Файл: Воспитание культуры межнационального общения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Интересным представляется определение А.Р. Исаева, рассматривающего культуру межнационального общения как «качественную определенность характера взаимодействия народов в различных сферах, обеспечивающую самореализацию потенциала всех сторон их общественной жизни в естественно развивающейся форме, и, через взаимопонимание и взаимообогащение — удовлетворение тех или иных национальных интересов»[11].

Отдельного внимания заслуживает подход Г.В. Михалева к выявлению соотношения между понятиями общение и отношения. На взгляд данного автора, культура межнационального общения — не более чем совокупность определенных норм и правил, в том числе очень конкретных (формы обращения, запрет на критические высказывания в адрес нации в целом, демонстрация уважения к ней, в определенных случаях обоюдное знание языков и т. д.). Если же исследователь стремится рассматривать нечто большее, чем эти правила и нормы, то он должен говорить о культуре межнациональных отношений.

Данный подход с методологической точки зрения представляется важным, так как позволяет определить ракурс исследования и его инструментарий в изучении взаимодействий между этносами на различных уровнях. «Культура межнациональных отношений выступает, с точки зрения Г.В. Михалева, как целостно организованная совокупность ценностей и норм, которая находит отражение в стереотипах восприятия и шаблонах поведения и призвана регулировать отношения и взаимодействия между нациями и этническими группами, в том числе межличностное общение между их конкретными представителями. Если же речь идет об отдельной личности, то культура межнациональных отношений предстает ее таким качеством, которое интегрирует общекультурные ценности и нормы, обеспечивая ей адекватное, положительное отношение и оценку представителей различных национальностей, их образа жизни и духовного мира»[12].

Таким образом, вышеперечисленные авторы интерпретируют понятие культуры межнационального общения в социуме как накопление опыта, сложившегося в процессе взаимодействия людей в различных сферах жизнедеятельности — материальной, политической, духовной, и тех конкретных форм взаимовлияния, которые складываются в процессе этой деятельности.

Однако, культура межнационального общения в большей степени проявляется на личностном уровне, в процессе социализации человека, что позволяет представить ее как необходимое качество толерантной личности. В определенной степени культура межнационального общения, во всем ее многообразии проявления в различных сферах жизнедеятельности человека является феноменом духовной жизни общества. Тем не менее, морально-нравственная сущность взаимоотношений между этносами ярко выражена на межличностном и межгрупповом уровне, что позволяет судить о личностном уровне ее формирования и развития.


Культуру межнационального общения как качества личности рассматривали многие исследователи.

Исходя из определения З.Т. Гacaнова, «культура межнационального общения — это степень уважения к людям, представителям различных этносов и рас, проявляющееся в толерантном и благожелательном отношении к особенностям национальных культур, традиций, истории, менталитету и национальному достоинству. Данный феномен предполагает соблюдение индивидами этических, морально-нравственных и правовых норм в поликультурной среде»[13]. Аналогичный взгляд на исследуемый феномен имеет В.П. Кoмapoв, рассматривая культуру межнационального общения как «способность адекватного восприятия своеобразия людей другой национальности и в соответствии с этим управление своим поведением»[14].

Тем не менее, указанные авторы не принимают во внимание гносеологический компонент изучаемого личностного образования. Знание особенностей других этнокультур помогает избежать возникающих противоречий в процессе межнационального общения, что подтверждает тезис о важности усвоения личностью этнокультурных ценностей представителей иных национальностей, как способности к интеграции в процесс межкультурной коммуникации.

На взгляд P.P. Имaмкyлова, культура межнационального общения присуща уровню взаимоотношений на микроуровне — межличностном и межгрупповом, то есть более индивидуализирована, в то время как культура межнациональных отношений больше характерна для взаимоотношений между нациями на макроуровне и носит более независимый характер. Он дает следующее определение: «В педагогическом плане культура межнационального общения индивида, выступает как способ существования и форма выражения его обшей личностной культуры, обусловленной влиянием культурной среды»[15].

Хайpyллин P. З. полагает, что «культура межнационального общения является полифункциональным явлением, располагающим, с одной стороны, знанием норм, принципов и требований гуманистической этики и, с другой — присутствием у человека характерных коммуникативных качеств, таких, например, как способность к идентификации, эмпатии, рефлексии, сопереживанию, соучастию, адекватной самооценке»[16].

Таким образом, анализ позиций ученых из различных областей знаний, смежных с социологией, позволил выделить два основных подхода к исследованию сущности культуры межнационального общения. Понимание его как социального явления позволяет интерпретировать культуру межнационального общения как накопление опыта, сложившегося в процессе взаимодействия людей в различных сферах жизнедеятельности — материальной, политической, духовной, и тех конкретных форм взаимовлияния, которые складываются в процессе этой деятельности.


Подход к осмыслению культуры межнационального общения как личностного образования предполагает совокупность особых качеств, присущих толерантной личности, которые позволяют ей быть максимально включенной в процесс межкультурной коммуникации.

1.2. Воспитание культуры межнационального общения школьников: генезис проблемы

Воспитание культуры межнационального общения учащихся является актуальной психолого-педагогической проблемой современной педагогической теории и практики воспитания. Для российской многонациональной школы в силу интенсификации межэтнических контактов между людьми, данная проблема приобретает особую актуальность.

В педагогической и социально-политической публицистике детально рассматривалось понятие «воспитание культуры межнационального общения». Гасанов З.Т. выделяет в качестве ее основных компонентов патриотизм, дружбу народов, веротерпимость[17].

Анализируя проблемы формирования культуры межнациональных отношений в педагогической публицистике последних десяти лет, И.Л. Ленский в своем исследовании выявляет следующие новаторские подходы к методике воспитания нравственной культуры и социальной этики в межнациональных отношениях: воспитание исторической памятью; овладение школьниками этнографическими знаниями и информацией; особая роль русского языка как коммуникативного средства людей разных национальностей; развитие двуязычия; толерантность в восприятии инонациональных особенностей; обращение к традициям и морали семейных устоев; интернациональность национальной культуры; выход интернационального воспитания из дверей школы; личный пример педагогов[18].

В современной педагогической теории более употребим созвучный понятию «воспитание культуры межнационального общения» термин «межкультурная компетентность», рассмотрением структурных компонентов которой одним из первых занимался А. Кнапп-Поттхофф. Следует уточнить, что эти два понятия не столь существенно разнятся, так как межкультурная компетентность предполагает владение знаниями и умениями в области диалога культур, владение знаниями о своей культуре и культурах других народов, что сродни воспитанию культуры межнационального общения. Таким образом, понятийное многообразие не подменяет сути дефиниции «воспитание культуры межнационального общения».


Приведенные материалы позволили нам сделать следующие выводы:

1. воспитание культуры межнационального общения школьников является актуальной психолого-педагогической проблемой;

2. имеющиеся научные работы позволяют разработать рекомендации для организации специальной подготовки педагогических кадров к осуществлению процесса воспитания культуры межнационального общения в многонациональной, многоконфессиональной школе;

3. определить педагогические условия воспитания культуры межнационального общения школьников;

4. базовую культуру личности сделать в школе необходимой основой культуры межнационального общения[19].

Особую ценность для нас представляет мнение Э.Г. Гарунова, основанное на экспериментальных данных, полученных в школах со смешанным национальным составом. Гарунов Э.Г. отмечает, что необходимым условием успешного решения задач интернационального воспитания является: создание дружного ученического коллектива; проявление равного, одинаково доброжелательного отношения ко всем учащимся вне зависимости от национальной, религиозной принадлежности; пронизанность всей учебно-воспитательной работы, проводимой в многонациональной школе, духом интернационализма и дружбы народов; организация всей учебно-воспитательной работы школы с максимальным учетом национального состава учащихся; наличие системы и последовательности в работе по формированию интернационального сознания, воспитанию чувства дружбы народов, выработке навыков интернационального поведения[20].

К данному перечню условий эффективного осуществления интернационального воспитания (проецируя на современные реалии — многонациональный коллектив учащихся) мы дополняем необходимостью учета индивидуальных и возрастных особенностей.

Исходя из положения о том, что национальное самосознание является основой патриотизма, ученые рекомендуют в первую очередь уделять внимание данному фактору воспитания. Следует отметить, что отдельные ученые не отождествляют понятия «национальное самосознание» и «этническое самосознание», утверждая, что национальное самосознание надэтнично. Необходимо признать, что ребенок сначала осознает себя представителем конкретной этнической общности, а затем уже какого-либо народа, частью которого является его материнский этнос. Этническое самосознание интенсивно формируется в подростковом периоде: «если в сознании подростка негармонично запечатлелось соотношение национального и интернационального, то в дальнейшем придется заниматься не столько интернационалистским воспитанием, сколько перевоспитанием»[21].


По мнению академика Ю.В. Бромлея, этническое самосознание формируется в детстве, важно именно в эту пору становления личности уделять особое внимание интернационалистскому воспитанию[22].

Исследователи указывают на необходимость правовой комфортности в формировании гармонично развитой личности в демократическом государстве. Духовные богатства национальной и мировой культуры невозможно рассматривать в отрыве от религиозных ценностей; без учета влияния общечеловеческих идеалов, заложенных в религии, на формирование гармонично развитой личности.

Школа по своей содержательно-функциональной сути является микро-моделью общества, поэтому в процессе учебно-воспитательной работы педагогам неизбежно приходится решать и задачи религиозного воспитания:

- воспитание положительного отношения к мировым религиям;

- воспитание уважительного отношения к конфессиональной принадлежности человека и т.п.

Существуют некоторые расхождения в рассмотрении близких по смыслу понятий: веротерпимость, толерантность.

Идеи религиозного воспитания переживают обновление в связи с обострением национального сознания и самосознания отдельных людей и целых народов на современном этапе, усилением роли социальных институтов воспитания (семьи, средств массовой информации, общеобразовательной школы) в формировании личности. Педагогические исследования в этом направлении ограничиваются призывами к необходимости открытия национальных (религиозных, воскресных) школ, разумного соотношения национальных традиций и религиозных вероучений (В.В. Зеньковский, М.Г. Тайчинов).

Социально значимая идея — воспитание культуры межнационального общения (патриотизма, дружбы народов, веротерпимости) у молодежи и взрослого населения реализуется посредством влияния популярнейших средств массовой информации, которые мы рассматриваем как эффективное средство воспитания культуры межнационального общения.

Объективное возрастание роли СМИ и их использование в практике воспитания привело к появлению работ по учебному телевидению, учебному радио, школьной прессе и т.п. Позднее появились работы, в которых рассматривались психолого-педагогические аспекты воздействия телевидения, радио, Интернета на формирование культуры межнационального общения школьников.

Установлено, что идеальное восприятие информации возникает при условии, если у воспринимающего информацию возникает чувство сопричастности к происходящему на экране, то есть воспринимаемая информация соответствует имеющимся: запасу информации, интересу телезрителя, уровню культуры или «личностным диспозициям» респондента. Поэтому для адекватного восприятия и реагирования на информацию необходимо организовать целенаправленное педагогическое руководство процессом потребления телепрограмм школьниками.