Файл: Научноисследовательская работа (получение первичных навыков научноисследовательской работы). 44. 03. 02 Психологопедагогическое образование.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, наиболее эффективными для формирования умений формулировать собственную точку зрения при помощи интерпретации текстов являются технологии критического мышления и смыслового чтения.

На основании проведенного исследования были составлены методические рекомендации для учителей начальных классов по работе с научно-популярными текстами на уроках литературного чтения. В них были отражены условия организации обучения младших школьников и наиболее эффективные приемы работы с научно-популярными текстами (приложение 1). Рекомендации по применению приемов работы с научно-популярными текстами:

– перед первым чтением постановка вопроса, активизирующего восприятие детей;

– композиционный анализ с составлением плана, осмыслением темы и основной мысли научно-популярного текста;

– составление заголовков к отдельным частям текста;

– выделение в тексте микротем и установление связей между ними;

– дополнительные задания для перечитывания;

– постановка вопросов к тексту, на которые они должны дать полные, обоснованные ответы;

– сопоставление научно-популярных, научно-художественных и художественных текстов на одну тему;

– самостоятельный подбор научно-популярных по указанной учителем теме (о каком-либо животном, о каком-либо природном явлении и т.п.);

– подготовка подробных и кратких пересказов научно-популярных текстов по указанной учителем теме (например, учитель поручает ученикам найти по определенной теме научный текст и подготовить его пересказ для класса);

– нахождение или научно-популярных, или научно-художественных текстов, или художественных текстов среди разнообразных предложенных учителем и доказательство своего мнения.

Необходимо чередовать уроки с применением различных технологий. Это развивает умение выбирать нужный метод работы с текстом у обучающихся.

Выводы по педагогическому исследованию


На основании анализа проведенных уроков можно назвать условия, при которых процесс формирования умения формулировать собственную точку зрения школьника при обучении интерпретации научно-популярных текстов:

– учет возрастных особенностей развития познавательного интереса детей;

– три этапа работы (подготовительная работа к чтению, чтение и анализ текста, итоговая работа над текстом);

– значительное внимание должно уделяться работе над терминами, словами, значение которых непонятно детям.

В результате работы с научно-популярными текстами у младших школьников формируется умение выбирать нужную книгу для чтения на определенную тему, владеть приемами понимания прочитанного прослушанного научно-популярного произведения, находить ответы на вопросы в тексте, использовать книги-справочники для подготовки к беседе по прочитанному, целенаправленно читать детскую периодику и систематически пользоваться ею на уроках по всем предметам. В ходе опытно-экспериментальной работы, при проведении уроков литературного чтения с научно-популярными текстами в различных технологиях, можно делать вывод, что наиболее продуктивными, при формировании читательской компетентности младших школьников, являются уроки, проведенные в технологии развития критического мышления через чтение и письмо и смыслового чтения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


При исследовании сущности формирования умения формулировать собственную точку зрения путем интерпретации текстов младшими школьниками определено, что главную роль в этом процессе играют такие компоненты, как:

– владение техникой чтения;

– владение приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

– знание книг и умение их самостоятельно выбирать;

– эстетическое отношение к действительности, отраженной в литературе;

– сформированность нравственных ценностей и эстетического вкуса, понимание духовной сущности произведений.

Методика обучения младших школьников работе с научно-популярными текстами требует учета специфики этого вида литературы. Чаще всего научно-популярные тексты для младших школьников существуют в жанрах статьи и книги. Это связано с особенностями представления научной информации. В таких текстах много терминов, которые требуют объяснения. При подготовке к урокам, на которых предметом анализа станет научно-популярный текст, учителю необходимо изучить дополнительные источники информации, раскрывающие тему этого текста. Методика обучения младших школьников работе с научно-популярными текстами должна быть направлена на формирование рациональных приемов выделения из текста познавательной информации и ее фиксации.



Для полноценного восприятия научно-популярных текстов необходимо сочетание следующих условий:

– выбор тематики научно-популярных текстов, которые должны соответствовать направленности познавательных интересов младших школьников и учитывать их постепенную смену;

– характер литературного материала должен учитывать психологическую структуру познавательного интереса ребенка;

– жанровое разнообразие научно-популярных текстов должно быть подано постепенно с учетом возрастных возможностей, читательских предпочтений учащихся и характера умений, соответствующих восприятию каждого жанра.

Наиболее эффективными технологиями, призванными развивать умение формулировать собственную точку зрения путем интерпретации текстов младшими школьниками, признаны критическое мышление и смысловое чтение. Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ




  1. Бондаренко, Г.И. Развитие умений смыслового чтения в школе. [Электронный ресурс] / Г.И. Бондаренко. – Режим доступа: http : // school 2100.com (Дата обращения 26.02.2020).

В статье рассматриваются универсальные умения смыслового чтения младших школьников. Предложена классификация видов чтения. Обозначена взаимосвязь видов чтения с читательскими умениями. Ключевые слова: смысловое чтение, начальная школа, виды чтения. Педагогическая наука и практика. В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения

  1. Гончарова, Е.Л. Ранние этапы читательского развития /Е.Л. Гончарова. – М.: Школа-Пресс, 2017. – 450 с.

Методики оценки сформированности базовых компонентов читательской деятельности у детей с различными нарушениями в развитии

  1. Загашев, И.О., Заир-Бек, С.И. Критическое мышление: технология развития /И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. – СПб; Альянс, 2016. – 470 с.

В пособии представлена современная педагогическая технология

развития критического мышления, цель которой — помочь ученику

сориентироваться в обилии поступающей информации
, а учителю —

реализовать свой творческий потенциал. Описаны оригинальные методики, разработки уроков, планирование учебного процесса, диагностика результатов, технологии для работы со взрослыми.

  1. Здир, В.В. Функции научно-познавательной литературы. [Электронный ресурс] / В.В. Здир. – Режим доступа: http://www.solnet.– (Дата обращения 25.02.2020)

В результате работы с научно-популярными текстами у младших школьников формируется умение выбирать нужную книгу для чтения на определенную тему, владеть приемами понимания прочитанного прослушанного научно-популярного произведения, находить ответы на вопросы в тексте, использовать книги-справочники для подготовки к беседе по прочитанному, целенаправленно читать детскую периодику и систематически пользоваться ею на уроках по всем предметам

  1. Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 2018. – 450 с.

Пособие содержит систематический курс методики обучение грамматике, чтению, литературе, орфографии и развитию речи младших школьников. В нем нашли отражение реалии последних лет в образовании: ориентированность на современные методы развивающего обучения, на организационные формы разноуровневого образования, на программы и учебники разных типов, направленность на личностно-ориентированное обучение, учитывающее

интересы, способности и одаренность детей.

  1. Николаенко, В.М. Психология и педагогика /В.М. Николаенко. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 360 с.

В учебном пособии освещено три блока проблем: психология познавательных процессов (ощущение и восприятие, внимание, память, воображение, мышление), психология личности (личность, темперамент, характер, способности, чувства и эмоции, воля) и педагогика.

Изучение психологии и педагогики имеет практическую значимость для будущих специалистов: полученные в процессе обучения знания необходимы в работе с персоналом и социальными группами, кроме того, они помогут построить деловые и межличностные отношения, а также помогут в

самопознании, с тем чтобы рационально подходить к собственной судьбе, к личностному росту.

  1. Пичеол, Т.С. Практические советы учителю, овладевающему современной методикой обучения чтению / Т.С. Пичеол // Начальная школа. – 2015 – № 2. – С.12-16.


Комплекс методических приемов работы учителя по использованию поисково-исследовательского метода в работе с научнопознавательными и художественными текстами (из опыта работы)

  1. Прокоповис, Р.А. Комплекс методических приемов работы учителя по использованию поисково-исследовательского метода в работе с научно­познавательными и художественными текстами (из опыта работы) [Электронный ресурс] / Р.А. Прокоповис. – Режим доступа: http: //festival.1september.ru. – (Дата обращения: 05.03.2020).

  2. Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н. Светловская // Начальная школа. – 2013. – №1. – С. 26-37.

В монографии отражены результаты исследования учебных книг К.Д.Ушинского «Родное слово», «Детский мир и Хрестоматия» в контексте представлений о классическом литературно-художественном произведении и через классическое понимание педагогики как искусства вос-питания, совершенствования человеческой души, проявления в ней образа Божия. Веская аргу-ментация подтверждает непревзойденное мастерство К.Д.Ушинского как автора и составителя учебных книг для чтения

  1. Соколова, Т.Е. Информационная культура младшего школьника как педагогическая проблема /Т.Е. Соколова. – Самара, 2018. – 330 с.

Адресована учителям начальной школы, заинтересованным в том, чтобы сформировать у своих учеников современные приемы и культуру работы с информацией. Пособие также может использоваться в системе повышения квалификации работников образования. В первом выпуске серии автор подробно останавливается на теоретических положениях разработанной им организационно-педагогической технологии формирования информационной культуры младших школьников в образовательном процессе средствами различных дисциплин. Помимо обзора литературы по теме, определений главных понятий, пособие намечает основные направления работы по созданию и реализации программы развития информационной культуры учащихся начальной школы и включает описание и результаты регионального эксперимента по ее внедрению. Первый выпуск может использоваться в комплекте с любой другой книгой серии.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методические рекомендации по формированию умения формулировать собственную точку зрения путем интерпретации научно-познавательного текста младшими школьниками