Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Предпосылки возникновения государства
Глава 2. Теории происхождения государства
2.1. Общая характеристика теорий происхождения государства
2.2. Общие закономерности возникновения государства
Глава3. Основные теории происхождения государства и его признаки
3.2 Теологическая (божественная) теория
3.3 Теория «общественного договора»
3.6 Основные признаки государства
Глава 4. Пути возникновения государства
4.1. Восточный (азиатский) путь возникновения государства
4.2. Западный путь возникновения государства
В отличие от восточного пути, имевшего универсальный характер, западный путь был явлением своего рода уникальным, скорее, исключением из общего правила. Однако надо иметь в виду, что именно западное общество стало «локомотивом истории», именно европейские государства в короткий исторический срок обогнали значительно раньше возникшие восточные и в решающей степени определили весь ход человеческого прогресса;
Ведущим государствообразующим фактором на территории Европы было классовое разделение общества. В свою очередь, это обусловливалось тем, что здесь на стадии протогосударства, формой которого была «военная демократия», происходило интенсивное формирование частной собственности на землю, а также на другие средства производства: скот, рабов.
В наиболее чистом виде это можно наблюдать на примере Древних Афин, где государство развивалось, частью преобразуя органы родового строя, частью вытесняя их путем внедрения новых органов, заменив их постепенно государственными органами власти. Место «вооруженного народа» занимает вооруженная «публичная власть», уже не совпадающая с обществом, отчужденная от него и готовая выступить против народа.
Уже на раннем этапе разложения общинного строя наблюдается экономическое неравенство: у аристократов земельных наделов, рабов, скота, орудий труда больше, чем у рядовых общинников. Наряду с рабством, носившим преимущественно патриархальный характер, когда рабы использовались в качестве домашней прислуги и не были основной производительной силой, появляются наемный труд, батрачество безнадельных общинников.
В Риме процесс формирования классов и государства в силу ряда причин тормозился и переходный к государству период растянулся на столетия. В длившейся 200 лет борьбе между двумя группами свободных членов римского родоплеменного общества плебеи вырывали у патрициев одну уступку за другой. В результате этих побед общественная организация Рима стала обладать значительной демократичностью. К примеру, утвердилось равноправие всех свободных граждан, закрепился принцип, согласно которому всякий гражданин был одновременно земледельцем и воином, установилось и весомое социально-политическое значение сельской общины, которая всегда оставалась собственником общинной земли. Все это замедляло развитие имущественного и социального неравенства в среде свободных граждан и формирование частной собственности как важного фактора классообразования. Положение качественно изменилось лишь к концу II в. до н.э. с началом массового обезземеливания крестьян-общинников. С другой стороны, в результате непрекращающихся завоеваний в городах и сельских местностях скапливается такая масса рабов, что римская семья, которая традиционно выполняла децентрализованно функцию подавления и удержания и повиновения несвободных, оказалась не в состоянии ее осуществлять. (Между II в. до н.э. и II в. н.э. из 60-70 миллионов населения всей Римской империи полноправных свободных граждан насчитывалось не более 2 миллионов человек —- около 3%) . В конце концов необходимость умерять столкновения различных социальных групп необъятной империи и удерживать в повиновении подвластные и зависимые эксплуатируемые народы привела во II в. до н.э. к созданию мощной государственной машины.
Итак, в главном и основном процесс государствообразования в Риме был таким же, как и в Афинах. Разложение родоплеменного строя шло тем же путем, что и в Греции. Так же, как и в Греции, экономически сильная группа постепенно захватила власть, формируя выгодные ей органы. Однако в Риме в эти процессы решительно вмешалась третья группа населения — плебеи. Представители пришлых племен, лично свободные, не связанные с римским родом, они обладали торговым и промышленным богатством. Экономическое могущество плебеев возросло. Их длительная борьба против патрициев — родовой римской аристократии, — развернувшаяся в связи с укреплением частной собственности и углублением имущественной дифференциации, наложилась на процесс классообразования в римском обществе, стимулировала разложение родоплеменного строя, явилась своего рода катализатором хода образования государства.
Несколько иным путем шло становление Франкского государства. Германские племена долгое время служили поставщиками рабов для могучего соседа — Рима. Если само положение Греции и Рима способствовало ускоренной ломке патриархального строя, то эти же естественные условия в Германии до определенного момента создавали возможности для некоторого развития производительных сил в рамках родового общества, тогда как рабовладение, в том виде, как оно существовало в Средиземноморье, было экономически даже невыгодно. Разорявшиеся общинники попадали в зависимость от богатых, а не в рабство, что способствовало длительному сохранению коллективной формы хозяйствования. Военные потребности, а также полукочевое земледелие способствовали сохранению коллективной формы общественно-хозяйственной организации, в которой рабам просто не могло быть места. Поэтому там имущественная дифференциация и социальное расслоение привели постепенно к формированию протофеодального общества.
Заключение
Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.
К наиболее известным относятся следующие теории:
1. Теологическая (Ф. Аквинский). Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана.
Согласно данным воззрениям, государство является результатам проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли, как продолжению воли божественной.
2. Патриархальная (Аристотель). По утверждению Аристотеля, государство — наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть, монарха — естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.
3. Органическая (Галлер). Представители этой теории считают, что государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный сюзеренитет.
4. Договорная (Спиноза, Т. Гоббс, Д, Локк, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев), По мнению этих мыслителей, государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Они отмечали, что было время, когда не было ни государства, ни права. В догосударственном состоянии в условиях «золотого века» (Ж.-Ж. Руссо) или «войны всех против всех» (Т. Гоббс) люди жили в соответствии со своими естественными правами. Но не существовало власти, способной защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для устранения такого социального «порока» люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь обязуется обеспечить права человека. Если же условия договора, нарушаются, то народ приобретает право на революцию
5. Теория насилия (Дюринг, Л.Гумплович, Каутский). Сторонники этой теории утверждают, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л.Гумпловича, «мы можем признать главные, основные части, действительные краеугольные камни государства, — в племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству». Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации, порабощения одних народов другими.
По мнению представителей данной теории, государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен.
К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.
6. Психологическая (Л.И. Петражицкий). Возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Для обоснования своей идеи сторонники данной теории ссылаются на исторические примеры зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиозных и политических деятелей, царей, королей и других лидеров
7. Марксистская (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов). Согласно этой теории, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство.
Существуют и иные, менее известные теории происхождения государства, однако не все они могут претендовать на абсолютную достоверность, так как каждая из них является лишь определенной ступенькой к познанию истины.
Список использованных источников
1. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайского государства. – М.: Наука, 1983. – 236 с.
2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Юрист, 2000 – 284 с.
3. Каманина Т.Б. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы: Учебное пособие. – М.: Юрист, 1999. – 252 с.
4. Коваленко А.И. Общая теория государства и права (в вопросах и ответах): Учеб. пособие. – М.: Юрид. лит., 1996. – 500 с.
5. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно- методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 448 с.
6. Котелевская И.В. Современный парламент // Государство и право. – 1997. – №3. – С. 12 – 15.
7. Крестовская Н.Н., Матвеева Л.Г. Теория государства и права: Элементарный курс. – Х.: «Одиссей», 2007. – 384 с.
8. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права – М.: Инфра-М, 2002. – 482 с.
9. Моисеенко Г.З. Альбом схем и вопросов для самопроверки.- Симферополь: «Таврия», 2000. – 91 с.
10. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник. – М.: Норма, 2000. – 184 с.
11. Оборотов Ю.Н. Теория государства и права (Прагматический курс). Экзаменационный справочник. – Одесса: Юридична література, 2006. – 184 с.
12. Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева.– М.: Юрист, 2000. – 573 с.
13. Общая теория государства и права: А.Комаров – Мн.: Тесей, 2001.– 478 с.
14. Общая теория государства и права: Курс лекций / Под общей ред. А.Ф. Вишневского.- Мн.: Тесей, 1998. – 456 с.
15. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: МГТУ, 1996. –318 с.
16. Скакун О.Ф., Подберезкий Н.К. Теория права и гос.–Харьков, 1997–380 с.
17. Скакун О.Ф. Теория государства и права (энциклопедический курс): Учебник. – Харьков: Эспада, 2005. – 840 с.
18. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. – М.: Прогресс, 1995–320 с.
20. Темнов Е.И. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 320 с.
21. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова – М.: НОРМА-ИНФА, 1998. – 487 с.
22. Теория права и государства: Учеб. для вузов / Под ред. проф. Г.Н. Манова. – М.: БЕК, 1996. – 308 с.
23. Теория государства и права. Курс лекций: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. О.В. Старкова. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 320 с.
24. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2003. – 592 с.
25. Теория государства: учебник / А.А. Гогин, Д.А. Липнинский, А.В. Малько. - Москва: изд-во «Проспект », 2015. - 328с.
26. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие. Марченко М.Н. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Проспект, 2014. -240 с.
27. Теория государства и права: Вопленко, Н.Н., Давыдова М.Л., Шанин А.А. Учебно-методическое пособие.-Волгоград:Изд-во ВолГУ, 2006- 489 с.
28. Теория государства и права: Матузов, Н.И., Малько, А.В. Второе издание, перераб. и доп. - Москва: ЮРИСТЪ. 2005. - 541 с.
29. Общая теория государства и права: Учебник для юридических вузов/ А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбалюк, В.А. Кучинский; Под ред. А.Ф. Вишневского. - «Амалфея», 2009. - 560 с.
30 Алексеев, С.С. Государство и право [Текст]: Учебное пособие для вузов —М. : Проспект 2007. - 480 с