Файл: Формирование и использование финансовых ресурсов некоммерческих организаций ( Теоретические аспекты экономических ресурсов предприятия ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты экономических ресурсов предприятия
1.1. Понятие экономических ресурсов предприятия
ГЛАВА 2. Управление и оценка экономической эффективностью ООО "Московский завод стиральных порошков"
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
Устойчивые принципы ведения бизнеса помогут увеличить долговременную ценность ООО "Московский завод стиральных порошков". ООО "Московский завод стиральных порошков" продолжает стремиться к устойчивому развитию в масштабах всей компании.
Каждый из 55 тысяч сотрудников в разных странах мира несет ответственность за свою работу в рамках своей сферы обязанностей, каждый сотрудник вносит важный вклад в реализацию трех стратегических приоритетных направлений.
Устойчивое развитие, корпоративная социальная ответственность и бизнес-потенциал: доверие к ООО "Московский завод стиральных порошков", брендам и технологиям ООО "Московский завод стиральных порошков" обеспечивает предпринимательскую свободу. Это способствует развитию успеха в бизнесе и помогает позитивному позиционированию ООО "Московский завод стиральных порошков" на рынке. В ООО "Московский завод стиральных порошков" эффективные и безопасные процессы не только способствуют обеспечению защиты окружающей среды, соблюдению техники безопасности и гигиены, но и позволяют сократить затраты и потребление ресурсов.
Благодаря брендам и технологиям, объединяющим в себе высокое качество и ответственное отношение к людям и окружающей среде, ООО "Московский завод стиральных порошков"позиционируется, как ведущий партнер по устойчивому развитию для промышленных заказчиков, представителей розничной торговли и для потребителей.
Устойчивые практики ведения бизнеса усиливают мотивацию сотрудников и их идентификацию с ООО "Московский завод стиральных порошков". Навыки и работа сотрудников являются ключевыми факторами, обеспечивающими успех компании. Их опыт, талант и навыки должны отражать разнообразие рынков и покупателей.
Разрабатываются новые возможности коммерческой деятельности через венчурный капитал. Подразделение, занимающееся научными исследованиями внутри компании, имеет опыт в организации информационного центра, проведении логического анализа и инженерно-проектных работ, управления интеллектуальной собственностью, обеспечения безопасности продукта при эксплуатации и оказывает поддержку ООО "Московский завод стиральных порошков" во всех странах.
Сегодня у компании существует 4 основные вида продукции: моющие средства (порошки), чистящие средства (под торговой маркой «Пемолюкс»), бытовые и промышленные клеи (брэнд «Момент»). Компания производит продукцию под марками «Лоск», «Эра», «Хенко», «Диксан-автомат», «Дени-экстра», «Ласка», «Персил», «Пемолюкс», «Момент», «СуперЭпокси», «Церезит» и другие. По словам руководителей компании, сегодня на рынке представлено очень много импортной продукции. По некоторым данным, их доля на рынке достигает 60%. Специалисты ожидают роста потребления на рынке синтетических моющих средств. Основным конкурентом ООО "Московский завод стиральных порошков" является ОАО «Акционерная компания «Новомосковскбытхим», производящее моющее средство Fairy (Propter&Gamble AG). Кроме того, жидкие моющие средства производит ЗАО «Аист» (марка «Лотос»), ЗАО «Северное Сияние» (100%-ная дочка международного концерна Unilever), ЗАО «Волгодонский химический завод «Кристалл», компания «Фосфор» (Тольятти) и московский завод «СМС» («Альфа», «Биолан», «Радуга»).
Активизация в последние четыре года производства товаров в России, в том числе за счет создания новых предприятий, требует объективных данных и их анализа по товарным рынкам как в целом в России, так и в отдельных регионах. Вместе с тем отсутствие учета производства мелких предприятий, информационная непрозрачность рыночного пространства являются одной из основных черт российского рынка. Особенно это проявляется на динамично развивающихся товарных рынках. К таким относят рынок товаров бытовой химии, который включает бытовые гигиенические средства: средства для ухода за бельем (синтетические моющие средства — СМС) и за жилищем (чистящие и моющие средства различного назначения — ЧС). В настоящее время этот рынок характеризуется высокой степенью товарного насыщения и, следовательно, высокой конкуренцией. Поэтому для отечественных производителей и торговли маркетинговые исследования представляют практическую ценность.
Емкость отечественного рынка СМС эксперты AС Nielsen оценивают в 900 тыс. тонн в год. Имеющиеся в России производственные мощности около 70 предприятий позволяют достичь такого объема производства. Они составляют 940 тыс. тонн с перспективой роста мощности на 10—15% в год. Полная загрузка мощностей позволила бы достичь санитарных норм потребления СМС даже без привлечения импорта. Однако сейчас в России производится меньше половины необходимого количества СМС, и уровень потребления остается одним из низких в Европе. Так если, по данным социологов и медицинских работников, уровень потребления моющих средств в различной товарной форме должен составлять не менее 7 кг в год, то в России потребление на душу населения в 2008 г. составило около 3 кг, в то время как в 2007 г. составляло 4,1 кг. Следует отметить, что среднедушевое потребление СМС в странах Европы в 2008 г. составляло: Швеция — 5 кг, Германия — 10,2 кг, Франция — 15,4 кг [3].
Таблица 1
Объемы производства порошкообразных СМС и чистящих средств в РФ
Год |
Синтетические моющие средства |
Чистящие средства |
||
Производство, тыс. т. |
Динамика, %, за год |
Производство, тыс. т. |
Динамика, %, за год |
|
1990 |
678,0 |
– |
104,4 |
|
1995 |
257,2 |
- 62,1 |
||
1996 |
280,0 |
+1,8 |
||
1997 |
280,7 |
+ 0,2 |
48,1 |
|
1998 |
229,6 |
- 18,2 |
41,0 |
- 14,1 |
1999 |
353,8 |
+ 54,1 |
60,0 |
+ 46,3 |
2000 |
411,6 |
+ 16,4 |
79,0 |
+ 31,6 |
2001 |
431,9 |
+ 4,9 |
86,0 |
+ 10,0 |
Анализ производства бытовых гигиенических средств в России показывает, что в первой половине 90-х гг. произошло резкое снижение производства — более чем в 2 раза (табл. 1). В эти же годы резко, в 3 раза за 12 лет, сократились объемы производства отечественных поверхностно-активных веществ (ПАВ) — основного компонента моющих средств. Поэтому производство моющих средств в России в последние годы все больше развивается с привлечением импортного сырья. В начале 90-х гг. на наш рынок пришли сначала Procter & Gamble, выкупив самое крупное предприятие по производству синтетических моющих средств — Новомосковскбытхим, а затем Henkel — предприятия «Эра» в г. Тосно и г. Энгельсе (ООО «Henkel — Юг»). Второй период спада отечественного производства, отмечается во время кризиса 1998 г., после чего производство в России стало возрождаться. Следует отметить, что более половины СМС — 57,9%, в 2008 г. произвели предприятия, инвестируемые иностранным капиталом под своими торговыми марками. Однако темпы роста производства с 2007 по 2008 г. замедлились.
Аналогичный характер носит производство ЧС, так как большинство предприятий, производящих СМС, одновременно производит чистящие средства для ухода за жилищем. Более чем в 2 раза по сравнению с 2007 г. возрос объем производства ЧС в 2008 г., хотя и не достиг уровня 2007 г. При этом в структуре производства по назначению чистящих средств произошли значительные изменения в сторону увеличения доли средств для мытья посуды. Наметилась общая тенденция, связанная с производством ЧС, отвечающих современным требованиям деликатного отношения к обрабатываемым поверхностям. В целом производство бытовых гигиенических товаров за последние 4 года развивалось примерно в 1,3 раза быстрее, чем производство химической промышленности в целом. Небольшую долю — около 15% на рынке бытовых гигиенических средств составляет продукция зарубежного производства. Импорт поставляют прежде всего фирмы Benckiser и Cussons (по 5% рынка в денежном выражении) [4]. Кроме того, следует признать, что в России существует «теневой оборот» СМС, который формируется как за счет нелегального производства, так и нелегального импорта. Объемы такого оборота в России неизвестны. Данные по Украине свидетельствуют, что его доля значительна: при производстве 82,5 тыс. тонн СМС объем «теневого» оборота составляет 25—30 тыс. тонн, то есть свыше 25% от производства. Такие данные тоже следует учитывать при анализе отечественного рынка.
2.2. Анализ экономических показателей предприятия
Даже при хороших финансовых результатах ООО "Московский завод стиральных порошков" может испытывать трудности, если оно нерационально использовало свои финансовые ресурсы, вложив их в сверхнормативные производственные запасы или допустив большую дебиторскую задолженность, основными способами выхода из неустойчивого и кризисного состояний в 2010 году являлось пополнение источников формирования запасов, увеличение доли собственных средств, оптимизация их структуры, а также обоснованное снижение уровня запасов.
Для обеспечения финансовой устойчивости ООО "Московский завод стиральных порошков" в условиях рынка требуется стабильное получение выручки в достаточных размерах, чтобы расплатиться с текущими долгами, то есть в основе финансовой устойчивости предприятия лежит его платежеспособность. Однако она не является достаточным условием для его устойчивого функционирования в долгосрочной перспективе. Для успешного развития ООО "Московский завод стиральных порошков" необходимо, чтобы после выполнения всех обязательств у него оставалась прибыль, позволяющая развивать производство.
Финансовое состояние ООО "Московский завод стиральных порошков" характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия. Оно является результатом взаимодействия всех элементов системы финансовых отношений и поэтому определяется совокупностью производственно-хозяйственных факторов. Целью общего анализа финансового состояния ООО "Московский завод стиральных порошков" является предварительная оценка финансового состояния по результатам расчета и анализа в динамике ряда финансовых показателей.
Рассмотрим финансовое состояние ООО "Московский завод стиральных порошков".
Таблица 4
Сгруппированные статьи баланса и отчета о прибылях и убытках
Показатель |
Абсолютные значения, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
||||
2010 |
2011 |
2012 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
I. Внеоборотные активы |
96 |
141 |
3 949 |
2,28 |
3,00 |
19,19 |
Нематериальные активы |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Основные средства |
96 |
141 |
3 949 |
2,28 |
3,00 |
19,19 |
Незавершенное строительство |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Отложенные налоговые активы |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Прочие внеоборотные активы |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Доходные вложения |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Долгосрочные финансовые вложения |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
II. Оборотные активы |
4 118 |
4 559 |
16 631 |
97,72 |
97,00 |
80,81 |
Запасы в т.ч. |
83 |
1 366 |
4 232 |
1,97 |
29,06 |
20,56 |
НДС по приобретенным ценностям |
0 |
0 |
3 |
0,00 |
0,00 |
0,01 |
Деб.задолженности (более, чем 12 мес.) |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Деб.задолженности (менее, чем 12 мес.) |
2 109 |
3 051 |
9 072 |
50,05 |
64,91 |
44,08 |
Прочие оборотные активы |
0 |
0 |
1260 |
0,00 |
0,00 |
6,12 |
Краткосрочные финансовые вложения |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Денежные средства |
1 926 |
142 |
2 064 |
45,70 |
3,02 |
10,03 |
Баланс по активам |
4 214 |
4 700 |
20 580 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
III. Капитал и резервы |
979 |
1 360 |
10 263 |
23,23 |
28,94 |
49,87 |
IV. Долгосрочные обязательства |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Займы и кредиты |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Отложенные налоговые обязательства |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Прочие долгосрочные обязательства |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
V. Краткосрочные обязательства |
3 235 |
3 339 |
10 317 |
76,77 |
71,04 |
50,13 |
Займы и кредиты |
0 |
678 |
352 |
0,00 |
14,43 |
1,71 |
Доходы будущих периодов |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Резервы предстоящих расходов |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Задолженность участникам по выплате доходов |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Прочие краткосрочные обязательства |
0 |
72 |
373 |
0,00 |
1,53 |
1,81 |
Кредиторская задолженность |
3 235 |
2 589 |
9 592 |
76,77 |
55,09 |
46,61 |
Баланс по пассивам |
4 214 |
4 699 |
20 580 |
100,00 |
99,98 |
100,00 |
Выручка нетто от продаж |
3 786 |
13 505 |
44 805 |
89,84 |
287,34 |
217,71 |
Прибыль от продаж |
599 |
593 |
4932 |
14,21 |
12,62 |
23,97 |
Себестоимость |
3 187 |
12 412 |
39 883 |
75,63 |
264,09 |
193,79 |
Сальдо прочих доходов и расходов |
247 |
65 |
323 |
5,86 |
1,38 |
1,57 |
Итого прибыль от продаж |
846 |
658 |
5 255 |
20,08 |
14,00 |
25,53 |
Для анализа имущества предприятия используются следующие показатели:
- определение абсолютных значения показателей актива баланса;
-определение удельных весов показателей, характеризующих структуру актива баланса и запасов;
-определение изменений в абсолютных величинах, которые характеризуют прирост или уменьшение той или иной статьи актива баланса и запасов;
- определение изменений в удельных весах, характеризующих динамику структуры актива и запасов предприятия;
- определение темпа прироста показателя, характеризующего масштаб изменений актива и запасов предприятия,
- определение удельных весов изменений, характеризующих структуру изменений актива, и запасов предприятия.
Таблица 5
Структура актива баланса ООО "Московский завод стиральных порошков"»
Показатель |
Абсолютные значения, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Изменение удельного веса, (+,-) |
|||||
2010 |
2011 |
2012 |
2010 |
2011 |
2012 |
2011/ 2010 |
2012/ 2011 |
|
I. Внеоборотные активы |
96 |
141 |
3 949 |
2,28 |
3,00 |
19,19 |
0,72 |
16,19 |
Основные средства |
96 |
141 |
3 949 |
2,28 |
3,00 |
19,19 |
0,72 |
16,19 |
II. Оборотные активы |
4 118 |
4 559 |
16 631 |
97,72 |
97,00 |
80,81 |
-0,72 |
-16,19 |
Запасы в т.ч. |
83 |
1 366 |
4 232 |
1,97 |
29,06 |
20,56 |
27,09 |
-8,50 |
НДС по приобретенным ценностям |
0 |
0 |
3 |
0,00 |
0,00 |
0,01 |
0,00 |
0,01 |
Деб.задолженности (менее, чем 12 мес.) |
2 109 |
3 051 |
9 072 |
50,05 |
64,91 |
44,08 |
14,86 |
-20,83 |
Прочие оборотные активы |
0 |
0 |
1260 |
0,00 |
0,00 |
6,12 |
0,00 |
6,12 |
Денежные средства |
1 926 |
142 |
2 064 |
45,70 |
3,02 |
10,03 |
-42,68 |
7,01 |
Баланс по активам |
4 214 |
4 700 |
20 580 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
0,00 |
0,00 |