Файл: Психологические модели управления людьми (Психологические закономерности управленческой деятельности).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
Регуляторы мотивации |
||
1. Рабочая среда |
2. Вознаграждение |
3. Чувство безопасности |
Рабочее место Уровень шума Фоновое звучание музыки Эргономика Столовая Дизайн Удобства Чистота Физические условия работы |
Зарплата и прочие выплаты Выходные Дополнительные выгоды Системы медобслуживания Социальные проблемы |
Опасение стать лишним Ощущение своей принадлежности к компании Уважение и одобрение окружающих Приемлемый стиль управления Отношения с окружающими Осведомленность о том, как в компании обращаются с работниками |
Главные мотиваторы |
||
4. Личностное развитие |
5. Чувство причастности |
6. "Интерес и вызов" |
Ответственность Экспериментирование Новый опыт Возможности для обучения |
Владение информацией Консультации Совместное принятие решений Коммуникация Представительство |
Интересные проекты Развивающий опыт Возрастающая ответственность Обратная связь с продвижением к цели |
1. Рабочая среда оказывает мощное влияние на работника, поэтому организациям не стоит жалеть средства и усилий на создание благоприятной обстановки для тружеников.
2. Вознаграждение сейчас обычно включает не только зарплату, но много других выплат, а также - выходные дни и особенно дополнительные выгоды: жилье, личное медицинское страхование, персональные автомобили, оплаченное питание и т.п.
3. Чувство безопасности. Это чувство связано с наличием работы, с отсутствием неуверенности в завтрашнем дне, с признанием и уважением окружающих, принадлежностью к группе и др.
4. Личностное развитие и рост. Ныне происходит (как уже сказано) эволюция взглядов менеджеров на отношение к личности. Если раньше главное внимание уделялось повышению квалификации работников, то теперь - развитию человеческих ресурсов, а в фирмах и на предприятиях создаются соответствующие службы.
5. Чувство причастности к общему делу присуще каждому работнику, он хочет ощущать свою "нужность" организации, поэтому руководители должны по возможности давать работающим полную информацию, иметь отлаженную обратную связь, знать мнение о коренных вопросах производства.
6. «Интерес и вызов" большинство людей ищет такой работы, в которой бы содержался "вызов", которая бы требовала мастерства и не была слишком простой. Даже чисто исполнительские работы надо стремиться превратить в интересные, приносящие удовлетворение. Факторы 1, 2 и 3 могут действовать как демотиваторы, если работники не удовлетворены ими, факторы 4, 5 и 6 могут увеличить заинтересованность работников и обеспечить организации крупные достижения.
Итак, рассматривая личность как объект управления, многие исследователи и практики признавали сложность и недостаточную изученность этого феномена. Здесь приведены лишь наиболее устоявшиеся представления о личности, о некоторых способах активизации ее поведения в процессе труда.
1.5 Классические модели управления персоналом
Величина дохода зависит от индивидуальной производительности труда, его продолжительности и эффективности. Понятно, что здоровый работник с высоким уровнем квалификации, обученности и мотивации приносит компании более высокий доход, которым определяется его ценность для фирмы. Основной теоретической посылкой концепции человеческих ресурсов является рассмотрение наемных работников как ключевого ресурса производства и отказ от представлений о рабочей силе как даровом богатстве, освоение которого не требует денежных средств и организационных усилий со стороны нанимателя. Тем самым человеческие ресурсы как бы уравниваются в правах с финансовыми и основным капиталом. В практике корпоративного управления функция управления персоналом до последнего времени не была в числе главных, что вполне объяснимо. Предпринимателю было значительно легче найти необходимую рабочую силу на рынке труда, чем получить доступ к свободным денежным ресурсам на рынке ссудного капитала. Приобретение нового оборудования обходилось все дороже, и корпорации создавали системы, обеспечивающие поддержание физического капитала в работоспособном состоянии на протяжении длительного времени. Наем же нового работника практически ничего не стоил, а уход работника или его преждевременный "износ" никак не отражались на состоянии активов и прибылях корпорации. Прежде всего возросла активность крупных фирм на рынке труда. Они освоили методы вербовки высококвалифицированных управляющих и специалистов непосредственно в вузах. Корпорации увеличили бюджет кадровых служб на повышение квалификации персонала. Крупным новшеством в кадровой работе является так называемое планирование человеческих ресурсов. Оно включает прогноз перспективных потребностей, разработку схем замещения по группе управляющих высшего звена, выявление недостающих человеческих ресурсов, а также планирование мероприятий, обеспечивающих их восполнение. Перестройка кадровой работы начиналась с управляющих и высокооплачиваемых специалистов. С позиции концепции человеческих ресурсов инвестиции в этот персонал наиболее оправданы. Компетентность и личная заинтересованность в фирме управляющих высшего уровня наиболее радикально влияют на общие результаты деятельности корпорации. Поэтому кадровая работа, включая систему вознаграждения, социального страхования и различных льгот, сориентирована на закрепление управленческой верхушки фирмы. Тогда как пренебрежение работой с рядовыми исполнителями способствовало высокой текучести этого персонала ввиду преждевременного физического или морального (устаревания профессиональных навыков) износа, низкого качества трудовой жизни. Наиболее значительные изменения происходят в отношении корпораций к тренировке профессиональных навыков и повышению квалификации работников. Важным отправным моментом теории человеческих ресурсов является посылка различий в ценности человеческих ресурсов. Речь идет о способности работника приносить большую или меньшую прибавочную стоимость в условиях фирмы. Различия в ценности определяются характером должности и индивидуальными различиями работников, занимающих одинаковую одноименную должность. Обучение персонала рассматривается в рамках подхода человеческих ресурсов как средства повышения индивидуальной трудовой отдачи. Частнокапиталистическая система хозяйствования усиливает разрыв между быстро изменяющимися потребностями производства и общим уровнем и характером профессиональной подготовки работников. Погоня многих корпораций за наиболее квалифицированной рабочей силой, обладающей практическим опытом, решает их частные проблемы, но усиливает общие диспропорции на рынке труда. Отражением этого обстоятельства является конкуренция за рабочую силу высокого качества. Переход к активным методам вербовки требует, однако, значительного увеличения бюджета кадровых служб. Расчеты по одной компании показали, что вербовка специалиста в колледже в среднем обходится фирме в 3 раза дороже по сравнению с обычными методами отбора из числа обратившихся на фирму. В корпорациях, которые идут на такие затраты, рабочая сила перестает быть даровым ресурсом. Поскольку в него инвестирован капитал, фирма становится заинтересованной в достаточно продолжительном и комплексном использовании этого специфического ресурса.
В практическом плане подобный подход связан с такими новыми моментами в кадровой работе, как составление прогнозов потребности по отдельным категориям персонала; специальный учет квалификации и профессиональных навыков с формированием банка данных; переход к активным методам вербовки и отбора персонала вне фирмы; и т.д. В крупных корпорациях стали создаваться элементы внутрифирменной социальной инфраструктуры различного назначения - от кафетериев до врачебно-физкультурных диспансеров, появились программы по улучшению условий труда и более общие программы повышения качества трудовой жизни. Ряд корпораций, заинтересованных в человеческих ресурсах высокого качества, в последние годы прилагает крупные усилия в изучении и разработке новых подходов к их планированию и использованию, новых форм организации управления.
1.6 Психологические аспекты управления персоналом
Личность как субъект управления, социально-психологические, методы реализации данного процесса на современных предприятиях, рекомендации по их использованию, условия и возможности. Методы управления персоналом - способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. На сей день выделяют три группы методов УП: административные, экономические и социально-психологические. Административные методы управления основываются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности, осуществляются в форме организационного и распорядительного воздействия.
Организационное воздействие направлено на организации процесса производства и управления и включает организационное регламентирование, организационное нормирование и организационно-методическое инструктирование. Организационное регламентирование определяет то, чем должен заниматься работник управления, и представлено положениями о структурных подразделениях, устанавливающими задач функции, права, обязанности и ответственность подразделений организации и их руководителей. На основе положений составляется штатное расписание данного подразделения, организуется его повседневная деятельность. Применение положения позволяет оценивать результаты деятельности структурного подразделения, принимать решения о моральном и материально стимулировании его работников. Экономические методы - это элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается прогрессивное развитие организации. Важнейшим экономическим методом управления персоналом является технико-экономическое планирование, которое объединяет и синтезирует в себе все экономические методы управления.
В условиях рыночной системы хозяйствования и сложного взаимодействия системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения усиливается роль экономических методов управления. Они становятся важнейшим условием создания целостной, эффективной и гибкой системы управления экономикой организации, которая выступает на рынке равным партнером других организаций в общественной кооперации труда. План экономического развития является основной формой обеспечения баланса между рыночным спросом на товар, необходимыми ресурсами и производством продукции и услуг. Для достижения поставленных целей необходимо четко определить критерии эффективности и конечные результаты производства в виде совокупности показателей, установленных в плане экономического развития. Таким образом, роль экономических методов заключается в мобилизации трудового коллектива на достижение конечных результатов.
Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, и т. п.) Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом. Социально - психологические методы базируются на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом их воздействия являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействие эти методы можно разделить на две основные группы:
1) социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействие в процессе трудовой деятельности,
2) психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека.
Методы управления персоналом можно также классифицировать по признаку принадлежности к функциям управления (нормирования, организации, планирования, регулирования, контроля, анализа). Более подробная классификация по признаку принадлежности к конкретной функции управления персоналом позволяет выстроить их в технологическую цепочку всего цикла работы с персоналом.
По этому признаку выделяются методы:
- найма, отбора и приема персонала;
- деловой оценки персонала;
- социализации, профориентации и трудовой адаптации персонала;
- мотивации трудовой деятельности персонала;
- организации системы обучения персонала;
Переход к рыночным условиям вносит существенные изменения, как в принципы, так и в конкретное содержание кадровой политики, в соотношения прав субъектов, участвующих в ее разработке. Руководство фирмы решает, какой тип работника формировать на перспективу и какой тип поведения выработать по отношению к наемной рабочей силе в конкретный период времени. Строгого единого критерия здесь нет. Руководству приходится принимать решения, исходя из основных стратегических целей фирмы.
II Кейс
В сложившейся ситуации крупного банка, куда по рекомендации взяли на работу сотрудницу в целях улучшения работы предприятия-банка, вариант «выдавливания» я считаю, является менее оптимальным, т. к. сотрудница имеет контакт с руководством банка и последующее ее «выдавливание» может влечь за собой последующее напряжение контакта учредителем.
Рассмотрев вариант проведения аттестации и увольнения за ненадлежащее исполнение обязанностей, является более оптимальным если сравнивать с вариантом «выдавливания», то исходя из человеческих качеств и не оправданные надежды учредителя в отношении дочери-сотрудницы банка, может повлечь так же некие трудности с взаимоотношениям с руководством за неоправданные надежды сделать профессионала из его дочери.
Решение выйти на руководство для разрешения ситуации, сложившейся в отделе, является самым правильным вариантом, т. к. непосредственно через управляющего можно донести до учредителя банка картину в которой из-за одного сотрудника разлаживается рабочий процесс всего банка и накаляется обстановка в сплоченном коллективе, если ни как не отреагировать на данную ситуацию можно потерять большое количество клиентов и прибыли банка. Любого руководителя заботит доход и рабочая обстановка его сотрудников своего предприятия, поэтому учредитель точно начнет искать выход из положения да бы сохранить репутацию и успешность организации.
Самое подходящее решение это объяснить, что входит в должностные обязанности сотрудницы и не зависимо от количества работы она должна выполнять вовремя, за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей в банке предусмотрены штрафные санкции в виде лишения премии, поэтому все остальные сотрудники только после выполнения всей работы могут быть свободны. Узнать есть ли еще, какие то проблемы в плане выполнения работы. Можно придумать балльную систему поощрения премией за переработанное время, в конце месяца по количеству набранных баллов за отработанное время будет отражаться в денежном эквиваленте.
Заключение.
Современный мир изменяется стремительно. Успех тех или иных компаний, да и экономических систем в целом определял рост количественных показателей. Теперь их успех определяют человеческие ресурсы и качественные характеристики отношения сотрудников к организации. Каждому руководителю и менеджеру по персоналу требуется понимание не только общих тенденций отношения к труду современных работников, но и критериев оценки работниками внутриорганизационных процессов и управленческих решений, принимаемых руководством. Как показывает опыт многих российских и зарубежных компаний, любые стратегии управления и меры по повышению эффективности деятельности персонала в конечном итоге оказываются безуспешными при отсутствии кардинальных изменений в культурном базисе. Для российского менеджмента в настоящий момент остро встают проблемы неудовлетворенности работников условиями труда и, как следствие, - снижения эффективности производственного процесса. Организации расходуют немалые средства на повышение уровня оплаты и оборудование новых удобных рабочих мест, однако уровень лояльности сотрудников и эффективность труда не меняются. А дело в том, что при поиске средств для повышения уровня удовлетворенности трудом необходимо ориентироваться не столько на объективные показатели условий труда в организации, сколько на субъективные оценки уровня удовлетворенности качеством трудовой жизни самого персонала. Тенденция привнесения трудовым коллективом индивидуальных и субъективно значимых компонентов (критериев) в оценку всех процессов и условий постепенно становится привычной практикой, затрудняющей понимание происходящих процессов руководством компаний. Поэтому вопрос понимания значимости тех или иных социальных и экономических факторов организационного устройства, по-разному влияющих на трудовые коллективы организаций различных типов, сегодня становится наиболее актуальным.