Файл: нАЛОГИ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1 Система налогов и сборов взимаемых с физических лиц
1.2 Роль налогообложения физических лиц в экономике России
1.3 Зарубежный опыт администрирования налога с доходов физических лиц
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1 Роль налогов с физических лиц в бюджете РФ
2.2 Порядок исчисления налога с физических лиц
Что касается системы изъятия налога у источника, зарубежная практика не отличается от российской: подоходный налог взимается работодателями с текущих доходов рабочих и служащих. Это обеспечивает относительную равномерность и регулярность поступления налога в бюджет при выплате работникам заработной платы. Налоговая база остается стабильной, независимо от происходящих изменений в экономической и политической сферах. Исключением являются Франция и Швейцария, где налог с заработанного в предыдущий год дохода платят сами рабочие и служащие, а не работодатели. [15, с.154]
Весьма своеобразная система администрирования подоходного налога Швеции и Норвегии. Налог уплачивается на основании налоговой декларации, которая заполняется налоговым органом. Соответственно, налоговые органы этой страны имеют доступ ко всем базам данных о доходах налогоплательщиков, на основании которых и заполняют декларации и исчисляют сумму налога, подлежащую уплате. Налогоплательщик в свою очередь имеет право опровергнуть содержащуюся в декларации информацию в вышестоящем налогом органе. [3, стр.11]
Следовательно, системы подоходного обложения в зарубежных странах построены на основе общих принципов, которые в каждой отдельной стране имеют свое конкретное наполнение и национальные особенности. Каждая страна по-разному использует подоходный налог в качестве инструмента социальной политики, манипулируя налоговыми ставками, налоговыми вычетами и льготами. [8, с.49]
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1 Роль налогов с физических лиц в бюджете РФ
НДФЛ самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам. [4, с.45]
Рассмотрим данные налоговых органов РФ о поступлении налогов в консолидированный бюджет нашей страны (табл. 1).
Таблица 1
Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2017-2018 гг., млрд. руб.
Вид налога |
2017 год |
2018 год |
Темп прироста, % |
НДПИ |
2 904,2 |
3 226,8 |
111,1 |
НДФЛ |
2 679,5 |
2 806,5 |
104,7 |
Налог на прибыль |
2 372,8 |
2 598,8 |
109,5 |
НДС |
2 181,4 |
2 448,3 |
112,2 |
Имущественные налоги |
955,1 |
1 068,4 |
111,9 |
Акцизы |
999,0 |
1 014,4 |
101,5 |
По данным таблицы 1 видно, что НДФЛ занимает второе место по суммам, перечисленным в бюджет РФ за 2017-2018 гг., уступая лишь НДПИ. В 2018 году поступления подоходного налога выросли на 127 млрд. руб., что составило 104,7 % прироста. Доля НДФЛ в разрезе сравниваемых налогов в 2018 году составила 21,3 %, что говорит о значимости данного налога в формировании налоговых доходов нашей страны. Далее определим долю НДФЛ в налоговых доходах (табл.2)
Таблица 2
Поступление НДФЛ в консолидированный бюджет РФ за 2016-2018гг., млрд. руб.
Консолидирован-ный бюджет РФ |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Абсолютное отклонение (+/-) |
Относительное отклонение (%) |
||
2017г. к 2016г. |
2018г. к 2017г. |
2017г. к 2016г. |
2018г. к 2017г. |
||||
Поступление НДФЛ |
2 702,6 |
2 807,8 |
2 592,1 |
+105,2 |
-215,7 |
+3,89 |
-7,68 |
Всего налоговые доходы |
19 450,6 |
21 153,3 |
20 633 |
+1 702,7 |
-520,3 |
+8,75 |
-2,46 |
Доля НДФЛ в налоговых доходах |
13,89 |
13,27 |
12,56 |
-0,62 |
-0,71 |
-4,67 |
-5,65 |
Из таблицы 2 видно, что в 2017 г., по сравнению с 2016 г., поступление НДФЛ в консолидированный бюджет РФ выросло на 3,89 %
Доля НДФЛ в общем объёме доходов бюджетов РФ от налогов в 2017 г. составила в консолидированном бюджете 13,27 %, что на 0,62 % меньше, чем в 2016 г, а в 2018 г. - 12,56 %, что на 0,71 % меньше, чем в 2016 г.
Поступление от НДФЛ в консолидированный бюджет РФ увеличилось в 2017 г. по сравнению с 2016 г., а также в 2018 г. Наблюдался рост поступлений от налога на доходы физических лиц в соответствующие бюджеты Российской Федерации в 2017 г. Налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2016 году поступило 2 688,7 млрд. рублей, или на 7,6% больше, а чем в 2017 году на 4,4% больше, чем в 2016 году. [12, с.5]
Далее проанализируем ставки МРОТ. В Федеральном законе РФ дано следующее понятие прожиточного минимума. Прожиточный минимум это стоимостная оценка потребительской корзины, включающая в себя минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а так же обязательные налоги и сборы. [10, с.44]
За последние годы минимальный размер оплаты труда вырос почти в 7 раз (Минфин), но, тем не менее, это так и остается очень низким доходом для многих жителей нашей страны. Средние значения минимального размера оплаты труда за последние 10 лет представлены в таблице 3.
Таблица 3
Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации
МРОТ-введен |
Размер в руб. |
01.01.2012г. |
4 661 |
01.01.2013г. |
5 205 |
01.01.2014г. |
5 554 |
01.01.2015г. |
5 965 |
01.07.2016г. |
7 500 |
01.07.2017г. |
7 800 |
01.05.2018г. |
11 163 |
01.01.2019г. |
11 280 |
Прожиточный минимум на душу российского населения по итогам I квартала определён постановлением правительства в размере 11 280 рубля. Традиционно для разных категорий граждан этот минимум свой. Так, для трудоспособного населения он установлен на уровне 11 280 рубля, для пенсионеров – 8 583 рубля, а для детей – 10 390 рублей. Значение прожиточного минимума на душу населения за первый квартал текущего года по сравнению с IV кварталом прошлого года увеличилась на 17,1% для трудоспособного населения, на 16,7% - для пенсионеров, а для детей - и вовсе на 20,1%[11, с.18]
В связи с этим необходимо устанавливать минимальную заработную плату в процентах к прожиточному минимуму одинокого работника в трудоспособном возрасте. Минимум должен исчисляться по всем субъектам Российской Федерации, и абсолютный (в денежном выражении) уровень минимальной заработной платы должен быть различным. Это необходимо в связи с тем, что введенные еще для социалистической модели экономики районные коэффициенты перестали отражать различия в условиях воспроизводства рабочей силы. [19, с.129]
Анализ зачисление НДФЛ в бюджеты бюджетной системы РФ на основании Бюджетного кодекса показывает, что наибольшая часть НДФЛ направляется в бюджеты бюджетов РФ (табл.4)
Таблица 4
Зачисление НДФЛ лиц в бюджеты бюджетной системы РФ
Вид бюджета |
Зачисленный налог,% |
Статьи Бюджетного кодекса |
Бюджеты субъектов РФ |
85 |
ст. 56 «Налоговые доходы бюджетов субъектов РФ-БК РФ |
Бюджеты городских поселений |
10 |
ст. 61 «Налоговые доходы бюджетов городских поселений» БК РФ |
Бюджеты муниципальных районов |
5 |
ст.61.1. «Налоговые доходы муниципальных районов» БК РФ |
Данные региональные особенности, которые, прежде всего, касаются различного рода льгот, предоставляемых отдельным группам налогоплательщиков: владельцам личных подсобных хозяйств, семьям, имеющим детей, индивидуальным предпринимателям, привлекающим наемных работников, физическим лицам, продающим принадлежащие им объекты недвижимости.[7, с.119]
Неразрывно связанными понятиями с зачислением НДФЛ является и уровень его собираемости, данные о котором представлены в табл.5
Таблица 5
Уровень собираемости НДФЛ
Показатели |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Всего |
Налогооблагаемая база (трлн. руб.) |
15,4 |
17,4 |
19,2 |
20,6 |
21,4 |
94.0 |
Потребительские расходы населения (трлн. руб.) |
29,9 |
34,0 |
38,1 |
41,8 |
43,8 |
187,6 |
Уровень собираемости НДФЛ в % |
51,5 |
51,1 |
50,4 |
49,0 |
48,9 |
50,1 |
Расчётное поступление НДФЛ (трлн. руб.) |
3,9 |
4,4 |
5,0 |
5,5 |
5,7 |
24,5 |
Фактическое поступление НДФЛ (трлн. руб.) |
2,0 |
2,3 |
2,5 |
2,7 |
2,8 |
12,3 |
Недопоступление НДФЛ (трлн. руб.) |
1,9 |
2,1 |
2,5 |
2,8 |
2,9 |
12,2 |
Предоставленные данные свидетельствуют о низком уровне собираемости НДФЛ, одной из причиной которого, по моему субъективному мнению является недостатками действующей системы реформировании данного налога в контексте реформирования всей системы налогообложения РФ. [20, с.17]
Таким образом, на сегодняшний день, НДФЛ в большей степени выполняет фискальную функцию. Однако, надеемся, что через определенное время прогрессивное налогообложение все-таки будет введено. Об этом свидетельствуют три фактора:
1) социально-экономическая направленность политики России.
2) признание эффективности прогрессивного обложение НДФЛ в большинстве экономически развитых стран.
3) правительство будет вынуждено ввести прогрессивную ставку подоходного налога физических лиц в связи со стремительным увеличением разницы между доходами бедных и богатых слоев населения.
2.2 Порядок исчисления налога с физических лиц
При определении налоговой базы по налогу учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. [13, с. 112]
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. В отношении доходов, облагаемых по ставке 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду. [16, с.13]
Для правильного определения налоговой базы и самого налога на предприятии должен быть организован налоговый учет. Форма самого регистра по НДФЛ, а также порядок отражения в нем данных аналитического характера, разрабатываются налоговым агентом самостоятельно. Но при этом указанный документ должен содержать в себе сведения следующего характера:
- все доходы, полученные физическим лицом, предоставленные ему налоговые вычеты;
- сумма рассчитанного, удержанного и перечисленного налога с указанием дат. [17, с. 27]
Кроме того, представляются все данные о налогоплательщике, позволяющие его идентифицировать. Сведения отражаются за налоговый период с нарастающим итогом по каждому налогоплательщику физическому лицу.
Исчисление сумм налога производится предприятием нарастающим итогом с начала года по итогам каждого месяца. [5, с. 12]
Налоговая база по НДФЛ представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение, которыми у неё возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Налоговая база определяется в рублях. Если доход налогоплательщика выражен (номинирован) в иностранной валюте, он подлежит пересчету в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному на дату фактического получения дохода.