмоциональном напряжении. В некоторых случаях недостаточность внимания становится устойчивой, и в этих случаях ее называют «невнимательность» (в противовес такому свойству как внимательность). В зависимости от особенностей и форм сочетания различных свойств внимания, приводящих к невнимательности, можно говорить о трех ее типах.

Первым типом невнимательности является рассеянность (порхающее внимание), определяемая легкой непроизвольной переключаемостью слабо концентрированного внимания. Этот вид невнимательности свойственен дошкольникам и людям ослабленным, астенизированным в результате сильного переутомления или болезни.

Второй тип невнимательности, напротив, определяется высокой интенсивностью и концентрацией внимания при трудностях переключения. Этот тип «невнимательности ученого», сосредоточенного на своих мыслях.

Третий тип невнимательности характеризуется весьма слабой концентрацией внимания и еще более слабой его переключаемостью. Этот тип невнимательности связан с постоянным или временным снижением силы и подвижности нервных процессов. У здоровых людей подобная невнимательность является переменной в результате переутомления.

Таким образом, можно говорить о том, что все свойства внимания взаимосвязаны между собой, и нарушение или неразвитость отдельного свойства может влиять на другие, а может компенсировать его. В то же самое время каждое из свойств можно рассматривать отдельно от других, и при нарушении одного свойства все прочие могут иметь достаточно высокий уровень выраженности.

Имеющиеся в арсенале психодиагностики методики, направленные на изучение свойств внимания, как правило, могут выявить сразу несколько его свойств. Однако для данного исследования нами была выбрана именно эта стратегия диагностики внимания и именно этот комплекс методик.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данного исследования было изучение свойств внимания у младших школьников.

Анализ психологической литературы по теме исследования показал, что внимание не может быть поставлено в один ряд с такими психическими процессами как ощущение, восприятие, мышление. Являясь лишь одной из сторон этих процессов, оно необходимо и при восприятии, и при мышлении, и при действии. Так, восприятие со вниманием всегда отличается упорядоченным характером: мы воспринимаем только то, что относится к задаче, которая стоит перед нами, не отвлекаемся на побочные раздражения, благодаря чему воспринимаем предметы и явления с большей ясностью.

Свойства внимания — направленность, объем, распределение, сосредоточенность, интенсивность, устойчивость и переключаемость — связаны со структурой деятельности человека.

При исследовании внимания следует учитывать, что качества внимания у одного и того же человека зависят от многих факторов: возможны колебания внимания в зависимости от утомления и общего состояния организма, отношения человека к тому или иному виду деятельности, его эмоционального состояния. С другой стороны, внимание всегда «включено» в самые разнообразные психические явления, при его исследовании существует необходимость вычленения, «извлечения» его из этих процессов. Большинство разработанных проб на испытание внимания имеют варианты, позволяющие не только выявлять, но и количественно выражать различные свойства внимания: объем, переключаемость, устойчивость, концентрацию, избирательность и другие.

Эмпирическое исследование свойств внимания у младших школьников позволило сформулировать следующие выводы:

  1. Большая часть младших школьников имеют высокий или средний уровень развития отдельных свойств внимания.
  2. У младших школьников менее всего развита устойчивость внимания, и более других свойств развит объем внимания.
  3. Только 40% школьников имеют одинаковые показатели устойчивости, концентрации и объема внимания.
  4. У 60% младших школьником такие свойства внимания как устойчивость, концентрация и объем имеют разные уровни развития.

Таким образом, подтвердилась гипотеза исследования о том, что у детей младшего школьного возраста свойства внимания имеют разную степень развития. Высокий уровень развития одного свойства внимания не означает такого же уровня развития у других его свойств.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 4-е изд., стер. – М.: Издательство «Ось-89», 2006. – 272 с. (Практическая психология)
  2. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб.: прайм, - ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с. (Проект «Психологическая энциклопедия»)
  3. Возрастные особенности психического развития детей. \ Под ред. М. И. Лисиной. – М.: Наука, 1982. – 306 с.
  4. Возрастные особенности учащихся и их учет в организации учебно-воспитательного процесса. \ Под ред. В.В. Давыдова, Д. И. Фельдштейна, Д. Б. Эльконина. - М., 1975.
  5. Гальперин П.Я. К проблеме внимания / Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – 447 с.
  6. Забрамная С.Д., Боровик О.В. От диагностики к развитию: Пособие для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. Изд. – 2-ое, переработанное и дополненное. – М.: Секачев, - 2004.
  7. Забродин Ю.М., Носуленко В. Н. Психологическое исследование познавательных процессов и личности. – М, 1981. – 199 с.
  8. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002.
  9. Кулагина И.Ю., Колюцкий В. П. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.
  10. Кузма Л.П. Виды нарушений произвольного внимания у учащихся младших классов: Дис. … канд. психол. наук: 19.00.07: Ярославль, 2005. – 149 с.
  11. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М.: Просвещение, 1991. – 306 с.
  12. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. – М., 2005. – 487 с.
  13. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2005. – 96 с.
  14. Лохов М.И., Фесенко Ю.А., Рубин М.Ю. Плохой хороший ребенок. (Проблемы развития, нарушения поведения, внимания, письма и речи). СПб., 2003. – 320 с.
  15. Лурия А. Р. Внимание и память. – М.: Наука, 1975. – 302 с.
  16. Мэш. Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 384 с.
  17. Общая психология / Под ред. А.В.Петровского. М.: Наука, 1986. – 426 с.
  18. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Прогресс, 1994. – 230 с.
  19. Практикум по возрастной психологии/ Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001. – 514 с.
  20. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2001. – 560 с.