Файл: Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом в школьном возрасте..pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Ключевой проблемой образования на современном этапе развития общества, в условиях стремительного проникновения во все сферы жизнедеятельности информационных и технических новинок, является создание, поддержание и развитие мотивации - интереса учащихся к образованию.
При этом существует противоречие между необходимым и существующим уровнем интереса школьников к урокам физической культуры и отсутствием конкретных практических рекомендаций по использованию различных соотношений методов упражнения в процессе физического воспитания школьников для формирования интереса.
Проблема исследования: процесс влияния различных методов обучения на формирование мотивации школьников 5-6 классов к урокам физической культуры.
Объект исследования: формирование мотивации школьников 5-6 классов к урокам физической культуры с помощью различных методов обучения.
Предмет исследования: влияние методов упражнения на процесс формирования интереса школьников 5-6 классов к урокам физической культуры.
Цель исследования: экспериментальное обоснование оптимального соотношения методов упражнения в процессе формирования интереса к урокам физической культуры у учащихся 5-6 классов.
Задачи исследования:
-
-
- На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования изучить возможности влияния различных методов упражнения на формирование интереса школьников 5-6 классов к урокам физической культуры.
- Определить влияние различного соотношения методов упражнения на уровень интереса к урокам физической культуры у школьников 5-6 классов.
- Определить оптимальное сочетание методов упражнения в процессе физического воспитания учащихся средних классов на уроках физической культуры.
-
Гипотеза исследования: мы предположили, что процесс формирования интереса школьников 5-6 классов к урокам физической культуры будет более эффективным при целенаправленном и систематическом использовании оптимальных соотношений различных методов упражнений в содержании уроков физической культуры.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- Анализ специальной литературы по теме исследования.
- Анкетирование.
- Опрос
- Педагогическое наблюдение.
- Педагогический эксперимент.
- Методы математической статистики.
Научная новизна состоит в следующем:
- экспериментально доказано, что различные соотношения методов упражнений в разной степени влияют на интерес школьников 5-6 классов;
- определено оптимальное сочетание методов упражнения в процессе физического воспитания для формирования интереса учащихся средних классов на уроках физической культуры.
Теоретическая значимость заключается исследования возможностей влияния различных методов упражнения на формирование интереса школьников к урокам физической культуры.
Практическая значимость: разработанное и апробированное соотношение методов упражнения может быть использовано для формирования интереса школьников к урокам физической культуры в учебном процессе. Разработанные рекомендации могут быть использованы в работе средних школ, а также в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту.
Структура курсовой работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, содержит список используемой литературы (35 источников) и 2 приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Интерес к обучению: сущность и подходы к формированию
Ключевой проблемой образования на современном этапе развития общества, в условиях стремительного проникновения во все сферы жизнедеятельности информационных и технических новинок, является создание, поддержание и развитие интереса учащихся к классическому образованию. При этом понятие «интерес» неразрывно связан с мотивацией к обучению.
Впервые термин «мотивация» был введен немецким философом А. Шопенгауэром в 19 веке как «причинность, рассматриваемая изнутри».
Рассмотрим различные трактовки понятия «мотивация». В психологии понятие мотивации определяют, как:
- совокупность мотивов, которая определяет ту или иную деятельность (Л.И. Божович [12]);
- иерархическая организация всей системы побуждений (Рубинштейн
[21]);
- «все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления,
цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы и т. д.» (В.Г. Асеев [1]).
Таким образом, психологи рассматривают мотивацию в качестве сложного многоуровневого регулятора жизнедеятельности человека – «его поведения, деятельности».
Все это, по мнению И.А. Зимней, с одной стороны, «позволяет определять мотивацию как сложную, неоднородную многоуровневую систему побудителей, и включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д., а с другой, – говорить о полимотивированности деятельности, поведения человека и о
доминирующем мотиве в их структуре» [9].
И.А. Зимняя также отмечает, что, «понимаемая как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности мотивация изучается в самых разных аспектах, в силу чего она трактуется авторами по-разному. Исследователи определяют ее и как один конкретный мотив, и как единую систему мотивов, и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии» [9].
Асеев В.Г. отмечает, что «динамика формирования личности скрывает в себе те устойчивые закономерности, раскрытие которых является основной целью психологии. Самыми важными из них являются закономерности развития мотивации как высшей формы регуляции психических процессов и движущей силы человеческой деятельности» [1].
А.К. Маркова под мотивацией учения понимает «постоянно изменяющуюся у каждого конкретного ребенка, а иногда и противоречивую структуру, состоящую из разных побуждений, где место ведущего, доминирующего мотива занимает то одно, то другое побуждение в зависимости от условий обучения, обстоятельств общения с окружающими и др.» [32].
При этом развитие учебной мотивации лежит в основе многих деятелей в области педагогической науки. Например, роль и место мотивов в активизации учебной деятельности исследовал Е.П. Ильин [13] А.Н. Леонтьев [14]. Вопросам развития учебной мотивации в рамках образовательного процесса посвящены работы А.К. Марковой [32], Г.И. Щукиной [35] и др.
По мнению А.К. Марковой, «цель определяет направленность активности школьника на промежуточный результат, а в практической деятельности без умения школьника ставить цели и продумывать способы их достижения в учебной деятельности даже зрелые формы потребностей и
мотивов остаются нереализованными» [32]. В педагогике достаточно хорошо изучены и разработаны вопросы целеполагания и связанные с этим проблемы.
В научно-педагогической литературе принято относить учебную мотивацию учащихся к одному из пяти видов [15].
Учащиеся с наиболее высоким уровнем мотивации отличаются стремлением достичь наилучших результатов, творческим подходом к решению задач и заинтересованностью во внеклассовых занятиях и элективных курсах.
Учащиеся с относительно высокой мотивацией достигают хороших результатов в усвоении материала и отличаются общей прилежностью по многим предметам школьной программы, посещают дополнительные занятия.
К третьей группе можно отнести учащихся, которые, в целом, положительно относятся к учебному процессу и школе, однако достигают лишь средних показателей в освоении предмета и не имеют мотиваций к внеклассовым занятиям.
Низкой мотивацией отличаются учащиеся четвертой группы. Они нерегулярно посещают учебное заведение, не отличаются внимательностью на занятиях, испытывают проблемы с адаптацией к коллективу и школе в целом.
Учащиеся с крайне низкой, практически отсутствующей мотивацией, имеют отрицательное отношение к школе, неуживчивы в коллективе. У них плохие отношения с преподавателя, часто агрессивны и отказываются выполнять установленные правила и распорядки.
Рассматривая понятие «мотивация», принято выделять несколько структурных элементов: потребности учащегося, движущие мотивы, цели, которые преследуют учащиеся, эмоциональные переживания.
Применительно к учебно-познавательной деятельности потребности
можно классифицировать следующим образом: потребность в своего рода трудовой деятельности, потребность в получении новых знаний, умений, информации, потребность в общении и со сверстниками, и с преподавателями, потребность в отдыхе, восстановлении.
Стоит отметить, что мотивацию учебной-познавательной деятельности следует рассматривать как разнообразную систему стимулов и побуждений, которая направляет учащихся на учебную и познавательную деятельность в целях достижения других поставленных задач.
Учебная деятельность включает систему побуждений к изучению технологий, методов и способов обучения.
Познавательная деятельность – это система побуждений, направленная на овладение непосредственно знаниями по изучаемому предмету.
Воплощением потребностей учащегося являются движущие им мотивы. Единообразной трактовки понятия «мотив» не существует. Однако, применительно к теме данной работы, думается, что под мотивом следует понимать форму реализации потребности учащегося к познавательной деятельности, его представления и намерения, чувства и идеи.
Также, отсутствует единая классификация всех мотивов. Обзор работ педагогов, посвященных исследованию мотивов, позволил выделить следующую классификацию:
По своему содержанию среди мотивов к познавательной деятельности можно выделить:
- мотивы к самореализации
- мотивы к позитивным достижениям
- мотивы к общению и игре
- мотив к учебной деятельности, к познанию.
По длительности действия мотивы бывают перманентными, одномоментными и краткосрочными. По степени проявления, мотивы можно подразделить на:
- устойчивые мотивы;
- слабо выраженные мотивы;
- мотивы нейтральные или средней степени проявления.
Таким образом, проблема мотивации в обучении не новая. Значение ее утверждали многие известные ученые, педагоги, психологи.
При этом одним из мотивов деятельности, по мнению Г.И. Щукиной является «интерес учащихся, который выражается в их стремлении к более глубокому изучению предметов, явлений, познанию их отличительных и существенных свойств» [35].
По Г.Ф.В.Гегелю интерес: «...есть содержание тех влечений, на удовлетворение которых направлена деятельность субъекта. Но деятельность есть главное определение субъекта, благодаря ей совершается переход субъективного в объективное. Интерес завершается, следовательно, определенным объективным делом и воплощается в нем. Интерес есть момент субъективной единичности ее деятельности во всяком деле, получающем осуществление. Ничто не осуществляется поэтому помимо интереса» [4].
По вопросу соотношения интересов и потребностей М.А. Гордон, высказал мысль о том, что «интересы возникают на базе потребностей, что в интересе обязательно проявляется та или иная потребность» [5]. Г.И. Щукина, Н.Г. Морозова отмечают, что «на основе элементарной познавательной потребности формируется интерес, а на основе интереса развиваются потребности более высокого уровня» [35, 16]. Придерживаясь такой позиции, В.А. Папенко считает, что «на основе элементарной потребности в движении формируется интерес к занятиям физическими упражнениями, а на его основе развивается потребность в физическом совершенствовании» [19].
Осознание человеком своей потребности превращает ее в интерес. Проявление интереса, в свою очередь, формирует мотив поведения, вызывает
побуждение к деятельности.
По мнению Н.Г. Морозовой, существует «два пути формирования положительного отношения к учению. Один путь – через положительные переживания, связанные с тем, что сопровождает усвоение учебного материала, т.е. формирование эмоционально-положительного отношения к учению. Этот путь особенно важен при отсутствии интереса к какой-либо области знаний. Он является также основным на ранних этапах школьного обучения, но не утрачивает своей важной роли и на последующих возрастных ступенях обучения (даже для взрослых). Другой путь воспитания положительного отношения и интереса к учению лежит через формирование мотивов долга, социальной значимости, осознание личного и общественного смысла учения. Наибольшее значение он имеет во второй половине среднего и в старшем школьном возрасте. Иногда второй путь идет вслед за первым, но чаще в тесном взаимодействии с ним» [16].