Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель. (Понятие предпринимательства и менеджмента ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.

Менеджмент в упрощенном понимании — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджер — это человек, который составляет систему текущего и перспективного планирования, прогнозирования и ориентации производства, реализации продукции и услуг с целью получения прибыли. Иными словами, менеджер-человек, планирующий организацию, мотивацию и контроль производства для максимального быстрого достижения целей.

Следовательно, менеджер должен обладать определенными качествами, манерами, умением умело руководить трудовым коллективом, наиболее полно использовать творческие способности каждого из работников, обеспечивая тем самым гибкие реагирование на требования заказчиков.

Роль менеджеров не ограничивается их присутствием лишь в огромных многоуровневых и разветвленных корпоративных структурах управления или же в государственном аппарате. В зрелой рыночной экономике не менее важен малый бизнес и предпринимательство.

В настоящей работе понятие, сущность и функции менеджера будут рассмотрены с точки зрения его деятельности как предпринимателя.

Бизнесмен и менеджер — это не одно и то же. Бизнесмен — это тот, кто «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но является владельцем ее акций и, может быть, состоит членом ее правления. Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди. Несколько более частный случай бизнеса - предпринимательство. Этот вид деятельности еще больше связывается с личностью человека-предпринимателя, который осуществляет бизнес, затевая новое дело, реализуя некоторые нововведения, вкладывая собственные средства в новое предприятие и принимая на себя риск. Различия между менеджером и предпринимателем будут очень велики, если менеджер тяготеет к бюрократическому стилю руководства, но они в определенной мере стираются, если он придерживается предпринимательского стиля управления. Решить это противоречие пока удается очень немногим фирмам.


Цель работы состоит в изучении современного этапа развития науки управления и ее особенностей.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

  • рассмотреть понятие менеджмента, его сущность и особенности;
  • изучить место менеджмента среди других наук об управлении;
  • исследовать функциональную дифференциацию менеджера и предпринимателя;
  • изучить профессиональные качества менеджеров по продажам.

Объектом исследования является процесс становления менеджмента как науки.

Предметом исследования являются принципы и методы научного менеджмента.

Информационной базой выполненной работы стали учебники и монографии отечественных и зарубежных ученых-экономистов, периодические издания.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Понятие предпринимательства и менеджмента

Понятие, сущность предпринимательства

«Под малым предпринимательством понимается экономическая деятельность субъекта экономических отношений, имеющего юридический статус предпринимателя без образования юридического лица, либо статус малого предприятия, с определенным числом работающих, объемом прибыли и производящего продукцию, оказывающего услуги от своего имени, на свой риск и под свою ответственность»[1].

М. Н. Добындо, анализируя инновационную трансформацию региональной экономики, особо выделил фактор малого предпринимательства как движущей силы инновационного обновления[2].

Т. В. Кулакова и М. А. Моисеева указывают на возможности малого бизнеса по генерации прорывных инноваций и установлению связей между научно-исследовательскими структурами и крупным бизнесом, а также на потенциал ускорения технологической модернизации за счет оказания малыми фирмами информационных, консалтинговых и инжиниринговых услуг, необходимых крупным предприятиям[3].

Существенную роль в модернизации экономики малому бизнесу отводит О. А. Ушакова, которая полагает, что малое промышленное производство может способствовать отладке технологических процессов, отработке и апробации современных методов организации производства и управления для последующего тиражирования крупными предприятиями и осуществления технологического прорыва в различных отраслях экономики. Кроме того, малый бизнес, с точки зрения этого автора, способен внести существенный вклад в развитие производственной инфраструктуры[4].


Возможности участия малого бизнеса в модернизации монопрофильных муниципальных образований рассматриваются С. В. Березневым и Т. Ф. Мамзиной. Они отмечают большой потенциал малого бизнеса как фактора диверсификации угольных и металлургических моногородов и в то же время полагают, что он реализуется в недостаточной степени[5].

Вопрос о роли малых предприятий в модернизации экономики также изучался Н. Я. Головецким и Б. Н. Головецким. По их мнению, значительные возможности малого бизнеса в этой сфере на практике используются слабо, в том числе из-за пассивности государственной поддержки и недостаточных инновационных стимулов для предпринимателей[6].

В. А. Цукерман и Е. С. Горячевская в своем исследовании рассмотрели роль малых предприятий в модернизации экономики северных регионов России. Они также пришли к выводу о недостаточности государственной помощи, сдерживающей инновационный потенциал малого бизнеса. Основной вклад малых предприятий в модернизацию экономики В. А. Цукерман видит в генерировании технологических инноваций, а также в оказании услуг аутсорсинга крупным компаниям [7].

Следовательно, в экономической науке существует мнение о значительном потенциале малого бизнеса как фактора модернизации. Он способен внести существенный вклад в инновационное развитие, как способствуя диверсификации экономики, так и участвуя в технологическом развитии путем генерации инноваций и оказания различных услуг. Таким образом, малый бизнес считается важным субъектом модернизационных и инновационных процессов. Однако в имеющихся исследованиях не в полной мере оценены фактически сложившееся место и существующая роль малого бизнеса в экономике регионов различного типа, не до конца раскрыты его финансово-экономическое состояние, технологический облик и реальные возможности участия в модернизации. Кроме того, слабо изучено взаимодействие малого бизнеса с другими секторами региональной экономики, в частности распределение факторов производства между ними. Все это не позволяет адекватно оценивать реальные возможности малого бизнеса в качестве участника модернизации, а также вырабатывать наиболее результативные механизмы и методы его стимулирования.

Отличие малого предпринимательства от среднего предпринимательства заключается в численности персонала и годовой выручки:

а) для малого предпринимательства выручка без учета НДС не должна превышать 400 млн. рублей, а штат рабочих не должен превышать 100 человек;


б) для среднего предпринимательства выручка без учета НДС не должна превышать 1 млрд. рублей, а штат рабочих не должен превышать 250 человек[8].

После перехода нашей страны на рыночные отношения, на плечи общества возложена непростая задача - заниматься развитием предпринимательства[9].

В настоящее время предпринимательская деятельность формируется в ускоренном режиме. «Для защиты интересов государства, малого и среднего предпринимательства был разработан Федеральный закон № 209 ФЗ от 24 июля 2007г., который, регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки»[10].

Частная собственность относиться к важному фактору развития предпринимательской деятельности.

На рисунке 1 представлены основные признаки предпринимательской деятельности.

Процесс создания новых товаров (работ, услуг), обладающих ценностью для потребителей

Систематичность осуществления деятельности

Предпринимательская деятельность

Процесс, осуществляемый на основе комбинирования факторов производства, эффективного использования имеющихся ресурсов для достижения наилучших результатов

Осуществление деятельности на свой страх и риск, т.е. под собственную имущественную ответственность

Осуществление деятельности с целью получения прибыли

Рисунок 1. Признаки предпринимательской деятельности

Выделяют следующие преимущества функционирования предприятий малого бизнеса:

  • предприятия малого бизнеса в России способствуют возникновению большего числа рабочих мест для широкого контингента населения (специфические условия труда позволяют принимать на работу граждан преклонного возраста, студентов, домохозяек и людей с ограниченными возможностями);
  • малый бизнес в большей степени ориентирован на потребности и возможности регионального рынка;
  • в отличие от крупных гигантов, предприятия малого бизнеса более мобильны в условиях неустойчивой конкурентной среды;
  • упрощенная система организации и управления позволяет принимать гибкие и оперативные решения;
  • предприятия малого бизнеса реализуют возможность приносить живой доход в бюджет страны во время дестабилизации местной валюты;
  • совместное сотрудничество с крупными промышленными объектами позволяет вести деятельность с пользой для обеих сторон. Все виды малого бизнеса в России, кооперируясь со старыми предприятиями, способны вывести их на новый уровень;
  • предпринимательская деятельность требует меньшего объема первоначальных вложений.

Малый бизнес оказывается в двойственном положении, экономическая нестабильность одной стороны, больше всего влияет именно на малые предприятия, у которых нет резервов. С другой стороны, в отличие от больших организаций, малые предприятия более гибко ведут себя на рынке, а многие сферы деятельности, которыми они занимаются, востребованы и во время кризиса.

1.1. Система менеджмента: сущность и особенности

В современной науке и практике управления все больше внимания уделяется процессному подходу, под которым понимается управление деятельностью организации как системой взаимосвязанных бизнес- процессов. Рассматривая отдельное понятие процесс — это последовательность действий, направленных на получение заданного результата.

Бизнес-процесс - установленная последовательность действий, требующая определенного входа, достигающая определенного выхода и использующая определенные ресурсы, которые служат для реализации работы. Ссылаясь на труды зарубежных авторов бизнес-процесс представляется как одна или несколько связанных операций или процедур, в совокупности реализующих некоторую цель производственной деятельности. Понятие бизнес-процессы получило распространение в связи с переходом к процессно-ориентированной организации и процессно-ориентированному менеджменту предприятия.

Менеджмент, как и другие общественные дисциплины имеют множества определений. Термин «менеджмент» означает «управление». Управление представляет собой организацию воздействий, направленных на достижение целей. Таким образом, менеджмент - это сфера человеческой деятельности и соответствующая область знаний, включающая в себя в качестве обязательного элемента управления людьми, социальными организациями или структурами.

Любым процессом, любой деятельностью необходимо управлять. И это является одной из основных задач менеджмента. Управлять процессами в системе менеджмента - этот значит предпринимать определенные усилия, воздействия на процесс для достижения им определенных целей

Управление бизнес-процессами это системный подход к управлению, направленный на улучшение деятельности организации и ее процессов. Этот подход дает возможность организации определить свои процессы. Организовать их выполнение, а также повысить качество, как результатов процессов, так и порядка исполнения. Под бизнес-процессом понимают набор логических и взаимосвязанных действий или задач, выполнение которых приводит к ожидаемому результату. В связи с этим, практически все процессы организации можно отнести к бизнес-процессам.