Файл: Государственный бюджет как инструмент экономической политики (Налоговые доходы Госбюджета).pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Налоговые и неналоговые доходы Госбюджета
1.1 Налоговые доходы Госбюджета
1.2 Неналоговые доходы Госбюджета
1.3. Состав и структура расходов бюджетов
ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
2.2. Бюджетный дефицит и его финансирование
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что бюджет - это инструмент государственного регулирования экономики, который напрямую влияет на повышение устойчивого экономического роста и благосостояния страны, и как следствие идут такие положительные процессы как снижение уровня инфляции, валютного курса и снижение уровня процентных ставок.
Объектом исследования является тема «Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования»
Предметом исследования служат особенности бюджетной политики Российской Федерации.
Целью данной курсовой работы является исследование устройства бюджета РФ, а также особенности бюджетной политики.
В рамках поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- структуру государственного бюджета и выявить его основные макроэкономический функции;
- сальдо бюджета, его виды, дефицит бюджета, способы его финансирования, мультипликатор сбалансированного бюджета;
- бюджетную систему России, межбюджетный федерализм;
- анализ динамики бюджета РФ, проблемы и способы балансирования.
Информационной базой написания курсовой послужили работы следующих авторов: А.Г. Ивасенко, В.Д. Михалев, Я.И. Никонова и других авторов.
Методами исследования в данной работе мною были использованы анализ бюджетов РФ, сравнение, теоретическое обоснование.
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами, она содержит введение, основную часть, заключение и список литературы. В первой главе работы мною было дано определение государственного бюджета, рассмотрена его структура и основные функции, описаны виды сальдо бюджета, а также рассмотрены способы борьбы с дефицитом бюджета.
В первой главе предложена теоретическая основа государственного бюджета Российской Федерации, рассмотрены понятия налоговых и неналоговых доходов.
Во второй главе курсовой работы мною были выявлены особенности бюджетной политики РФ на будущий период 2019-2021 гг., а также рассмотрены особенности бюджетной структуры РФ.
В заключении курсовой работы мною была выявлена важность бюджета для финансовой системы страны.
ГЛАВА 1. Налоговые и неналоговые доходы Госбюджета
1.1 Налоговые доходы Госбюджета
Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм — доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы — удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета — поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета.
Основными доходами бюджетной системы в странах с развитой рыночной экономикой являются налоги и сборы.
Налоги и сборы представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной системы.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований, поступающий в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий в отношении плательщиков сборов, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Сущность налогов и сборов проявляется в их функциях — фискальной и регулирующей.
Фискальная функция была присуща налогам и сборам всегда. Она состоит в возможно большей мобилизации средств в бюджетную систему.
Регулирующая функция направлена на решение посредством налоговых механизмов задач экономической политики. С ее помощью можно оказывать влияние на процессы накопления капитала, ускорение его концентрации и централизации, платежеспособный спрос населения, сглаживание экономического цикла.
Все налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика. К ним относятся налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых и ряд других.
Косвенные налоги — это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг. Такими являются, например, налог на добавленную стоимость и акцизы.
Налоговая система представляет собой совокупность налогов, действующих на территории страны, методы и принципы построения налогов.
Налоговая система в Российской Федерации функционирует в соответствии с Налоговым кодексом РФ, в котором определены принципы построения налоговой системы, ее структура и состав, права, обязанности и ответственность плательщиков и налоговых органов, порядок организации сбора налогов и контроля за их уплатой.
Налогоплательщики и плательщики сборов — организации и физические лица, на которых по закону возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Рассмотрим основные элементы налогообложения.
Объекты налогообложения — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.
Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Ставки налога подразделяются на регрессивные, пропорциональные и прогрессивные. Соответственно налоги бывают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные. Различают простую и сложную прогрессию. При простой прогрессии ставка налога повышается для всего дохода. Например, при доходе до 10 000 руб. в месяц налогоплательщик вносит 1% своего дохода; при доходе от 10 001 руб. до 20 000 руб. — 2% дохода и т. д. Если налогоплательщик имеет 10 000 руб., то он платит 100 руб. налога, а если он получил 10 001 руб., то должен заплатить 2%, или 200 руб. 2 коп.
При сложной прогрессии доход налогоплательщика разбивается на части, и для каждой из них применяется соответствующая ставка налога: 10 000 руб. облагаются по ставке 1% и только 1 руб. облагается по ставке 2% (налогоплательщик заплатит не 200 руб. 2 коп., а 100 руб. 2 коп.), т. е. повышенная ставка применяется только для той части, на которую произошло увеличение дохода.
В соответствии с НК РФ в России установлены следующие виды налогов и сборов:
- федеральные — налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина. Они обязательны к уплате на всей территории РФ;
- региональные — налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Они обязательны к уплате на территориях субъектов РФ, на которых они установлены соответствующими законами в соответствии с НК РФ;
- местные — земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор. Они обязательны к уплате на территориях муниципальных образований, на которых они установлены соответствующими нормативными правовыми актами в соответствии с НК РФ.
Кроме того, Налоговым кодексом РФ установлены специальные налоговые режимы: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН), упрощенная система налогообложения (УСН), система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД, применяется до 2018 г.), система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, патентная система налогообложения. В соответствии с БК РФ в налоговые доходы федерального бюджета поступают полностью НДС и водный налог и практически весь НДПИ (в денежном выражении), примерно половина акцизных платежей. Поступления от НДС и НДПИ обеспечивают почти половину всех доходов федерального бюджета. Сюда же зачисляются суммы налога на прибыль организаций, рассчитанные по ставке в размере 2%; часть платежей при выполнении соглашений о разделе продукции, часть сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, часть государственной пошлины.
К налоговым доходам бюджетов субъектов Федерации относятся налоговые доходы от региональных и некоторых федеральных налогов. В эти бюджеты поступают суммы налога на прибыль организаций, рассчитанные по ставке 18%, большая часть НДФЛ (85%), примерно половина акцизных платежей, сбор за пользование объектами животного мира и часть сбора за пользование объектами водных биологических ских ресурсов, часть государственной пошлины.
Также в них зачисляется налог, взимаемый в связи с применением УСН. Указанные доходы могут быть переданы полностью или частично органами государственной власти субъектов РФ в соответствующие местные бюджеты. К налоговым доходам муниципальных образований относятся налоговые доходы от местных и некоторых федеральных налогов. В эти бюджеты поступают часть НДФЛ (15%), часть госпошлины, ЕСХН, ЕНВД и налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения. Кроме того, в них могут зачисляться налоговые доходы от федеральных или региональных налогов по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов РФ.
Налоговые доходы бюджетов городских поселений формируются по нормативам и в порядке, предусмотренными ст. 61, муниципальных районов — ст. 61.1, городских округов — ст. 61.2, городских округов с внутригородским делением — ст. 61.3, внутригородских районов — ст. 61.4, сельских поселений — ст. 61.5 БК РФ[1].
Более половины доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ составляют поступления от налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций. Рассмотрим основные федеральные налоги, которые обеспечивают наибольшую часть доходов бюджетов бюджетной системы РФ. Налог на добавленную стоимость (НДС) регулируется гл. 21 НК РФ[2].
С фискальной точки зрения это исключительно эффективный налог. Принципиальное отличие НДС от налога с оборота и других форм универсального акциза состоит в том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость. Под добавленной стоимостью понимается оплата труда работников организаций вместе с начислениями плюс валовая прибыль.
В соответствии с законодательством РФ налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Налогоплательщиками НДС являются все организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.
Однако фактическими плательщиками его выступают покупатели товаров, т. е. широкие слои населения. НДС — ценообразующий элемент.
От обложения НДС освобождаются операции, связанные с обращением российской и иностранной валюты; передача имущества правопреемнику организации, некоммерческим организациям, а также носящая инвестиционный характер; передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения органам государственной власти и местного самоуправления и др. (ст. 146 НК РФ)[3].
Не подлежит налогообложению реализация определенных медицинских товаров отечественного и зарубежного производства; медицинских услуг (за исключением косметических, ветеринарных, санитарно-эпидемиологических) медицинскими организациями; ритуальных услуг; определенных предметов религиозного назначения и религиозной литературы. Освобождаются от обложения НДС реализация товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также некоторых других товаров), работ, услуг (за исключением некоторых посреднических), производимых и реализуемых организациями инвалидов, удовлетворяющими установленным критериям; осуществление банковских операций банками, оказание страховых услуг, реализация жилых домов и помещений и т. п. (ст. 149, 150 НК РФ)[4].
Налоговая база для исчисления НДС при реализации товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) исходя из рыночных цен на них с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения и общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами изложены в ст. 40 и 105.3 НК РФ[5]. Установлены три ставки НДС: 0, 10 и 18%. Нулевая ставка применяется, например, при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта. Налогообложение по ставке 10% производится при реализации ряда жизненно необходимых продовольственных и детских товаров (например, мяса, молока, хлеба, колясок, игрушек); многих периодических печатных изданий и др. (ст. 164 НК РФ)[6].