Файл: Принцип наглядности в начальной школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

В нaстоящее время в обществе сложилось новая цель обрaзования – зaбота о формировании у ученика способности к саморазвитию. По этой причине придается большое значение улучшению методов обучения.

Одним из основных средств в работе с млaдшими школьниками является использование принципа наглядности. Изучением и применением средств наглядности в обучении занимались Жан-Жак Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой, В.П. Вахтеров и другие.

Принцип наглядности используется очень часто. Принцип может быть организованным, в условиях воспитания определенных заведениях и неорганизованным, в условиях домашнего воспитания. Принцип наглядности развивает разностороннее формирование образов, способствует прочному усвоению знаний, понимаю связи науки с жизнью.

Известно, что первое впечатление у детей быстро впивается в память, очень важно не создавать ложные впечатления, которые в последствии сложно исправить.

Объектом исследовaния является процесс использования наглядности в начальной школе.

Предметом исследования являются дидактические условия использования средств наглядности на уроках в начальной школе.

Цель данного исследования – это выделение и проверка дидактических условий использования принципа наглядности в начальной школе.

Передо мной стоят следующие задачи исследования:

1) Объяснить понятие принципа наглядности в начальной школе.

2) Выделить и рассказать о дидактических условиях использования принципа наглядности в процессе изучения материала в начальной школе.

3) Проанализировать принцип наглядности в педагогическом опыте.

Глава 1. Понятие наглядности и ее классификация

Что такое наглядность?

Нaглядность – это принцип обучения, в основу которого входит показ предметов. В процессе создание образа участвуют: ощущения, память и мышление. Образ является наглядным, когда человек осмысливает и анализирует объект, привязывает его с уже имеющимся знаниям.

Существуют несколько видов наглядности:

1. Естественная наглядность (рaстения, животные). Это наглядность позволяет учащимся познакомится с реальными объектами природы.

2. Экспериментальная наглядность (таяния льда). Это наглядность позволяет учащимся знакомится с явлениями и процессами через опыты и наблюдения.


3. Картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино). Эта наглядность позволяет учащимся узнать предметы, явления, факты через их отображение.

4. Объемная нaглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры). Эта наглядность позволяет учащимся познакомится с объемными предметами.

5. Звуковая наглядность (грамзаписи, магнитофонные записи, радио). Эта наглядность позволяет воспроизводить звуковые образы.

6. Символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы). Эта наглядность позволяет учащимся развить абстрактное мышление, символически отображать реальный мир.

7. Смешaнная наглядность - учебный звуковой кинофильм. Эта наглядность воссоздает живое отображение действительности.

Для каждого урока надо понимать цель и задачи данного урока для того, чтобы выбрать тип наглядности. От учебных задач зависит и выбор одной из форм сочетания наглядности и рассказа учителя.

Бывает так, что на уроке достаточно использовать только один учебник. Есть случаи, где потребуется использовать комплексное применение разных видов наглядности. Оба этих случая зависят от поставленных целей урока.

В начальных классах создаются представления учащихся об изучаемых объектах и их понятиях. Достижению каждой из этих задач способствует использование различных видов наглядности. Это требование комплексного подхода к использованию средств обучения связано со спецификой их функций.

В начальных классах формируются понятия и представления об изучаемых объектах. Для этого используются различные виды наглядности. Это требование комплексного подхода к использованию средств обучения связано со спецификой их функций.

Исторический взнос в развитие принципа наглядности сделал Л.В. Занков. Он исследовал разные формы сочетания слова учителя и наглядность. Выделил основные 4 формы:

1 форма – учитель руководит наблюдениями учеников только через слово;

2 форма – учитель через слово и наглядные объекты ведет учеников к осмыслению и формированию таких явлений, которые не могут быть видны в процессе обучения;

3 форма – объект учениками воспринимается через вербальные сообщения учителя, слова учителя звучат для подтверждения словесных свидетельств;

4 форма – учитель рассказывает о явлениях наблюдения, которые осуществляются учениками, но которые не воспринимаются ими.

Существуют разные формы наглядности, все формы взаимодействуют и помогают друг другу. Выбрать одну определенную форму наглядности было бы ошибкой.


Большей эффективностью запоминания владеют не сами наглядные пособия, а их сочетание с описанием и практической деятельностью.

Роль наглядности в обучении для усвоения информации очень велика. Правильное использование наглядных пособий помогает ученику узнать новое, закрепить эти знания, а также помогает лучшему усвоению знаний в целом.

1.2. Психолого-педагогические концепции

Применение наглядных методов учебы на уроке обусловлено дидактичным принципом наглядности и реализуется в использовании в учебном процессе, в том числе и в процессе учебы грамоты, разнообразных наглядных пособий. Свое обоснование принцип наглядности получил в "Большой дидактике" Я.А. Коменского. Он писал: "...Пусть будет для учеников золотым правилом: все, что лишь можно, представлять для восприятия ощущениями, а именно: виденное - для ощущения зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, что можно укусить - вкусом, доступное прикосновению - прикосновением".

Принцип наглядности развивали все ведущие педагоги прошлого. И.Г. Песталоцци писал: "Моей самой существенной, исходной точкой зрения следующая: созерцание (чувственное восприятие) человеком самой природы является единственным истинным фундаментом обучения, сколько оно (созерцание) является единственной основой человеческого познания. Все, что следует за ним, является просто результатом, или абстракцией от этого чувственного восприятия". Песталоцци значительно обогатил принцип наглядности. Отстаивая необходимость наглядности, он в то же время считал, что органы ощущения приносят неблагоустроенные свидетельства об окружающем мире. Обучение должно уничтожить неустроенность в наблюдениях, разграничить предметы, то есть сформировать понятие.

Отвечaя нa зaмечание тех, кто считaл, что нaглядности уделяется много внимaния, А. Дистервег утверждaл: «Не пришло еще время остaновиться, поскольку тысячи учителей используют aбстрактный метод учебы».

Прогрессивные педагогические деятели на протяжении всей истории работали над проблемой изобретения не только новых методических приемов, но и вспомогательных средств, чтобы облегчить процесс учебы.

В частности, передовые педагоги Западной Европы сделали надлежащий вклад в развитие начальной учебы, усовершенствовав систему наглядности, произведши соответствующие методические приемы, которые способствовали преодолению трудностей при учебе грамоты, но не смогли полностью решить проблему начальной школы.

Без наглядности ребенок не сможет быстро познать окружения и дойти до конкретных выводов. В начальный период учебы деть не нуждаются в выводах, доказательствах, логической последовательности; им нужны определенные обиды - все то, которое возбуждает внимание и конкретизирует определенные понятия.

К.Д. Ушинский также предоставлял огромного значения принципа наглядности; он призывал сочетать применение наглядных пособий по развитию вещания и мышления, а развитость образного вещания ставил в зависимость от использования своеобразного показа наглядно. О наглядной учебе К. Д. Ушинский писал, что " ...это такая учеба, которая строится не на абстрактных представлениях и словах, а на конкретных обидах, непосредственно воспринятых человеком... Этот ход учебы, от конкретного к абстрактному, от представления к мысли, такой естественный и основывается на таких ясных психических законах, что отрицать его потребность может только тот, кто вообще отрицает потребность учитывать в учебе по требованию человеческой природы вообще и детской в частности". И дальше: " Детская природа выразительно требует наглядность. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и она вас не поймет, вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и она вас понимает быстро. Попробуйте об одном и том же событии рассказать двум детям, одинаково способным: одной за рисунками, второй без рисунков, - и вы оцените тогда все значение рисунков для ребенка".

При наглядной учебе учитель, так сказать, присутствующий при самом процессе формирования языка у детей и может направлять этот процесс. При этом основную дидактичную функцию несет определено наглядное пособие: он «исправляет» неправильный эпитет, упорядочивает нестройную фразу, указывает пропуск какой-либо части; одно слово, выполняет на деле легко то, что учителю на словах выполнить чрезвычайно трудно.

К.Д. Ушинский утверждал, что наглядную учебу надо проводить до тех пор, пока у учеников произведется достаточный навык сознательного, правильного и быстрого чтения, а потом переходить к объяснительному чтению, безусловно, с максимальным использованием наглядности.

За такими принципом построенный учебник для чтения "Родное слово", который состоит из трех книг в соответствии с годами учеба. Первый год включает азбуку и первую после азбуки книгу для чтения. С гласными звуками и буквами дети знакомятся синтетически, с согласными - аналитически, выделяя их из удачно подобранных слов. Начальное обучение проводилась на рукописном шрифте, а позже организовывалось на двух шрифтах одновременно. В книге много сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок, взятых из народной жизни; они отбивают народные взгляды. Кроме этого, есть много рисунков, которые развивают у детей наблюдательность, содействуют развитию умственной активности школьника и культуры его мышления и вещания. Но в условиях тогдашней действительности не было возможности широко применить наглядную учебу грамоты через ограниченность финансовых ресурсов отдельных школ. Кроме того, против него выступила значительная часть консервативно настроенных педагогов.

Принцип наглядности в учебе после появления теоретических трудов и конкретных методических разработок К.Д. Ушинского нашел много последователей как среди выдающихся педагогов-теоретиков, так и среди широкого круга народных учителей. Появление методической системы выдающегося ученого сделало революцию в процессе учебы: вместо двух-трех лет нужных для учебы грамоты за буквенно-составным методом, ученики учились читать и писать в течение четырех-пяти месяцев. Триумф наглядной концепции К.Д. Ушинского привел к поражению учителей-консерваторов, какие учебы грамматики проводили за буквенно-составным методом и отрицали важность принципа наглядности в учебном процессе, адекватность оригинального метода учебы.

Известный русский педагог М.В. Бунаков широко использовал идею наглядности Ушинского и творчески дополнил ее. Методическая система М.В. Бунакова характеризуется систематическим использованием показа наглядно : демонстрация предметов или иллюстрация рисунков, разнообразные упражнения (аналитические и синтетические) с разрезной азбукой при изучении нового слова, широкое использование иллюстрированного букваря.

Процесс учебы грамоты П. Вахтеров рекомендовал организовывать на основе максимального использования наглядность. Да, слово для анализа выделяется из беседы, которая организуется на основе рассмотрения и воссоздания содержания рисунка, рассмотрению ли отдельного предмета. Для основательного усвоения выделенного звука автор рекомендовал сравнить его с аналогичными звуками в природе.

Определенные приемы показа наглядно произвели не только представители методических систем, которые вошли в историю учебы грамоты, но и передовые народные учителя. В педагогическом процессе второй половины XIX в. - началу XX в. встречается много статей, в которых освещается лучший опыт учителей, - практиков относительно организации учебы, рекомендации эффективных форм показа наглядно, внедрения их в практику работы школы.

Актуализация эмоциональных наблюдений детей является особенно важным источником чувственного опыта почти на всех уроках в начальной школе. Это положение глубоко развил в своих трудах В.О. Сухомлинский: "Природа мозга ребенка, - писал он, - требует, чтобы ее ум воспитывался около источника мысли - среди наглядных образов, и в первую очередь - среди природы, чтобы мысль переключалась из наглядного образа на "обработку" информации об этом образе. Если же изолировать детей от природы, если с первых дней учебы ребенок воспринимает только слово, то клетки мозга быстро устают и не производятся с работой, которую предлагает учитель. А этим клеткам надо развиваться, крепнуть, набираться сил. Вот где причина того явления, с которым часто встречаются учителя в начальных классах: ребенок тихо сидит, смотрит тебе в глаза, словно внимательно слушает, но не понимает ни одного слова, что педагог рассказывает и рассказывает, потому что надо думать над правилами, решать задачи, примеры - все это абстракции, обобщения, нет живых образов, мозг устает".

Значение наглядности в учебе выплывает из концепции высшей нервной деятельности, которая предусматривает, что наглядные средства могут эффективно содействовать развитию первой сигнальной системы, а на ее основе и второй сигнальной системы человека.

Для взаимосвязи между чувственным и теоретическим познанием не может быть раз и навсегда заданной последовательности. Уже процессы восприятия должны быть проникнутые процессами мышления. Этот вывод особенно очевиден в мире открытого П. К. Анохиним явления предупреждающего отображения. Он характеризовал это понятие как способность организма подготовиться к реакции на некоторое событие еще до того, как она состоится, на основе отображения события А, которая является первой в ряде событий, где событие Д является последним. Операция отображения является основной формой приспособления живой материи к пространственно-временной структуре неорганического мира, в котором последовательность и повторяемость являются основными часовыми характеристиками, параметрами. Отсюда вытекает, что наглядные представления всегда взаимоувязаны в той или другой мере из мыслительными процессами. Обучение может идти как от наглядного к абстрактному, так и от обобщенных абстракций к анализу реальных наглядных объектов, фактов, примеров и др.

Для определения термина "наглядные пособия" необходимо выходить из целей и средств учебы, а также из характера отображения учеником окружающей действительности. Окружающий нас материальный мир не средство, а цель человеческого познания. Объективно существующая реальность не наглядные пособия и не наглядность. Неоконченная Вселенная с большим количеством предметов и явлений существует объективно, независимо от человеческого познания, и не может быть для ученика ни наглядностью, ни наглядным пособием. Поэтому из понятия "наглядные пособия" следует исключить реальные предметы, явления в естественных условиях своего существования и развития.

Понятие "наглядные пособия" имеет такие существенные признаки. Первая - любой наглядные пособие являет собой модель реальных процессов, или видоизмененный предмет, или видоизмененное условие его бытия, или и то и другое. Вторая - любая материальная или знаковая модель может быть наглядным пособием, однако становится им лишь тогда, когда используется для решения учебных заданий. Наглядные пособия - это учебная модель. Третья - наглядное пособие всегда является средством познания, а не его целью. Наглядные пособия приближают процесс познания к представлению реальных предметов в естественных или общественных условиях их бытия. Четвертая - наглядные пособия на основе ощущений и восприятий формируют чувственные обиды, которые помогают делать выводы. Не само наглядное пособие, а тот чувственный образ, который возникает у школьников в результате его использования, является главным в структуре познания.

Следовательно, наглядное пособие моделирует определенные стороны исследуемого объекта и дает возможность через эту модель представить оригинал.


Выводы по 1 главе.


Познание всегда начинается из непосредственного созерцания, из наблюдения вещей, явлений, то есть из непосредственного взаимодействия человека с выучиваемыми предметами с помощью органов чувств. Чтобы познать неизвестный предмет, ребенок должен его со всех сторон осмотреть, определить форму, цвет, твердость, вкус, запах и тому подобное. Изучен так фактический материал становится основой для дальнейшей умственной его обработки. Всякое мышление осуществляется только на основе данных, приобретенных в результате непосредственного или опосредствованного ознакомления с предметами, явлениями, процессами.

Учеба в школе является специфическим познавательным процессом. Процесс познания человека и приобретения знаний учениками в школе имеют определенные отличия. Они заключаются главным образом в том, что на уроке ученики не исследуют ничего нового, они лишь изучают сведения, понятия, которые твердо установлены наукой. К этой цели учитель ведет их прямой дорогой, значительно короче, чем и, которой проходило человечество в исследовании научных истин [18, 42]. Однако, как и в познавательном процессе, в приобретении знаний, умений и навыков важную роль играет практическая деятельность. При выполнении практических заданий ученики рассматривают предметы, анализируют явления и процессы, сравнивают их между собой и из раньше изученными, делают обобщение, применяют знание на практике.

Глава 2. Практическая часть

1. Урок по русскому языку на тему: «Слово, предложение, текст». (Повторение с наглядным обеспечением)

Цели урока: Повторить знания детей о типах предложений по цели высказывания, по интонации. Развивать орфографическую зоркость. Повторить написание слова из словарика.

Ход урока

I. Организационный момент и сообщение целей урока

На доске висят перевёрнутые карточки, 11 штук, с буквами. На столе учителя лежат карточки, тоже перевёрнутые, на них - числа от 1 до 11.

Выходит один ученик, вытаскивает любую карточку со стола. Учитель загадывает вопрос под этим номером. Если ученик отвечает правильно, то учитель переворачивает карточку с этим же номером, и дети видят букву. Если ребенок ошибся, то карточка на доске не переворачивается.

Затем выходит другой ученик, и т. д.

Вопросы:

1. Найдите «лишнее» слово.

НОЧЬ, НОЧНОЙ, НОЧЛЕГ, НОЧЕВКА. (Ночной, так как это имя прилагательное, а остальные слова -- имена существительные.) Открывается буква П.


2. Прочитайте предложение.

(Валя и Наташа подруги.) Открывается буква Р.

3. Найдите существительные.

ВОДА ПЕРЕСТАЛА ТЕЧЬ. В ЛОДКЕ ОТКРЫЛАСЬ ТЕЧЬ. (Вода, в лодке, течь (2 предл.) Открывается буква Е.

4. Назовите противоположное по смыслу слово.

ДРУГ - ? (враг) ДОБРО - ? (зло) ХОЛОД - ? (жара)

РАДОСТЬ - ? (горе) ПРАВДА - ? (ложь) ЖИЗНЬ - ? (смерть)

Открывается буква Д.

5. Найдите такое слово.

Мой корень в просьбе заключен

(В ней он озвучен и смягчен).

Приставка в воплощенье где-то,

На целое - все ждут ответа. (Вопрос.)

Открывается буква Л.

6. Вставить в слова разделительный Ь или Ъ, чтобы получились новые слова.

ПОДЕЛИ - ? (подъели) СЕЛ - ? (съел)

СЕМЯ - ? (семья) КОЛЬЯ - ? (коля)

Открывается буква О.

7. Найдите слово без приставки.

ПОЖЕЛТЕТЬ, ПОИЛКА, ПОЛИВКА, ПОЛОМКА. (Поилка.) Обрывается буква Ж.

К прилагательному подберите синоним.

СВЕЖИЙ ХЛЕБ (мягкий).

СВЕЖИЙ ВЕТЕР (прохладный).

Открывается буква Е.

Сколько звуков и букв в словах?

ЮЛА (3 буквы, 4 звука); СОЛНЦЕ (6 букв, 5 звуков). Открывается буква Н.

Составьте «рассыпанное» слово.

ЕЛОНЬ (олень); КОКАШ (кошка).

Открывается буква И.

Кто в лесу живёт? Какого зверя называют так:

СОХАТЫЙ? (лось); СЕРЫЙ? (волк); КОСОЙ? (заяц).

Открывается буква Е.

Дети читают получившееся слово «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

II. Проверка домашнего задания

Как образовалось слово ВПЕРЕД? (Путем слияния предлога В с формой

предложного падежа единственного числа устаревшего существительного ПЕРЕД.)

В какие части слова превратились предлог и окончание? (Предлог превратился в приставку, а окончание стало суффиксом.)

- Какие слова с проверяемыми безударными гласными в корне вы нашли (ОСВЕЩАЕТСЯ, КРАСИВЫМ, СЧАСТЛИВЫМ)

III. Чистописание

а) Вот качели -

Буква «М»!

Здесь качаться

Можно всем! (Е. Тарлапан)

- На «минутке чистописания» мы повторим, как пишутся заглавная буква М и строчная буква м. Но вначале подготовим наши пальчики к работе.

б) Массаж пальчиков.

- Погрейте! (потирание ладошек).

- «Скалка» (покатайте ручку между ладонями).

- Покатайте ручку между двумя пальчиками.

- Похлопайте в ладоши.