Файл: Цель и задачи налогового учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- уплаченные комиссионные сборы при операциях по приобретению либо продаже зарубежной валюты;

- траты от операций с денежными ценностями и траты по управлению и защите от денежных рисков;

- убытки по операциям купли-продажи драгметаллов и камешков в виде различия между ценой реализации и учетной ценой.

4. Суммы отчислений в резервы. Так как банки испытывают разные денежные опасности, они обязаны сформировывать резервы и нести траты в виде отчислений в эти резервы.

Для задач налогообложения учитываются:

- суммы отчислений в резерв на вероятные утраты по кредитам;

-суммы отчислений в резерв под обесценение ценных бумаг;

- суммы резерва по непонятным долгам.

5. Остальные траты банков. К ним можно отнести:

-траты по аренде брокерских мест;

-траты, которые связаны с воплощением форфейтинговых и факторинговых операций (их банки несут при приобретении права требования по поставке продуктов и оказанию услуг, принятии рисков выполнения таковых условий);

-траты по гарантиям, поручительствам, акцептам и авалям, которые предоставляются банку иными организациями;

-остальные траты, которые связаны с банковской работой.

Остановимся детальнее на формировании резервов банков с позиций налогового законодательства. Разглядим создание резерва по непонятным долгам, также резерва на вероятные утраты по кредитам.

Банки вправе сформировывать резервы по непонятным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязанностям.

Размер резерва по непонятным долгам определяется по итогам проведенной на последний день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется последующим образом:

1) по непонятной задолженности со сроком появления более 90 дней — в общую стоимость создаваемого резерва врубается полная сумма установленной на основании инвентаризации задолженности;

2) по непонятной задолженности со сроком появления от 45 до 90 дней включительно — в общую стоимость резерва врубается пятьдесят процентов суммы установленной на основании инвентаризации задолженности;

3) по непонятной задолженности со сроком появления до 45 дней — сумма создаваемого резерва не возрастает.[9]

В нормативных актах предусмотрена налоговая обмолвка: сумма создаваемого резерва не может превосходить десять процентов суммы доходов. Резерв по непонятным долгам быть может применен только на покрытие убытков от безвыходных долгов.


Резерв на вероятные утраты по кредитам (РВПС) особый, надобность его образования вызвана финансовыми возможностями. Он предназначен для сотворения банками более размеренных критерий денежной работе, дозволяет избегать резких колебаний суммы дохода банков в связи со списанием утрат по кредитам. РВПС создается за счет отчислений, которые включаются в траты банка, и употребляется лишь для покрытия не погашенной клиентами ссудной задолженности по главному долгу. Из данного резерва делается списание утрат по мистическим для взыскания кредитам.

При определении налоговой базы не учитываются траты в виде отчислений в резервы на вероятные утраты по кредитам, сформированные банками под долг, относимую к обычной, также под векселя (исключение составляют векселя третьих лиц, по которым вынесен протест в неплатеже). Обычная долг появляется по фактически безрисковым обычным кредитам. Потому банки не могут включать в свои траты для задач налогообложения отчисления в резервы под обычную долг.

Суммы РВПС, отнесенные на траты банка и не всецело использованные им в отчетном (налоговом) периоде, могут быть перенесены на последующий период. При всем этом сумма снова создаваемого резерва должны быть изменена на сумму остатков резерва предшествующего отчетного (налогового) периода.

3.3 Порядок признания доходов и расходов банков

Глава 25 НК РФ содержит прямой запрет банкам использовать кассовый метод. Поэтому банки используют только порядок признания доходов и расходов при методе начисления. Это означает, что доходы признаются в том отчетном (налогом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств.

При методе начисления расходы банков признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени их фактической оплаты.[20]

Таблица 1

Признание даты получения доходов по некоторым операциям для целей налогообложения

Таблица 2

Признание даты осуществления расходов по некоторым операциям для целей налогообложения

Доходы и расходы банков, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу, установленному ЦБ РФ на дату признания доходов и расходов.


3.4 Особенности начисления и уплаты НДС с имущества банков

Рассмотрим НДС при продаже банками имущества, которое не употребляется в банковской деятельности.

Банк вправе при продаже собственности исчислить НДС с различия между ценой реализации и ценой этого собственности, если:

- НДС учтен в цены собственности;

- сумма НДС не включена в траты по налогу на прибыль.

Это правило также применяется к собственности, полученному до 1 октября 2011 г. и реализованному после этой даты.

С 1 октября 2011 г. введено новое правило в отношении собственности банков, не применяемого в банковской работе (пп. «а» п. 18 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 № 245-ФЗ, пп. 5 п. 2 ст. 170 НК РФ в ред. Закона № 245-ФЗ).

При приобретению этого собственности банки должны учесть предъявленный НДС в его цены, если:

- это имущество (продукты) приобретено для предстоящей реализации;

- имущество (продукты) реализовано до начала использования в банковской работе, сдачи в аренду либо до введения в эксплуатацию.[17]

Это правило применяется, также, к главным средствам и нематериальным активам.

При продаже этого собственности (продуктов) банки уплачивают в бюджет НДС с различия меж ценой его реализации с НДС и ценой собственности (остаточной ценой) (п. 3 ст. 154 НК Россия). При всем этом применяется расчетная ставка 18/118 либо 10/110 (п. 4 ст. 164 НК Россия).

Отметим, что до этого банки имели право учитывать НДС по полученному собственности в расходах по налогу на доходы. Соответственно, при продаже этого собственности НДС выставлялся покупателю и уплачивался в бюджет со всей цены реализации (п. 5 ст. 170 НК РФ).

При реализации банком собственности, приобретенного до 01.10.2011 г. банк вправе начислить и уплатить НДС с различия меж ценой его реализации (с НДС) и ценой приобретения (остаточной ценой), если:

-до этого НДС не был отнесен на траты по налогу на прибыль;

-банк включил НДС в цена собственности согласно пп. 5 п. 2 ст. 170 НК РФ.

Если же сумма НДС была учтена в составе затрат по налогу на доходы и (либо) НДС по реализуемому собственности не включен в учете в состав цены собственности, то банк уплачивает НДС с цены реализации.

Более тщательно разглядим на примерах.

Банк заполучил 10 августа 2018 г. залоговое имущество - оборудование, которое потом планирует перепродать. Имущество не подразумевается к использованию в банковской работе, в эксплуатацию не вводилось. Цена собственности составила по соглашению 1 180 000 руб., в том числе НДС – 180 000 руб.


Банк не включил НДС в состав затрат по налогу на доходы. Оборудование в эксплуатацию не вводилось, создано для реализации.

Банк учел предъявленный НДС в сумме 180 000 руб. в цены оборудования.

14 ноября оборудование было продано за 1 400 000 руб., стоимость контракта включает НДС.

Как следует, покупателю должен быть предъявлен НДС в размере 33 559, 32 руб. (1 400 000 руб. – 1 180 000 руб.) х 18/118, который банк должен потом уплатить в бюджет. Покупателю банк также должен выставить счет-фактуру, в каком указана сумма НДС в размере 33 559, 32 руб.

Пример 2.

15 апреля 2018 г. банк заполучил здание по соглашению об отступном ценой 45 000 000 руб., сумма предъявленного НДС в соответствии с которым составила 8 100 000 руб.

НДС банк учел в составе иных затрат по налогу на доходы компаний на основании п. 5 ст. 170, пп. 1 п. 1 ст. 264 НК Россия.

15 ноября 2018 г. банк реализует это здание за 50 000 000 руб. Банку нужно выставить покупателю и уплатить в бюджет НДС в размере 9 000 000 руб. (50 000 000 руб. х 18%).

Отметим, что до внесения изменений в нормативно-правовые акты вопрос о начислении НДС с межценовой различия был спорным и не один раз рассматривался арбитражными судами.

О правомерности внедрения банками п. 3 ст. 154 НК РФ при условии, что банк применяет п. 5 ст. 170 НК РФ, принималось решение на уровне Высшего арбитражного суда.

3.5 НДС и НДФЛ по операциям с памятными и инвестиционными монетами

Операции с памятными и инвестиционными монетами рассматриваются для задач налогообложения со стороны 2-ух налоговых платежей: налога на добавленную стоимость (НДС) и налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

Для задач обложения операций с памятными и инвестиционными монетами НДС имеет значение, является ли монета законным средством наличного платежа Рф или зарубежной страны (пп.11, п.2 ст.149 Налогового Кодекса Россия).

Практически единственным документом определяющим статус памятных и инвестиционных монет в Российской Федерации, является Указание Центробанка РФ № 1634-У от 19.09.2005 "О порядке выдачи Центральным Банком памятных и инвестиционных монет денежным учреждениям-резидентам и организации, которая изготавливает банкноты и монету Центрального Банка России \". В согласовании с данным документом, памятные и коллекционные монеты могут обращаться как в качестве предметов коллекционирования и инвестирования по ценам, отличающимся от их номинальной цены так и в качестве средств наличного платежа по их номинальной цены.


В конечном итоге, являясь законным средством платежа монеты (их реализация) освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость (НДС) в согласовании с пп.11 п.2 ст. 149 Налогового Кодекса Россия. Следует, учитывать, что как монета выходит из обращения, операции с ней попадают под обложение НДС. Размер НДС в данном случае врубается банком в стоимость монеты, увеличивая ее цена приобретения.

Вопросы выпуска в обращение и изъятия из обращения памятных и инвестиционных монет находятся в компетенции Центробанка Россия в отношении монет Россия и компетенции зарубежных центральных банков в отношении заграничных монет.

В целях налогообложения НДФЛ имеющиеся у физического лица монеты из драгоценных металлов рассматриваются как принадлежащее ему имущество. Вопрос о НДФЛ возникает во время, когда гражданин реализует принадлежащие ему на праве принадлежности монеты.

Определения налоговой базы НДФЛ определяется п.17.1 ст. 217 Налогового Кодекса РФ и пп.1 п.1 ст. 220 Налогового Кодекса РФ.

В данном случае, если физическое лицо-торговец монет может официально сказать, что монеты находились у него в принадлежности 3 года и более, вырученная от реализации монет сумма не подлежит обложению НДФЛ в полном объеме.

В данном случае, если в согласовании с подтверждающим документом, монеты находились в принадлежности торговца - физического лица менее 3 лет, то возможны два варианта:

-обложению НДФЛ подлежит сумма, вырученная от реализации таких монет, которая превышает 250000 рублей (материальный вычет);

-вместо имущественного вычета (250000 рублей) налоговое нормативно-правовые акты позволяет обложить налогом положительную разницу меж суммой, вырученной от реализации монет и суммой покупки данных монет, подтвержденной официально.

В данном случае, если у физического лица отсутствует документ, подтверждающий дату и сумму приобретения монет, то обложению НДФЛ подлежит вся сумма, вырученная от реализации монет. При всем этом также предоставляется материальный вычет в сумме 250000 рублей (т.е. обложению НДФЛ подлежит сумма, обретенная от реализации, превышающий 250000 рублей).

Подтверждающим документом, является квитанция, обретенная в банке при приобретению памятных и/или инвестиционных монет либо иной другой документ, на основании которого исполнялась покупка.

Налогообложение делается по ставке НДФЛ тринадцать процентов. После окончания налогового периода необходимо подать отчетность по налоговым платежам в налоговый орган по месту учета гражданина - торговца монет, вне зависимости от суммы обретенного от реализации монет дохода. Только в этом случае может быть предоставлен вышеуказанный материальный вычет. Уплата налога делается налогоплательщиком - гражданином без поддержки остальных на основании сданной налоговой декларации.