Файл: Малые предприятия: преимущества, недостатки, перспективы развития, ИП Поляковой А.С.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Проблемы субъектов малого бизнеса актуальны во многих странах, в том числе и в России, что связано с существующими противоречиями в налоговом законодательстве и его нестабильностью. Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса зависят также от страны, от форм собственности, от льгот, которые предоставляются тем или иным видам деятельности предприятий малого бизнеса.

В последнее десятилетие у нас в стране много говорится об исключительной важности малого бизнеса для развития экономики, формирования «среднего класса», обеспечения политической и социальной стабильности в обществе.

В эти же годы принято немало законов, указов, постановлений и других нормативных актов, направленных на поддержку малого предпринимательства. Это ненамного улучшило положение представителей малого бизнеса в России. И самая главная причина этому – непосильные налог.

Актуальность темы состоит в том, что малое предпринимательство является важным составным элементом рыночной экономической системы, малый бизнес придает экономике должную гибкость, мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения, несет мощный антимонопольный потенциал, обеспечивает освоение новых перспективных производств.

Предмет исследования – функционирование предприятия. Объект исследования – малый бизнес.

Цель данной работы – изучить особенности и характерные черты малого бизнеса. Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:

1. Изучить сущность малого предпринимательства и его признаки

2. Дать характеристику налогообложения малого предпринимательства

3. Привести организационно-экономическую характеристику ИП Полякова А. С.

4. Провести анализ налогообложения ИП Поляковой А. С.

При написании данной работы использовались методы научного анализа и сравнения.

Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА


Сущность малого предпринимательства и его признаки

Сам термин «малое предпринимательство» указывает на то, что значение ряда критериев оценки такого предпринимательства должно быть маленьким. Одним из основных показателей при оценке масштаба бизнеса является его доход.

Следует отметить, что во внимание принимается именно доход, а не прибыль (убыток) как конечный финансовый результат. Это обусловлено тем фактом, что даже при большом масштабе деятельности неэффективное управление может привести к тому, что прибыль будет маленькой (или ее вовсе не будет). [1]

Для целей классификации во внимание принимается доход субъекта за предшествующий календарный год. Если осуществляется несколько видов деятельности, в том числе облагающихся по разным налоговым режимам, все доходы суммируются.

Предельные доходы, которые установлены для субъектов малого предпринимательства: 120 млн. руб. для микропредприятий; 800 млн. руб. для малых предприятий. Для субъектов среднего предпринимательства этот лимит составляет 2 млрд. руб.

Предельные значения устанавливаются Постановлениями Правительства РФ. Ограничение на численность сотрудников субъектов малого предпринимательства Важным критерием при оценке масштаба бизнеса является численность сотрудников.

Субъекты предпринимательства отчитываются о численности сотрудников, производят отчисления с заработной платы и иных вознаграждений, поэтому государственные органы имеют возможность контролировать значение этого показателя.

Среднесписочную численность работников за месяц исчисляют путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, то есть с 1 по 30 или 31 число (для февраля - по 28 или 29 число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца. Пределы среднесписочной численности в Российской Федерации для целей отнесения предприятий к малым: 15 человек для микропредприятий; 100 человек для малых предприятий.

Для субъектов среднего предпринимательства предел составляет 250 человек. Однако в законодательстве для Правительства оставлена возможность для отдельных видов деятельности (отличающихся трудоемкостью) устанавливать более высокие лимиты

Если по разным показателям предприятие относится к разным категориям (например, по доходу – к микропредприятиям, а по численности – к малым), то классификация производится по большему из вариантов[2].


Дополнительные ограничения для субъектов малого предпринимательства Выполнение требований по пределам количественных показателей является необходимым, но недостаточным условием отнесения предприятия (юридического лица) к субъектам малого предпринимательства. Необходимо выполнение одного из дополнительных условий: для акционерных обществ – акции должны быть отнесены к высокотехнологичному (инновационному) сектору; для всех обществ доля участия государства и некоммерческих организаций в уставном капитале не должна превышать 25%, а доля иностранных юридических лиц и юридических лиц, не отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства – 49% (для акционерных обществ – в части владения голосующими акциями); деятельность должна состоять во внедрении (практическом применении) результатов интеллектуальных изысканий (ноу-хау, моделей, компьютерных программ и т.д.), права на которые принадлежат участникам этих предприятий; предприятие должно быть включено в перечень участников проекта «Сколково»; учредителями должны выступать юридические лица, которые осуществляют государственную поддержку инновационной деятельности.

Современная экономическая ситуация в России диктует свои условия для структур малого и среднего бизнеса. В условиях глобализации крупные компании стараются захватить мировой рынок, малый бизнес напротив - покоряет внутренний, каждый при этом преследует свои цели.

Согласно действующему российскому законодательству, предприниматель может вести свою деятельность как с образованием юридического лица, так и без его образования.

К юридическим формам относят: ООО - "общество с ограниченной ответственностью", АО и ПАО – "непубличное акционерное общество" и "публичное акционерное общество" соответственно. [3]

Последние юридические лица больше используются при создании средних и крупных предприятий. Самой оптимальной и удобной организационно-правовой формой для ведения малого бизнеса является "общество с ограниченной ответственностью". [4]

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей

На самостоятельном балансе общества учитывается находящееся в собственности имущество, в том числе обществом могут быть приобретены имущественные и неимущественные права. Общество может самостоятельно выступать ответчиком или истцом в суде.


К особенностям данной юридической формы относят: ответственность за юридическое лицо несет учредитель, доля которого ограничена уставным капиталом; физическое лицо может быть учредителем одновременно в нескольких компаниях, в том числе данная форма дает возможность группе лиц принимать совместное участие в жизни организации; в случае, если количество учредителей больше одного, важные решения принимаются в процессе голосования; в зависимости от потребностей бизнеса юридическое лицо может быть подвержено реорганизации; при создании юридического лица необходимо открыть банковский счет; созданное юридическое лицо вправе открыть филиал или представительство; основным минусом является достаточно сложный бухгалтерский учет.[5]

Если предприниматель не собирается образовывать юридическое лицо, то в данном случае предпринимательская деятельность может осуществляться только после государственной регистрации в качестве Индивидуального предпринимателя (ИП) или в форме крестьянского (фермерского) хозяйства. 

В нашей стране действует закон о малом бизнесе (Федеральный Закон), который включает в себя декларативные нормы, а также определяет порядок осуществления большинства процедур, которые связаны с получением предпринимателями некоторых государственных льгот. Критериями хозяйствующих субъектов, которые попадают под определение представителя малого бизнеса, устанавливаются следующие: количество работников – до ста человек; объем выручки – до 800 млн. руб.

В случаях, когда отчетность предприятия не позволяет определить его годовую выручку (ее получение – не основная цель деятельности юридического лица, например, для некоммерческих организаций), стоимостью материальных средств, которыми владеет данное юридическое лицо, будет являться балансовая стоимость основных и нематериальных активов. [6]

При этом стоимость также не может превышать 800 млн. руб. Малое предприятие может быть:

Казенное предприятие (государственное или муниципальное), полностью частное предприятие. Существует несколько ограничений в сфере организации и функционирования малого предприятия при государственном участии, которые изложены в Законе о малом бизнесе.

Средняя численность работающих малого предприятия за отчетный период определяется в соответствии с законодательством с учетом всех его работников, в том числе и работающих по договорам гражданско-правового характера, а также по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников филиалов, представительств и других подразделений конкретного юридического лица.


Организации приобретают статус малого или среднего предприятия после внесения их в единый государственный реестр юридических лиц. К ним относятся потребительские кооперативы, коммерческие предприятия (исключение - государственные муниципальные и унитарные предприятия), а также физические лица, внесенные в реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие свою предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

В соответствии с законом, при утверждении мер максимального благоприятствования небольшим предпринимательским начинаниям, государство должно ставить перед собой соответствующие задачи: Обеспечить рост количества малых предприятий; Утвердить правовые режимы, позволяющие создать здоровую конкурентную среду для всех участников рынка; Создать условия для прироста доли продукции, производимой небольшими субъектами предпринимательства и др.

Характеристика регулирования малого предпринимательства

Начиная хозяйственную деятельность, предприниматель регистрируется в государственных органах. С первого дня начала работы он становится налогоплательщиком. [7]

Применение налоговой отчетности преследует такие цели, как: контроль над правильностью расчетов, полнотой и своевременностью уплаты. Совокупность документов, включающая расчетные данные и отчетные бумаги по каждому виду налогов, назначенных к уплате, называется налоговой отчетностью. Сюда не включаются первичные документы, обосновывающие расчет. [8]

Отчетность является итогом консолидации информации. К ней относят: декларацию; среднесписочную численность сотрудников; справочную, объяснительную информацию, предоставляемую для уточнения определенных положений. Налоговые органы имеют право запрашивать документы, сформировавшие налоговую базу, только в официальной форме после проверки соответствующих отчетов за прошедший период.

Даты предоставления отчетов определяются по каждому налогу в отдельности. Письменная форма заявления плательщика, в которой указывается информация об объектах налогообложения, доходах и расходах за период, источниках поступления денег и капитала, размере налоговой базы, налоговых преимуществах и рассчитанной суммы к уплате называется декларацией.