Файл: Объекты коммерческой деятельности (Сущность, содержание и основные понятия коммерческой деятельности).pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Сущность, содержание и основные понятия коммерческой деятельности
1.2. Торговля и ее роль в обращении товаров
1.3. Прикладное значение коммерческой деятельности
ГЛАВА 2. ОБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Характеристика товара и услуг как объекта коммерческой деятельности
На определенном этапе экономического развития внешним выражением стоимости товара являются деньги – всеобщий эквивалент. Экономическое содержание, собственно суть обмена, заключается в смене форм стоимости, или перемене состояния. В актах купли и продажи, опосредованных деньгами, происходит движение потребительных стоимостей, реализация товаров.
1.3. Прикладное значение коммерческой деятельности
Рыночная экономика предполагает становление и развитие предприятий различных организационно-правовых форм, основанных на разных видах частной собственности, появление новых собственников – как отдельных граждан, так и трудовых коллективов. Появился такой вид экономической деятельности, как предпринимательство – это хозяйственная деятельность, связанная с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг или же продажей товаров, необходимых потребителю. Она имеет регулярный характер и отличается, во-первых, свободой в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельностью в принятии решений (разумеется, в рамках законов и нравственных норм), во-вторых, ответственностью за принимаемые решения и их последствия. В-третьих, этот вид деятельности не исключает риска, убытков и банкротств. Наконец, коммерческая деятельность четко ориентирована на получение прибыли, чем в условиях развитой конкуренции достигается и удовлетворение общественных потребностей. Это важнейшая предпосылка и причина заинтересованности в результатах коммерческой деятельности. Реализация этого принципа на деле зависит не только от предоставленной предприятиям самостоятельности и необходимости финансировать свои расходы без государственной поддержки, но и от той доли прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Кроме того, необходимо создать такую экономическую среду, в условиях которой выгодно производить товары, получать прибыль, снижать издержки.
Коммерческая работа – это деятельность предприятия, направленная на решение особого комплекса задач. Изучение процессов, их реализации – важный элемент оперативного исследования на уровне торгового предприятия и региона.
Мы рассматриваем потребителя в качестве равноправного участника коммерческой деятельности. Основными участниками коммерческой деятельности, в соответствии с нашей позицией, являются не только предпринимательские структуры, но и потребители (участие которых в лимитно-распределительной экономике было слабым). Это утверждение основано на том, что для предпринимателей важнейшим фактором при заключении сделок является доход (экономическая выгода), а для потребителей выгодой является нужный ему товар (услуга), если он в большей степени удовлетворяет его потребности (потребительские интересы). Потребитель является не пассивным покупателем, а полноправным участником коммерческой деятельности, ее регулятором. Таким образом, важнейшей категорией субъектов деловых отношений между поставщиками товаров и розничным звеном является потребитель. (рис. 2)
Рисунок 3. Комплекс задач коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг
Поэтому комплекс задач коммерческой деятельности субъектов потребительского рынка рассматривается через удовлетворение потребностей населения. Потребитель, реализуя свои интересы, оказывает определяющее влияние на поведение предпринимателей на рынке при заключении сделок, выборе сегмента рынка, организации сбыта и продажи товаров, формировании ассортиментной, ценовой политики. Таким образом, потребитель является связующим звеном между всей коммерческой деятельностью предприятия и маркетингом как составляющей коммерческой деятельности.
Итак, коммерческая деятельность — это неотъемлемое условие потребительского рынка, сферы коммерческого предпринимательства, где происходит обмен денег на товары и товаров на деньги. Под ней следует понимать процессы, связанные с куплей и продажей товаров, удовлетворением спроса покупателей, развитием целевых рынков товаров, минимизацией издержек обращения и получением прибыли. При закупке и поставке товаров изучается рынок, устанавливаются хозяйственные связи с поставщиками, осуществляются коммерческие операции, направленные на коммерческие сделки, заключение контрактов и товарно-денежный обмен. Коммерческая работа должна сопровождаться коммерческими действиями и решениями исходя из условий конкретной внешней среды и конъюнктуры рынка. При выполнении коммерческих функций следует основываться на экономических законах рынка, финансовой политике и коммерческом праве. Грамотное, профессиональное управление описанными выше коммерческими процессами имеет ключевое значение для успешного функционирования и развития организации в целом. Именно успешная работа непосредственно с рынком придает смысл всем остальным процессам производственно-хозяйственной деятельности.
ГЛАВА 2. ОБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Характер предъявляемых требований к товару зависит от его назначения и свойств, благодаря которым он делается полезным для человека.
Продукту также присущ ряд свойств, но потребительскую ценность выражают лишь те свойства, которые определяют его полезность. Следовательно, потребительская стоимость отражает ценность продукта и выступает в качестве носителя цены товара в условиях рынка.
2.1. Характеристика товара и услуг как объекта коммерческой деятельности
С понятием продукта связаны потребительские свойства: технические, физические, химические и т. д. Они формируют предназначенность товара, покупательское восприятие на спрос. В связи с этим существуют потребительские товары и продукция производственно-технического назначения. Продовольственные товары и непродовольственные на основе покупательских привычек потребителей подразделяются на товары:
- повседневного спроса – потребляются либо сразу, либо рассчитаны на определенное количество использований;
- предварительного выбора – товары однородного признака, в процессе потребления потребителем сравнивается между собой по параметрам, по надежности, по цене, по внешнему оформлению и т. д.;
- особого спроса – присущи характерные или уникальные свойства, ради которых потребитель готов затратить дополнительные средства;
- пассивного спроса – о покупке этих товаров потребитель не задумывается, отличаются случайной потребностью.
Основными элементами рыночного механизма является спрос, предложение, цена. Потребность в товарах на рынке выступает в форме спроса, размер которого определяется ценами на товар и платежеспособностью покупателей.
Соотношение между спросом и предложением на товар, с одной стороны, зависит от динамики рыночных цен, а с другой стороны – оказывает непосредственное воздействие на формирование цены.
Одна из важнейших задач рынка товаров – обеспечение условий, при которых достигается равновесие между спросом и предложением. По признаку спроса и предложения товара различают рынок продавца и рынок покупателя. Рынок, отличающийся превышением спроса над предложением, называется рынком продавца, а если рынок характеризуется превышением предложения над спросом, то это рынок покупателя.
Спрос – сложное социально-экономическое явление. К его основным слагаемым относятся: потребительские требования, мотивы покупки, платежные способности потребителей, объем спроса, динамика цен. Оценка складывающегося спроса базируется на совокупности информации, полученной в результате опроса потребителей продукции. Опрос населения дает возможность получить информацию о конкретных условиях продажи товаров, режиме и распорядке работы торгового предприятия.
Спрос и предложение являются наиболее важными категориями торгового рынка. Определяющим условием состояния рынка является соотношение спроса и предложения. Особенностью спроса является рост его величины или объема при снижении цены на товар. Между ценой и величиной спроса на продаваемую продукцию существует взаимная связь, которая выражается тем, что для потребителя цена представляет собой своеобразный барьер: чем выше стоимость товара, тем меньше он покупается, что обуславливается адекватным объемом продаж и тем, что при снижении цены товар становится более доступным, число потребителей растет одновременно с объемом продаваемого товара.
Для рынка продавца характерна ограниченность ассортимента и количественного предложения товаров, что побуждает покупателя приобретать то, что предлагает продавец.
Рынок покупателя обуславливается наличием широкого ассортимента товаров, выпускаемых различными производителями, что порождает конкуренцию между продавцами товара, удовлетворяющих одни и те же запросы покупателей. Такой рынок предоставляет выбор необходимых товаров, которые покупатель для себя оценивает по реальной цене продажи и затратами на последующую эксплуатацию. (Рис. 4)
Рисунок 4. Виды объектов коммерческой деятельности.
Каждый товар функционирует на рынке определенное время. Рано или поздно он вытесняется с рынка другим более совершенным или новым. Период от зарождения до насыщения рынка данным продуктом с явно выраженным спадом продаж есть жизненный цикл товара. Когда товар только появляется на рынке, наблюдается рост спроса, обусловленный интенсивной потребностью. Спрос превышает предложение, и это до тех пор, пока потребность в товаре не будет, в достаточной мере, удовлетворена и не возникнут новые требования покупателей к товарам.
Со временем товары подвержены спаду продаж, поэтому успех на рынке будет иметь тот производитель, который сможет наилучшим образом приспособиться к запросам потребителей. Следовательно, главной задачей является определение продолжительности жизненного цикла товара от зарождения до начала насыщения рынка.
Предприятия-изготовители должны уметь предвидеть смену периодов спроса и пересматривать стратегию производства товаров. Важно определить появление ранних признаков устранения товара, падения его конкурентоспособности, чтобы вовремя начать выпуск усовершенствованного или нового товара. Коммерческая деятельность торгового предприятия должна базироваться на исследованиях рынка товаров: анализ рыночных процессов, изучение спроса и предложения на товары, характера и предпосылок развития целевых рынков.
Рынок как сфера обмена рассматривается в совокупности: производство, распределение, потребление. Производство ориентировано на конкретный рынок товаров. Важное значение имеет количественная оценка сформированного предложения товара. Структура предложения подвержена изменениям как в результате увеличения выпуска уже освоенных товаров, так и за счет вновь созданных товаров. Распределение формируется под влиянием товарно-математических потоков, предназначенных к реализации на рынке. Источниками доведения товара от производителя до потребителя служат каналы распределения. Потребление определяется спросом населения: покупательские возможности и потребности, мотивы покупки, потребительские свойства товаров.
Потребительский рынок регулируется спросом и предложением товаров, потребностями и возможностями покупателей.
Когда покупатель считает, что, приобретая товар, он совершил удачную покупку, в этом случае фирме удается увеличить товарооборачиваемость и повысить долю прибыли, а если покупатель расценивает свою покупку как несоответствие между конкретной потребностью в товаре и затратами на его приобретение, то он приходит к выводу, что предлагаемый товар отличается худшими показателями, чем товар-аналог конкурента. Фирма, оказавшаяся в данной ситуации, в одном случае может снизить цену на товар, в другом – повысить качество или обновить товар.
Цена является критерием, определяющим покупательское восприятие, и влияет на решение о покупке товара. Особая роль в определении цены на реализуемые товары принадлежит ценовой политике.
Фирмы используют следующие методы формирования продажной цены товаров: метод определения цен на основе принятой практики работы конкретного рынка труда; метод определения престижных цен; состязательный метод определения цен.
Установление цены на новый товар является не простой задачей. На такие товары должен, прежде всего, возникнуть спрос со стороны потребителей.
Следует иметь в виду, что, чем больше новизны заключено в товар, тем быстрее окупятся средства, вложенные в его создание и производство. Качество товара выступает основным критерием при формировании цены и это одно из требований рынка товаров. В последнее время увеличивается спрос на экологически чистые продовольственные товары, поэтому вопросам качества продукции придается особое значение. При этом в первую очередь решаются следующие задачи:
- приведение уровня качества продукции в соответствие с запросами и требованиями покупателей;
- обеспечение производства обновляемой и конкурентоспособной продукции;
- формирование цены в зависимости от потребительских свойств (пищевой ценности) товара;
- управление качеством продукции на этапах изготовления и продвижения к конечному потребителю с помощью маркетинга.