Файл: ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Законодательство закрепляет, что гражданин или организация, в отношении которого в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные интересы гражданина, имеют право на ответ в том же средстве массовой информации (п. 3 ст. 152 ГК РФ, ст. 46 Закона о СМИ).

Судам следует иметь в виду, что моральный вред, признается законом вредом неимущественным и, следовательно, государственная пошлина должна взиматься на основании подп. 3 п. 1 ст. 333-19 Налогового кодекса РФ, а не в процентном отношении к сумме, определенной судом в качестве компенсации причиненного истцу морального вреда.

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗРАБОТКИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА

Результатом разработки темы явились следующие положения:

- необходимо совершенствование гражданского материального и процессуального законодательства, связанного с указанной категорией дел:

1) установление гражданско-правовой ответственности для случаев умышленного распространения о гражданине соответствующих действительности, но порочащих сведений, распространения сведений в оскорбительной форме или высказывания в адрес гражданина оскорбительных слов и выражений;

2) введение в норму закона понятия очевидного оскорбления, когда порочащий и не соответствующий действительности характер сведений не подлежит доказыванию;

3) предоставление права на защиту чести и достоинства при невозможности установления распространителя ложных и порочащих сообщений;

4) предоставление истцу права на разбирательство дела в закрытом судебном заседании;

5) возложение на средство массовой информации обязанности публикации опровержения в случаях распространения не соответствующих действительности и порочащих сведений, когда они содержались в официальных и персональных сообщениях;

6) установление альтернативной подсудности споров;

7) компенсация морального вреда юридическим лицам как результат правовой доктрины.

Необходимо развитие законодательства об основах экономических отношений в сфере массовой информации.


Необходимо дополнить действующее законодательство о СМИ федеральными законами, отражающими специфику экономических и морально-этических отношений в сфере массовой информации. Такие законодательные акты призваны создать правовую базу для решения следующих задач:

- развитие информационного плюрализма в обществе;

- обеспечение прозрачности отношений собственности в сфере массовой информации;

- предотвращение монополизации рынка СМИ, в том числе путем противодействия демпинговой политике;

- укрепление гарантий редакционной самостоятельности;

- совершенствование механизмов экономической поддержки СМИ;

- уточнение правового статуса СМИ как объекта гражданских прав;

- усиление гражданско-правовой ответственности СМИ в сфере нарушения прав, охраняющих честь, достоинство, деловую репутацию.

Необходимо внесение изменений в действующие федеральные законы с целью устранения противоречий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев и исследовав вопросы о защите чести и достоинства граждан и юридических лиц, можно сделать некоторые неоднократные выводы.

Честь и достоинство являются одним из видов нематериальных благ. Их особенность заключается в том, что они неотделимы от личности носителя и имеют материального содержания.

Честь и достоинство - не предпосылка того, что может возникнуть в будущем вследствие возможного нарушения, а наличные блага человека, существующие в его повседневном нормальном состоянии без каких-либо нарушений.

Честь - это социальная оценка моральных, политических, личных и иных качеств личности; под личным достоинством следует понимать самооценку индивида, его осознание своих личных качеств, способностей и своего общественного значения, положения в обществе, это субъективная оценка.

Действующее законодательство предусматривает защиту чести и достоинства в судебном и во внесудебном порядке.

Внесудебный способ защиты рассматриваемых нематериальных благ следует рассматривать лишь как факультативный, основным же способом защиты является именно судебный порядок.

Гражданско-правовой и уголовно-правовой способы предоставляют неодинаковый объем защиты. Первый способ позволяет дать отпор, как гражданам, так и юридическим лицам, но при этом характер распространенных сведений должен быть порочащим и не соответствующим действительности. А при втором способе уголовно наказуемыми являются деяния только граждан, однако возможна ответственность последних и за правдивые сообщения, выраженные в оскорбительной форме.


Защита чести и достоинства возможна при одновременном наличии трех условий:

- сведения должны быть распространены;

- распространенные сведения не соответствуют действительности;

- распространенные сведения должны порочить честь, достоинство деловую репутацию заявителя.

При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом.

Гражданин или организация, в отношении которого в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные интересы гражданина, имеют право на ответ в том же средстве массовой информации.

В случае, когда имело место распространение без согласия истца или его законных представителей соответствующих действительности сведений о его частной жизни, на ответчика может быть возложена обязанность компенсировать моральный вред, причиненный распространением такой информации.

Суды общей юрисдикции вправе и обязаны обеспечивать должное равновесие при использовании конституционных прав на защиту чести и достоинства, с одной стороны, и свободу слова - с другой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты и иные официальные документы:

1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002, (с изменениями от 30.04.2010, № 69-ФЗ) // СЗ РФ, 29.07.2002, № 30. Ст. 3012

2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30.11.1994. (с изменениями от 27.12.2009, № 352-ФЗ) // СЗ РФ, 05.12.1994, № 32. Ст. 3301

3. Гражданский кодекс Российской Федерации часть вторая от 26.01.1996. (с изменениями от 17.07.2009, № 145-ФЗ) // СЗ РФ, 29.01.1996, № 5. Ст. 410

4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002. (с изменениями от 23.07.2010, № 178-ФЗ ) // СЗ РФ, 18.11.2002, № 46. Ст. 4532

5. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 23.09.1999 № 46 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой деловой репутации». // Вестник ВАС РФ, 1999, № 11

6. Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая от 05.08.2000. (с изменениями от 30.07.2010, № 242-ФЗ) // СЗ РФ, 07.08.2000, № 32. Ст. 3340

7. Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003г. № 508-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шлафмана Владимира Аркадьевича на нарушение его конституционных прав пунктом 7 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации». // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации, 2004, № 3


8. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 7 декабря 2004г. № КГ-А40/11142-04). // Вестник ВАС РФ, 2005, № 1

9. Постановление Пленума ВС РФ № 3 от 24 февраля 2005 года «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также о защите деловой репутации граждан и юридических лиц». // Бюллетень ВС РФ, 2005, № 4

10. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22 октября 2003г. № КГ-А40/7686-03. // Вестник ВАС РФ, 2004, № 1

11. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 марта 2004г. № А49-3435/03-138/21. // Вестник ВАС РФ, 2004, № 4

12. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996. (с изменениями от 27.07.2010, № 195-ФЗ) // СЗ РФ, 17.06.1996, № 25. Ст. 2954

13. Закон Российской Федерации от 27.12.1991, № 2124-1 «О средствах массовой информации» (с изменениями от 09.02.2009, № 10-ФЗ) // Российская газета, 08.02.1992, № 32

14. Федеральный закон от 13.03.2006, № 38-ФЗ «О рекламе» ( с изменениями от 27.12.2009, № 354-ФЗ) // СЗ РФ, 20.03.2006, № 12. Ст. 1232

Литература:

15. Гражданское право: В 2 т. Том 1 / Отв. ред. Е.А. Суханов. - М.: Приор, 2006

16. Гражданское право: учебник часть 1. / Под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. - М.: Зерцало-М, 2007

17. Губаева Т., Муратов М., Пантелеев Б. Экспертиза по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации. // Российская юстиция, 2004, № 4

18. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Ч. 1 / Под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина. - М.: Юрайт-Издат, 2006

19. Надтачаев П.В. Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации. // Государство и право, 2007, № 9

20. Цадыкова Э.А. Возмещение нематериального вреда, причиненного юридическому лицу. // Адвокат, 2006, № 9

21. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов. - М.: Зерцало, 2008