Файл: Построение организационной структуры (Определение организационной структуры, значение, цель).pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические основы формирования организационных структур управления
1.1 Определение организационной структуры, значение, цель.
1.2 Элементы оргструктуры, функциональные связи и отношения между ними.
1.3 Типы организационных структур и их особенности.
Линейно-функциональная организационная структура.
Дивизиональная организационная структура.
Матричная организационная структура.
Глава 2. Практический разбор темы построения организационных структур на примере агентства “Geezy”.
Содержание:
Введение
Построение организационной структуры предприятия - это незаменимая функция предпринимателя без которой старт бизнеса становится невозможным! В наше время, когда Россия наиболее активно развивает свою экономику, а предприниматели и бизнес - движущее звено данного процесса, эта тема наиболее актуальна!
Основная цель курсовой работы - изучить тему построения организационной структуры бизнеса.
Для этого нужно:
-Изучить теоретическую основу построения организационной структуры.
-Определить, кто выступает в роли элементов организационной структуры.
-Дать определение горизонтальной и вертикальной связи между элементами организационной структуры предприятия. Описать процесс взаимодействия между субъектами в организации. Составить схемы обоих видов связи, чтобы увидеть их особенности и различия друг от друга. Выделить преимущества каждого вида связи.
-Рассмотреть существующие типы организационных структур.
А именно линейную, функциональную, линейно-функциональную, дивизиональную и матричную структуры управления. Составить схему каждой структуры. Описать все протекающие процессы управления и взаимодействий в каждой структуре управления. Выделить их достоинства и недостатки.
-Опираясь на результаты проведенной практической работы, описать деятельность реальной организации, а именно: характер выпускаемой продукции или услуг, существующую организационную структуру данного предприятия. Подробно описав и проанализировав структуру, определить ее элементы, виды связей в ней и ее тип. Составить схему для наглядности. Проведя интервью с владельцем бизнеса, определить ее плюсы и минусы.
-Выделить предложения по оптимизации и усовершенствованию действующей структуры управления, скорректировать должностные инструкции, спроектировать новый вариант организационной структуры, распределить полномочия и задачи, если это потребуется.
Глава 1.Теоретические основы формирования организационных структур управления
1.1 Определение организационной структуры, значение, цель.
Организационная структура - способ распределения труда и полномочий в организации. Деление организации на субъекты с разной специализацией, с разными задачами. Каждый субъект в системе выполняет свою функцию. Это структура включающая в себя совокупность взаимосвязанных элементов, между которыми образуются устойчивые отношения , которые направлены на развитие и выполнение общих задач, как единое целое.
Структура - совокупность устойчивых связей объекта, которая обеспечивает его целостность, сохраняет его основные свойства при различных внешних и внутренних изменениях, образовано с определенной целью.
Так же как и любой живой организм, различные организации и предприятия в составе которых есть субъекты, осуществляющие совместную трудовую деятельность, нуждаются в грамотной организации работ в своей системе. Организации нуждаются: в разделении труда, в построении связи между субъектами, в согласовании рабочих моментов между сотрудниками, между руководителями, в контроле качества работы, в максимальной эффективности производимых работ. Взаимосвязи в организациях находятся под контролем руководителей. Для эффективного достижения целей, следует понимать структуры работ подразделений и функциональных единиц - работников. Важно правильно организовать работу и взаимоотношения между людьми, так как это влияет на поведение работников. Структурный подход нужен для определения или обеспечения основных элементов деятельности и создания связей между ними, последующего контроля и децентрализации их функций.
Оргструктура создается для того, чтобы координировать и контролировать своих сотрудников. Грамотное построение организационной структуры дает возможность максимально эффективно выстраивать отношения между субъектами структуры, следить за их действиями, координировать, корректировать количество действий, качество выполнения работ, следить за сотрудниками, не допускать переработки или напротив провисания в работе. Так проще оптимизировать процессы протекающие в организации, влиять на производительность труда.
1.2 Элементы оргструктуры, функциональные связи и отношения между ними.
Элементами организационной структуры могут быть как и отдельные сотрудники (специалисты, руководители, служащие), так и органы - отделы, в составе которых находятся те или иные специалисты, выполняющие определенные функции в соответствии с принятым разделением управленческих задач.
Взаимосвязи между элементами поддерживаются благодаря функциональным связям , которые делятся на горизонтальные и вертикальные.
Вертикальная и горизонтальная структура организации изображены на схеме (рис.1 ) ниже, на данной схеме можно увидеть их особенности и различия друг от друга.
(рис.1 )
1).Вертикальные связи соединяют иерархические уровни в частях организации, то есть низшие уровни подчиняются высшим уровням.
Большая часть организаций функционируют именно по данному типу управления. Также ее часто называют бюрократической или иерархической.
В данной системе управления, как правило во главе организации стоит один человек или совет директоров, который имеет в своем подчинении руководящих сотрудников звена, находящегося ниже по уровню, и так далее.
Вертикальная структура организации обеспечивает высокий уровень контроля протекающих на предприятии процессов, что позволяет быстро определять и исправлять ошибки в работе, убирать и заменять слабые звенья в работе и т.д.
Данная структура управления позволяет проводить централизованное планирование, с целью эффективного использования ресурсов.
2). В горизонтальной структуре управления нет никакой иерархии, руководитель напрямую осуществляет связь с остальными работниками, по этой причине все члены организации способны самостоятельно обрабатывать большие объемы информации и самостоятельно принимать решения. Благодаря этому организация с горизонтальной структурой управления становиться более мобильной и диномичной, может более гибко реагировать на изменения на рынке.
Минус данной структуры в том, что организация лишается возможности проводить централизованное планирование с целью более эффективного использования ресурсов.
1.3 Типы организационных структур и их особенности.
Организационные структуры предприятий делятся на несколько типов, такие как: линейная структура, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная, матричная.
Линейная структура управления.
Организация делиться на различные производственные и управленческие блоки - подразделения. Каждое подразделение находиться в подчинении руководителя, который наделен всеми правами и полномочиями. Руководитель осуществляет все функции управления по отношению к подчиненным сотрудникам, которые входят в состав данного подразделения. Решения руководителя передаются нижестоящим сотрудникам, выполнения которых обязательны! В свою очередь, сам руководитель получает указания от вышестоящих звеньев в структуре организации. В данном типе структуры организации царит иерархия, доминируют горизонтальные связи и практически полностью отсутствуют вертикальные связи.
В данном случае , подчиненные выполняют указания исключительно руководителя их подразделения. Руководители, стоящие выше по иерархической системе, не имеют права отдавать указания исполнителям, кроме их непосредственного начальника.
Схема строения линейной структуры управления, наглядно показана ниже на (рис.2)
Достоинства линейной структуры управления:
- Четкая система взаимных связей
- Простота контроля
- Ярко выраженная ответственность
- Скорость реакции на прямые приказания
- Принцип единоличия
Недостатки линейной структуры управления:
- Повышенные профессиональные требования к управленцам всех уровней
- Большая перегрузка управленцев
- Авторитарность в управлении
Данный тип оргструктуры чаще всего используется мелкими и средними фирмами.
Функциональная структура управления.
В данном типе управления еденоличие отсутствует. В игру входят новый орган - функциональный руководитель. То есть Вышестоящий руководитель дает указания нижестоящим функциональным руководителям. В свою очередь функциональные руководители отдают указание нижестоящим исполнителям.
В данной системе управления создается двойное подчинение. Решения по общим вопросам принимаются коллективно. Каждый функциональный руководитель вправе давать указания нижестоящим подразделениям.
Схема строения функциональной структуры управления, наглядно показана ниже на (рис.3)
(рис.3)
Достоинства функциональной структуры управления:
- Коммуникация осуществляется быстро
- Вышестоящие руководители не перегружены
- Как правило руководители в данных системах должны быть высококлассными специалистами в своей области.
Недостатки функциональной структуры управления:
- Повторения в коммуникации и распоряжении
- Сложность в контроля такого типа системы
- Сложность в подготовке и согласовывании решений
Линейно-функциональная организационная структура.
В данной структуре, как и в любой есть первый руководитель, которому требуется помощь в разработке и подготовке решений. Руководителю помогает специальный аппарат управления, который состоит из функциональных подразделений. Функциональные подразделения осуществляют подготовку производства, производят финансовые отчеты, решают вопросы связанные с процессом руководства производством. Функциональные подразделения передают свои решения первому руководителю, который , в свою очередь, передает указания нижестоящим звеньям в структуре (руководителям и исполнителям)
Схема строения линейно-функциональной оргструктуры представлена ниже нарис.4
Достоинства линейно-функциональной оргструктуры:
- Более глубокая подготовка решений
- Меньше нагрузки на линейных менеджеров
- Возможность привлечения консультантов и экспертов
Недостатки линейно-функциональной оргструктуры:
- Чрезмерная централизация
- Недостаточная ответственность со стороны функциональных подразделений, так как не они осуществляют исполнение решений.
Дивизиональная организационная структура.
Данные структуры появились относительно недавно.
Данный тип оргструктуры идеально подходит для достаточно крупных и многопрофильных предприятий с технологически сложными процессами производства. Такие предприятия обычно имеют несколько филиалов разбросанных по географическому признаку. Ключевыми фигурами в управлении такой организацией становятся дивизиональные руководители, которые управляют дивизионами (подразделениями).
Дивизионы определяются по следующим критериям:
-Выпускаемая продукция
-Географическое расположение
-Клиентский принцип
-Корпоративный принцип
В России много компаний, которые используют дивизиональную систему управления организацией!
Схема строения дивизиональной оргструктуры представлена ниже на (рис.5)
Достоинства дивизиональной оргструктуры:
- Четкое разграничение ответственности
- Высокая гибкость и адаптивность системы
- Высокая самостоятельность структурных единиц (дивизионов)
- Разгрузка высшего уровня менеджеров
- Простая коммуникация
Недостатки дивизиональной оргструктуры:
- Высокая потребность в руководящих кадрах
- Сложная координация
- Повышенные затраты
- Разобщенность персонала
- Слабый синергический эффект