Файл: Программная и техническая архитектура ИС предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В рамках прохождения практики проведено изучение использования информационных систем в Университете «Университет».

Цель прохождения практики – анализ использования информационных систем для автоматизации бизнес-процессов учета оказания образовательных услуг.

Объектом исследований в данном проекте является технология работы учебного отдела Университета «Университет».

Предмет исследования – автоматизация учета оказания платных образовательных услуг.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • провести анализ организационной структуры Университета «Университет», основных направлений его деятельности;
  • исследовать и описать предметную область учета оказанных образовательных услуг, формализацию процесса проектирования;
  • провести анализ бизнес-процессов учета образовательных услуг, провести постановку задач автоматизации;
  • провести анализ используемого программного и аппаратного обеспечения в информационной системе образовательного учреждения, характеристик вычислительной мощности используемого серверного оборудования и рабочих станций;
  • спроектировать информационную модель, построить логическую и физическую модели базы данных;
  • провести разработку модульной структуры информационной системы Университета.

Работа содержит введение, 2 главы, заключение и список использованных источников. В главе 1 проведено исследование предметной области (учет образовательных услуг с возможностью автоматизации рассылок уведомлений), построена модель бизнес-процессов, определены недостатки существующей технологии учета образовательных услуг с возможностью рассылки уведомлений, проведена постановка задач автоматизации. Также проведен анализ ИТ-инфраструктуры компании.

В главе 2 проведено обоснование выбора модели жизненного цикла программного обеспечения, проведено построение структуры данных информационной системы, входных и выходных документов. Также проведено описание разработанного программного обеспечения, включая работу со справочной, оперативной и отчетной информацией.

Аналитическая часть


1.1. Описание предметной области

Университет «Университет» является одним из ведущих учебных центров России по подготовке специалистов по программам средне специального и высшего образования, профессиональной переподготовки, в котором реализуются образовательные программы по востребованным направлениям подготовки и гармонично сочетаются традиционные подходы к подготовке и прикладной направленности обучения. В настоящее время университет «Университет» представляет собой крупный инновационный методический и исследовательский центр с профессиональным кадровым и научным потенциалом. ВУЗ сотрудничает с ведущими корпорациями страны в рамках программ подготовки специалистов по наиболее актуальным направлениям, а также в области трудоустройства выпускников [1].

Структура Университета «Университет» включает: 6 факультетов, 65 кафедр, подготовку по программам магистратуры, аспирантуры, среднего специального образования в колледжах. В ВУЗе имеются 2 диссертационных совета, издательство, Центр дистанционного обучения, Центр экономических исследований, Бизнес-инкубатор, Центр развития карьеры, Институт бизнес-образования, Центр подготовки к ЕГЭ и Центр коммерциализации технологий [1].

Объектом исследования в рамках прохождения практики является технология оказания дополнительных образовательных услуг в Университете «Университет».

В рамках прохождения практики был проведен анализ организационной структуры Университета «Университет», схема которой показана на рисунке 1.

Организационная структура управления образовательного учреждения - линейно-функциональная.

Рисунок 1− Схема организационной структуры управления

Как показано на рисунке 1, организационная структура образовательного учреждения включает:

- учебно-методический отдел, включающий преподавателей и методистов, в компетенцию которого входят вопросы организации учебного процесса;

- отдел информационных технологий, курирующий вопросы поддержки функциональности ИТ-инфраструктуры, обеспечения информационной безопасности, администрирования сайта;

- канцелярия, сотрудники которой курируют вопросы ведения делопроизводства;

- Учебно-производственный тренинговый центр


Программная и техническая архитектура ИС предприятия

Далее в рамках данной работы проведен анализ структуры локальной сети Университета «Университет».

Информационная система исследуемой компании включает:

  • Файловый сервер, на котором также развернуты виртуальные машины для работы с прикладными системами (1С: Предприятие и Управление системой антивирусной защиты), а также с файловыми ресурсами;
  • Пользовательские компьютеры, объединённые в группы в соответствии с организационной структурой Университета «Университет».

Основные параметры локальной сети организации приведены в таблице 2.

Таблица 1

Основные параметры локальной сети Университета «Университет»

Характеристика ЛВС

Значение

1

Число портов ЛВС

144

2

Подключения сетевых узлов

45

3

Количество коммутаторов (48 портов)

4

4

Офисная АТС (внутренние / городские линии)

12/65

5

Количество пользовательских компьютеров

40

6

Подключения принтеров, МФУ, других технологических устройств

4

7

Источник бесперебойного питания APCSymetriaRM (используются для подключения коммутаторов и серверов)

1

Технические параметры сервера DEPO Storm 1360B1, используемого в работе специалистов приведена в таблице 3.

Таблица 2

Технические характеристики сервера DEPO Storm 1360B1

Характеристика

Значение

Процессор

Intel® Core™ i5-4590S, 3000МГц /4-Cores

Оперативная память

2 х 4096MB DDR3ECC DIMM Fully Buffered

HDD

4 x 3 TB SATA3 RAID

Дополнительно

DVD-RW

В Приложении 3 приведена принципиальная схема технической архитектуры автоматизированной системы Университета «Университет».

В Приложении 1 приведено описание характеристик рабочих станций пользователей, В Приложении 2 – Схема программной архитектуры.

Программная архитектура образовательного учреждения включает»:

- серверное ПО: MS Windows Server 2016, СУБД MS SQL, корпоративную версию антивирусного ПО (Kaspersky Security Center);

- клиентское ПО на платформе 1С: Предприятие для решения экономических задач, MS Office для работы с документами.

Существующая технология учета платных образовательных услуг автоматизирована с использованием MS Office и не предполагает возможность автоматизации рассылок уведомлений о проведении занятий, что может приводить к невозможности их проведения (при наличии изменений в расписании). Также отсутствует возможность анализа данных по оказанным образовательным услугам.


Топология используемой ЛВС – «Звезда». Ресурсы локальной сети используются: пользовательскими компьютерами, серверами, сетевыми принтерами и МФУ, системой видеонаблюдения, системой контроля управления доступом, монитором вывода презентаций для демонстрационного зала, системой видеоконференцсвязи, IP-телефонией.

Анализ бизнес-процессов

В рамках данной работы проведено проектирование информационной системы учета образовательных услуг.

Задачи автоматизации работы включают:

- Автоматизацию учета информации о контингенте учащихся;

- Автоматизацию учета проведенных занятий, изученных тем;

- Автоматизацию рассылки уведомлений преподавателям о проведении занятий;

- Автоматизацию учета результатов обучения, реализацию базы данных, в которой содержится информация о результатах обучения.

Каждый из данных процессов может быть разбит на ряд составляющих и выступать в качестве объекта автоматизации.

Этапы решения задачи:

-Анализ бизнес-процессов, постановка задачи автоматизации

-Определение стратегии автоматизации и способа приобретения программного продукта

- Разработка информационной системы «Репетитор онлайн»;

- Внедрение разработанной системы.

Исходное состояние объекта: входные реквизиты документов, справочные данные о студентах, преподавателях, учебной программе. Конечное состояние объекта: статистическая информация о результатах сессии. Проведем моделирование бизнес-процессов указанной предметной области в методологии IDEF0. Контекстная диаграмма приведена на рисунке 2. Входящие информационные потоки в системе включают:

- данные об обучающихся;

- данные о преподавателях;

- данные об учебных программах.

Результатными информационными потоками являются формализованные документы и отчётность по оказанным услугам репетиторской деятельности. Диаграмма декомпозиции основного процесса приведена на рис.3. Как показано на рис.3, основные процессы изучаемого бизнес-процесса включают:

  • ведение картотек по видам оказываемых образовательных услуг;
  • учет учебных программ;
  • учет результатов обучения;
  • построение отчетности по результатам обучения.

В Приложении 4 приведены диаграммы детализации основных бизнес-процессов.

Рисунок 2 - Контекстная диаграмма


Рисунок 3 - Диаграмма декомпозиции основного процесса

Анализ существующего функционала учета образовательных Университета «Университет» показал следующие недостатки [3]:

Узкое место 1. Невозможность отслеживания пропуска занятий студентами;

Узкое место 2. Отсутствуют возможности оперативного оповещения преподавателей о проведении занятий.

Узкое место 3. Отсутствует возможность анализа объемов оказываемых образовательных услуг;

Узкое место 4. Значительные временные затраты на работы на проведение аналитической работы в области посещаемости занятий студентами.

Задачи автоматизации системы включают:

- автоматизацию рассылки уведомлений о пропущенных занятиях;

- ведение картотеки сотрудников;

- учет объемов оказанных образовательных услуг;

- формирование аналитической отчетности по пропускам занятий.

Анализ системы обеспечения информационной безопасности и защиты информации

Архитектура системы защиты информации в условиях Университета «Университет» включает следующие компоненты [12]:

- систему защиты от вредоносного программного обеспечения (корпоративная версия с возможностью централизованного управления);

- систему резервного копирования и восстановления данных;

- систему разграничения доступа на уровне приложений и файловой системы;

- систему криптографической защиты, включающую использование систем электронного документооборота и шифрования файловых систем;

- прокси-сервер для управления доступом к Интернету.

Организационные меры по защите информации включают разработку пакета документов, регламентирующих порядок работы в области обеспечения информационной безопасности, включающего:

- Согласие сотрудников и контингента обучающихся на обработку персональных данных;

- Положение об обеспечении защиты информации в Университете;

- Положение об обеспечении защиты от вредоносного программного обеспечения;

- Положение об электронном документообороте и использовании криптографических систем защиты информации.

Деятельность в области обеспечения защиты информации курируется специалистами ИТ-отдела с привлечением юристов (для составления проектов нормативных документов)

2.Проектная часть

Входной информацией в проектируемой системе является набор данных по проведении занятий.

Структура нормативно-справочной информации, используемой для разработки системы экспертной системы службы технической поддержки показана в таблице 3.