Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения здорового образа жизни как педагогической проблемы
1.1 Здоровье как социально-педагогическое явление
1.2 Условия формирования здорового образа жизни
Глава 2. Методические аспекты деятельности педагогов по проблеме здорового образа жизни
2.1 Особенности здоровьесберегающих образовательных технологий
Содержание:
Введение
Актуальность темы исследования. Резкие политические, экономические и социальные изменения жизнедеятельности в настоящий момент привели к появлению разнообразных социально-педагогических проблем, которые негативно сказываются на развитии, воспитании и становлении личности, в первую очередь, ребенка. Возникновение разнообразных проблем повлияло на необходимость осуществления педагогической деятельности педагогов, направленной на оказание помощи детям в процессе адаптации, социализации, освоении социокультурного опыта и создании условий для его самореализации.
Основным условием, влияющим на развитие полноценной и всесторонней личности, выступает формирование здорового образа жизни на различных этапах взросления, отражающееся на сознательно-волевой активности личности, которая обеспечивает создание адекватных условий для существования.
Понятие «здоровье» рассматривается в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) не только как безболезненное состояние, а также как состояние благополучия в сфере физического, социального и душевного развития. Для личности ребенка здоровье рассматривается как гармоничное физическое и социальное развитие: быть выносливым, уравновешенным, уметь противостоять неблагоприятным фактором внутреннего и внешнего мира.
В целом, здоровье подрастающего поколения и соблюдение здорового образа жизни выступает залогом для развития, как государства, так и нации в целом. Следовательно, необходимо осуществлять с раннего возраста педагогическую деятельность, направленную на сохранение и укрепление здоровья, а также пропагандировать здоровый образ жизни.
В научной литературе, вопросами формирования здорового образа жизни, занимались такие исследователи, как Н.М. Амосов, В.М. Бехтерев, И.И. Брехман, М.Я. Виленский, Л.С. Выготский, М.В. Ломоносов, С.В. Попов, Б.Н. Чумаков и другие.
В процессе исследования здорового образа жизни возникает противоречие между необходимостью осуществления направления деятельности педагогов и резкими изменениями политического, экономического и социального развития государства, вследствие чего образовалась проблема исследования, которая заключается в поиске педагогических условий осуществления деятельности по формированию здорового образа жизни. Следовательно, необходимо изучить основы здорового образа жизни, как одну из педагогических проблем.
Актуальность, выделенное противоречие и проблема позволили сформулировать тему для нашего исследования «Здоровый образ жизни как педагогическая проблема».
Цель исследования – теоретическое изучение здорового образа жизни как педагогическую проблему.
Объект исследования – особенности здорового образа жизни.
Предмет исследования – здоровый образ жизни как педагогическая проблема.
Для достижения цели решались следующие задачи:
1. Провести анализ научной литературы по теме исследования;
2. Рассмотреть условия формирования здорового образа жизни;
3. Раскрыть особенности здоровьесберегающих образовательных технологий;
4. Изучить направление деятельности педагогов по решению вопросов здорового образа жизни как педагогической проблемы.
В работе использовался комплекс методов исследования: анализ научной психолого-педагогической литературы, обобщение, сравнение и систематизация.
Наше исследование определено целями и задачи. Структура: работа состоит из введения, основной части (2 главы), заключения и списка литературы (15 источников). Общий объем работы – 23 страницы.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения здорового образа жизни как педагогической проблемы
1.1 Здоровье как социально-педагогическое явление
В научной литературе по педагогике термин «здоровье» рассматривается как показатель эффективности воспитания, развития и обучения детей и основной фактор гармонического развития. Исследованием сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни, как одной из важных проблем, занимались различные ученые социологи, философы, медики, педагоги и психологи, среди которых можно выделить:
- философы Дж. Локк, М.В. Ломоносов;
- педагоги-психологи Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев;
- медики Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков;
- педагоги В.К. Зайцев, С.В. Попов и другие.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла в 1968 году в устав термин «здоровье» в следующей трактовке: здоровье рассматривается как свойство человека, позволяющее ему осуществлять биологические и социальные функции жизнедеятельности, при условии отсутствия болезней и дефектов. Организация выделила следующие виды здоровья [13]:
1 вид – физическое здоровье;
2 вид – психическое здоровье;
3 вид – нравственное здоровье.
По мнению Н.М. Амосова, здоровье раскрывается как продолжительность деятельности различных органов в организме на протяжении определенного временного периода [1].
Российский ученый В.П. Казначеев понимает под термином «здоровье» процесс сохранения следующего ряда функций, необходимых для максимального периода продолжительности жизни [10]:
1 функция – биологическая;
2 функция – физиологическая;
3 функция – психическая.
А.П. Лисицын, выступая российским ученым, давал следующую формулировку понятию «здоровье», под которым он определял состояние, посредством которого личность может осуществлять свободную и полноценную жизнедеятельность: вести здоровый образ жизни, осуществлять трудовую деятельность, а также испытывать физическое, социальное и психологическое благополучие [15].
Основоположник валеологии – И.И. Брехман понимал под здоровьем способность организма личности осуществлять устойчивость его качественных и количественных параметров, помогающих осуществлять полноценную жизнедеятельность [4].
Среди педагогических исследований, рассматриваются исследования В.М. Бехтерева, который вложил множество усилий для решения вопросов по сохранению здоровья. Формирование здорового образа жизни, по мнению автора, рассматривалось как проблема физического и психического здоровья. Исследования известного педагога осуществлялись в контексте антиалкогольной компании.
Вслед за В.М. Бехтеревым, проблема здорового образа жизни заинтересовала и других педагогов. Известный советский педагог – В.А. Сухомлинский под здоровым образом жизни понимал комплекс санитарных и гигиенических правил и норм. Автор утверждал, что комплекс мероприятий не является требованием, а лишь заботой о гармоничном и благоприятном физическом, духовном и социальном развитии личности, влияющие на дальнейшую творческую, профессиональную и физическую деятельность [14].
В научной психологической литературе выделяют следующие виды здоровья [13]:
1 вид – соматическое здоровье
Под соматическим здоровьем понимается состояние органов и систем организма личности, позволяющее осуществлять деятельность по индивидуальному развитию личности на различных возрастных этапах;
2 вид – физическое здоровье
Такой вид здоровья обеспечивает развитие органов и систем, которые отвечают за физиологические и функциональные резервы жизнедеятельности организма;
3 вид – психическое здоровье
Психическое здоровье формирует состояние общего душевного комфорта в организме: удовлетворение биологических, физических и социальных потребностей;
4 вид – нравственное здоровье
Данный вид здоровья обеспечивает формирование ценностей, мотивов поведения, установок, а также истинных образов добра, красоты, любви и тому подобное.
Основными признаками здоровья выступают:
- показатели роста и развития;
- уровень волевых и ценностных установок;
- устойчивость к действию;
- наличие и уровень заболевания, дефекта развития [13].
Таким образом, понятие «здоровье» как социально-педагогическая проблема рассматривается многими исследователями медиками, психологами, социологами, философами и педагогами, дающими разнообразные формулировки. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла следующую трактовку понятию: здоровье рассматривается как свойство человека, позволяющее ему осуществлять биологические и социальные функции жизнедеятельности, при условии отсутствия болезней и дефектов.
1.2 Условия формирования здорового образа жизни
В научной литературе по педагогике отмечается, что формирование здорового образа жизни определяется психологическими, социальными и физиологическими возможностями и способностями, которые личность может проявить и воплотить в жизнедеятельности. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, которая препятствует раскрытию потенциала личности [3].
Составляющие здорового образа жизни [13]:
1 критерий: отказ от употребления запрещенных средств (курение, алкоголь, наркотики и тому подобное);
2 критерий: оптимальный двигательный режим;
3 критерий: рациональное питание;
4 критерий: закаливание;
5 критерий: личная гигиена;
6 критерий: положительные эмоции.
По мнению, российского ученого-исследователя С.В. Попова, современная система образования не формирует мотивацию к здоровому образу жизни. Автор считает, что дети и взрослые имеют представления о вреде использования табака и алкоголя, а также наркотиков, но при этом подвержены использованию данных препаратов. Взрослые не агитируют за то, чтобы начать закаляться, вести активную двигательную жизнь, правильно питаться. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций. Следовательно, формируется проблема формирования здорового образа жизни в системе образования, как важного фактора, посредством которого осуществляется развитие, становление и образование личности [15].
Первым критерием здорового образа жизни выступает отказ от употребления запрещенных средств (курение, алкоголь, наркотики и тому подобное) позволяет сказать о педагогических условиях, которые направлены на предотвращение употребления вышеперечисленных веществ, то есть осуществление педагогической профилактики.
Успешная борьба с тем или иным негативным явлением возможно в том случае, когда известны причины этого явления:
- строгость и запрет родителей;
- реклама табачных изделий;
- пример со стороны учителей или родителей [13].
Вторым критерием здорового образа жизни выступает создание оптимального двигательного режима. Жизнь современного человека, особенно в городах, характеризуется высоким удельным весом гипонезии и гиподинамии, особенно у детей, которые большую часть времени сидят за партой или за компьютером/телевизором, что не решается двумя или тремя уроками физкультуры в неделю, дающими недостаточный уровень двигательной активности.
Основным педагогическим условием для решения данной проблемы выступает включение оптимального двигательного режима в образовательном учреждении, которые должны базироваться на принципах систематичности, постепенности и последовательности, индивидуализации. Оздоровительный эффект обеспечивает плавание, ходьба, бег, лыжные и велосипедные прогулки, а также разнообразные упражнения на гибкость [13].
Третий критерий здорового образа жизни – рациональное питание, которое для детей в первую очередь играет важную роль в развитии и нормализации процессов роста организма.
Педагогическим условием рационального питания у детей выступает систематичная организация данного процесса, построенная на следующих принципах:
1 принцип – регулярный прием пищи по времени;
2 принцип – соответствие уровню возрастного развития;
3 принцип – использование основных питательных веществ: белки, жиры, углеводы;
4 принцип – индивидуализация питания в соответствии с его здоровьем и особенностями организма [13].
Закаливание является четвертым критерием здорового образа жизни. Важная роль закаливания в профилактике простудных заболеваний, так как повышает устойчивость организма как инфекционным заболеваниям.
Эффективность закаливания определяется следующими принципами:
1 принцип – постепенность;
2 принцип – систематичность;
3 принцип – комплексность;
4 принцип – учет индивидуальных особенностей.
Для детей закаливание бывает: