Файл: Итальянский ренессанс (ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ В ИТАЛИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Возрождение, или Ренессанс (итал. Rinascimento; от «ri» - «снова» или «заново рожденный») - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени.

Примерные хронологические рамки эпохи - начало XIV- последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях - первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании).

Отличительная черта эпохи Возрождения - светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» - так и появился термин.

То, что принято называть Возрождением, было утверждением преемственности великой античной культуры, утверждением идеалов гуманизма. Это было концом средневековья и началом новой эры.

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета.

Эпоха Возрождения - период огромных экономических и социальных преобразований в жизни европейских государств, в значительной мере обусловленный перемещением торговых путей и созданием новых торговых и промышленных центров в связи с открытием Америки и укреплением турок на Балканах,- связана также с радикальными изменениями в области идеологии и культуры. Эпоха Возрождения - эпоха гуманизма и просвещения; в это время расширяются представления о мире, меняются взгляды на человека и его роль в обществе.

Идеал человека эпохи Возрождения - сильная физически и умственно, волевая личность, способная отстоять свои права, способная активно изменить и усовершенствовать мир. Отсюда - новое направление в философии, науке, литературе, художественной культуре, в том числе изобразительном искусстве и архитектуре.

За исходное начало берется античное наследие, последовательный рационализм которого соответствовал целям и представлениям молодого класса. Отсюда огромный интерес к античности, к древним произведениям искусства, архитектуры.

Областями, в которых с особой наглядностью проявилось переломное значение эпохи Возрождения, стали архитектура и изобразительное искусство.

Утверждение красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, представления о стройной закономерности мироздания, овладение законами объективного познания мира придают искусству Возрождения идейную значительность и внутреннюю цельность.


Коллективный опыт средневековых мастеров уступил место индивидуальному творчеству художника и архитектора. Возросла роль светской архитектуры (общественные здания, дворцы, городские дома) и светских жанров изобразительного искусства (портрет, пейзаж).

Наиболее полно отличительные особенности культуры Возрождения проявились в искусстве Италии. Открытие чувственного богатства и многообразия реального мира сочеталось в итальянском искусстве с аналитическим изучением действительности; была последовательно разработана и теоретически обоснована художественная система реалистического изображения мира, подкреплённая научным изучением законов линейной и воздушной перспективы, теории пропорций, проблем анатомии и светотеневой моделировки. Античное искусство было не только национальным классическим наследием и образцом, но и послужило отправной точкой в обращении итальянских художников к природе, в стремлении полнее раскрыть гармоничные закономерности бытия.

Эпоха Возрождения в культуре Италии - тема моей курсовой работы. Изучение наследия и достижений эпохи Возрождения актуально во все времена для любого образованного человека. Этот величайший период в истории культуры, подаривший миру многочисленные произведения искусства, чудесные скульптуры и картины, прекрасные архитектурные ансамбли, служит ориентиром для дальнейшего культурного развития.

Цель курсовой работы - исследование и изучение периода Возрождения в культуре Италии, для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Рассмотреть временные рамки периода Возрождения, основные его этапы.

Выявить основные предпосылки возникновения такого явления, как Возрождение, изучив политическое и социально - экономическое состояние Италии.

Сделать краткий обзор достижений итальянских ученых, художников, скульпторов, живописцев эпохи Возрождения.

Иллюстрировать наиболее выдающиеся и известные произведения искусства эпохи Возрождения.

Источниками информации для написания курсовой работы послужили труды ученых - искусствоведов, архитекторов, а также электронные ресурсы и художественные энциклопедии.

Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников. Для удобства изложения материала основная часть курсовой работы разбита на главы, описывающие отдельные направления развития культуры Италии периода Возрождения: живопись, скульптуру, архитектуру, литературу.


В рамках курсовой работы невозможно достаточно широко раскрыть изучаемую эпоху, поэтому моя курсовая работа представляет собой краткий экскурс в эпоху Возрождения в Италии.

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ В ИТАЛИИ.

1.1 Политическое состояние страны и предпосылки Возрождения

возрождение художник живописец скульптор

Италия является родиной всего европейского Возрождения, так как для этого здесь раньше всего созрели социально-экономические предпосылки. В Италии рано начали формироваться капиталистические отношения, и люди, которые были заинтересованы в их развитии, должны были выйти из-под гнета феодализма и опеки церкви. Это были буржуа, но это не были буржуазно-ограниченные люди, как в последующие века. Это были люди с широким кругозором, совершавшие путешествия, говорящие на нескольких языках и активные участники любых политических событий.

С середины 15 столетия прекратилось противостояние в международном плане ислама и христианства. О христовых походах или о священном газавате уже не могло быть и речи. Мусульмане окончательно овладели землями южного средиземноморья, а после захвата Константинополя (1453 год) окончательно вытеснили христиан из Азии.

Христиане, в свою очередь, окончательно вытеснили мусульман из католической (Западной) Европы, уничтожив в 1492 году ( в год открытия Колумбом Америки) на Пиренейском полуострове Кордовский халифат. Все населения Европы было окончательно христианизовано.

После окончания Столетней войны (1337-1453) между Англией и Францией в отношениях между европейскими странами наступает период относительного мира. Создались условия для того, чтобы спокойно осмотреться, уяснить свое историческое местонахождение, сделать из пройденного пути принципиальные выводы... Под эпохой Средних веков настало время подвести итоговую черту. Средневековье закончилось. Надлежит начинать новый этап исторического продвижения вперед. Неуклонно наступала эпоха Возрождения, Ренессанса.

Третьим важнейшим историческим фактором стал упадок влияния церкви на общественно-государственную жизнь стан Западной Европы. К этому времени христианство идеологически законсервировалось и в принципе оказалось неспособным к дальнейшему прогрессу: развитию или усовершенствованию. К этому присоединялось внутреннее моральное разложение церковной иерархии, вследствие чего она потеряла бывшую власть над светскими государями.


В свою очередь феодализм, как социально-политический строй, еще не исчерпал резервов своего прогрессивного развития. Более того, именно к рассматриваемому нами времени для расцвета феодализма. При этих условиях светская власть освобождается от церковного верховенства над собой. Церковь и христианство вытесняется с дороги исторического прогресса на маргинальные (побочные, второстепенные, только - сопутствующие) позиции. В Европе повсеместно началось интенсивное развитие государственно-политического строя абсолютной монархии, которая в границах своей власти берет верх над властью церковной. В Англии это осуществлено со времени утверждения на престоле династии Тюдоров (1485 год), во Франции - Людовика ХI (1461), в Испании - Изабеллы и Фердинанда (1479), в России - Ивана ІІІ (1462), в Венгрии - Матвея Корвина и так далее.

Ослабление, а то и - подрыв господства церкви в политической жизни народов Европы самым положительным образом сказалось на всех сторонах социальной, исторической и культурной жизни народов Европы.

В 14-15 столетиях в Италии, несмотря на ее политическую раздробленность, происходили глубокие, хотя и постепенные преобразования. Политические неурядицы, накопление богатств в этом центре мировой торговли и, наконец, богатая история Италии способствовали Ренессансу - возрождению традиций древних цивилизаций Греции и Рима.

Рост благосостояния сопровождался формированием общества, которое было урбанистическим, светским и глубоко индивидуалистическим. Города, возникшие еще в Римскую эпоху и никогда полностью не исчезавшие, возродились благодаря огромному подъему торговли и промышленности. Более того, распри между императорами и папами позволили городам, лавируя между обеими сторонами, освободиться от внешнего контроля. Всюду, за исключением юга Апеннинского п-ова, города стали распространять свою власть и на окружающую сельскую местность. Феодальной знати приходилось отказываться от привычного образа жизни и участвовать в интеллектуальной и духовной деятельности в городах.

В политическом отношении феодальная анархия сменилась полным хаосом. За исключением расположенного на юге Неаполитанского королевства, Апеннинский п-ов был разделен на множество мелких городов-государств, почти полностью независимых как от императора, так и от папы. Конечно, происходили различного рода захваты и слияния, но многие города могли успешно за себя постоять, и никакие соглашения или силы не могли принудить их к объединению. В то же время резкие социальные противоречия в самих городах и необходимость образования единого фронта против внешних врагов способствовали падению многих республиканских режимов, что облегчало деспотам захват власти. Люди, устав от нестабильности, сами искали или одобряли появление таких тиранов, которые правили с помощью наемников (кондотьеров), но вместе с тем стремились добиться уважения и поддержки у горожан. В этот период происходило значительное расширение более крупных государств за счет мелких, и к 1494 осталось лишь пять крупных государств и еще меньше городов-государств.


В эпоху Возрождения Италия процветала благодаря хрупкому балансу политических и культурных факторов, сложившемуся тогда в Европе и в мире в целом. В 14 - первой половине 15 в. страна была раздроблена на множество независимых государств. Династические, институционные и социальные факторы препятствовали превращению итальянской культурной общности в какую-то реальную форму политического единства. Как утверждали Макиавелли и другие итальянские мыслители этого времени, в сложившемся историческом парадоксе и следует искать корни блеска и трагедии итальянского Возрождения. Падение двух универсальных властных систем Средневековья - Священной Римской империи и папства - неоднократно побуждало предпринимать попытки объединения Италии.

В течение более ста лет (1305-1414) на это были направлены энергичные усилия, исходившие с Севера, Центра и Юга Италии. Их целью было достижение в той или иной форме единства страны или, по крайней мере, приведение множества государств под общую политическую власть. Наиболее значимые из таких усилий последовательно поддерживались Роберто Неаполитанским (1308-1343), Кола ди Риенцо в Риме (1347-1354), архиепископом Джованни Висконти Миланским (1349-1359) и римским кардиналом Эджидио Альборнозом (1352-1367). Последние две серьезные попытки соответственно на Севере и на Юге были предприняты под руководством Джана Галеаццо Висконти из Милана (1385-1402) и неаполитанского короля Владислава (1402-1414). Во всех этих случаях коалиции других сил в Италии собирались под знаменем «свободы Италии» и успешно противостояли стремлению навязать стране единое правление. После поражения Джана Галеаццо и Владислава последовал целый ряд войн между пятью крупнейшими итальянскими государствами.

В середине 15 в. Италия столкнулась с двумя новыми неблагоприятными факторами международной жизни. На Западе, за Альпами, подходила к концу затяжная борьба между феодальными династиями Европы, в частности, англо-французский конфликт. Поэтому следовало ожидать, что в итальянские дела вскоре вмешаются крупные континентальные государства - Франция, Испания и Австрия. На восточных - средиземноморском и адриатическом - флангах Италии появилась угроза со стороны османов.

Дальновидные государственные деятели в каждом из пяти крупных итальянских государств вскоре осознали, что затянувшаяся в Италии «гражданская война» должна быть прекращена. Начались мирные переговоры. По инициативе Козимо Медичи из Флоренции и папы Николая V дож Венеции Франческо Фоскари и герцог Миланский Франческо Сфорца в апреле 1454 заключили Лодийский мир. Зародилась федерация, к которой присоединились неаполитанский король Альфонсо Арагонский и, в конечном итоге, более мелкие итальянские государства под главенством папы. Священная Лига итальянских государств наложила запрет на конфликты в пределах Апеннинского п-ова и создала новую структуру мирного сосуществования.