Файл: Задачи оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одной из целей ОРД является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина и при этом должны признаваться и неотъемлемые права лиц, преступивших закон и ставших в связи с этим объектом данной деятельности. В ст. 2 Конституции РФ, сказано, что: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Смысл этой статьи исходит из понимания, что права и свободы человека возникают и существуют не по соизволению государства. Основой прав и свобод является человеческое достоинство. На этом основан и принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, закрепленный настоящим Федеральным законом.

Для проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права и свободы граждан, установлена четкая законодательная процедура. В настоящем Федеральном законе подробно прописа.ны условия прове.де.ния ОРМ (ст. 8) и основа.ния и порядок суде.бного ра.ссмотре.ния ма.те.риа.лов та.ких ОРМ (ст. 9). За.кон допуска.е.т ра.спростра.не.ние опе.ра.тивно-розыскных ме.роприятий на гра.жда.н (та.кже из числа родстве.нников, близких и зна.комых), вступа.ющих в конта.кты с лицом, в отноше.нии которого они осуще.ствляются. Принцип ува.же.ния и соблюде.ния пра.в и свобод на них ра.спростра.няе.тся в пе.рвую оче.ре.дь. В ст. 5 на.стояще.го за.кона пре.дусмотре.ны ме.ры по восста.новле.ния на.руше.нных пра.в. Соблюде.ние пра.в и свобод име.е.т ва.жное зна.че.ние для лиц, ока.зыва.ющих соде.йствие орга.на.м – субъе.кта.м ОРД. За.конода.те.ль де.кла.рируе.т их госуда.рстве.нную за.щиту, за.кре.пляе.т ме.ры их социа.льной и пра.вовой за.щиты, обе.спе.че.ние бе.зопа.сности и не.прикоснове.нности конфиде.нтов, опре.де.ляе.т конфиде.нциа.льность отноше.ний[6].

На лиц, за.мышляющих, подгота.влива.ющих и сове.рша.ющих пре.ступле.ния и ста.вших в связи с этим объе.кта.ми ОРД, та.кже ра.спростра.няе.тся принцип ува.же.ния и соблюде.ния пра.в и свобод. На основа.нии ч. 3 ст. 55 Конституции РФ пра.ва и свободы че.лове.ка и гра.жда.нина могут быть огра.ниче.ны Фе.де.ра.льным за.коном только в той ме.ре, в ка.кой это не.обходимо в це.лях за.щиты основ конституционного строя, нра.встве.нности, здоровья, пра.в и за.конных инте.ре.сов других лиц, обе.спе.че.ния обороны стра.ны и бе.зопа.сности госуда.рства. За.кон опре.де.ляе.т гра.ницы пользова.ния пра.ва.ми и свобода.ми, игнорирова.ние которых ве.де.т к на.руше.нию пра.в и свобод других лиц. На основа.нии суде.бного ре.ше.ния при соблюде.нии опре.де.ле.нных условий на.стоящий За.кон допуска.е.т возможность огра.ниче.ния у та.ких лиц, на.приме.р на та.йну пе.ре.писки, те.ле.фонных пе.ре.говоров, почтовых, те.ле.гра.фных и иных сообще.ний и на не.прикоснове.нность жилища.


Ни при ка.ких условиях принципы не должны быть на.руше.ны. Они упомина.ются в ряде ста.те.й Основного за.кона госуда.рства. Та.к, в ст. 21 Конституции РФ говорится, что достоинство личности охра.няе.тся госуда.рством, и ничто не може.т быть основа.ние.м для е.го ума.ле.ния. Никто не може.т на.рушить пра.во ча.стной собстве.нности, которое охра.няе.тся за.коном (ст. 35 Конституции). В ст. 53 Конституции РФ за.кре.пле.на норма, на.пра.вле.нна.я на за.щиту гра.жда.н, которые могут постра.да.ть от не.за.конных де.йствий орга.нов госуда.рстве.нной вла.сти и их должностных лиц. Одновре.ме.нно эта норма име.е.т пре.ве.нтивное зна.че.ние: она призва.на способствова.ть укре.пле.нию за.конности в де.яте.льности орга.нов госуда.рстве.нной вла.сти. За.конода.те.льные га.ра.нтии ре.а.лизуются при любых отклоне.ниях со стороны должностных лиц ОРО путе.м приме.не.ния к ним ме.р отве.тстве.нности, пре.дусмотре.нных за.конода.те.льством РФ, осуще.ствле.ния суде.бного и ве.домстве.нного контроля, прокурорского на.дзора.

Принцип ува.же.ния и соблюде.ния пра.в и свобод че.лове.ка и гра.жда.нина боле.е де.та.льное за.кре.пле.ние получил в ст. 5 на.стояще.го Фе.де.ра.льного за.кона.

Та.ким обра.зом, принцип за.конности за.ключа.е.тся, пре.жде все.го, в том, что все уча.стники ОРД, обяза.ны, бе.зусловно и точно, соблюда.ть нормы Конституции РФ, исполнять за.коны и иные норма.тивно-пра.вовые а.кты, ре.гла.ме.нтирующие ОРД. Принцип ува.же.ния и соблюде.ния пра.в и свобод че.лове.ка и гра.жда.нина являе.тся ва.жне.йшим обще.пра.вовым принципом и за.кре.пле.н в ст. 2 Конституции РФ. Принцип ува.же.ния и соблюде.ния пра.в и свобод в проце.ссе осуще.ствле.ния ОРД, в пе.рвую оче.ре.дь, ра.спростра.няе.тся на за.конопослушных гра.жда.н, которые могут ока.за.ться в числе близких (родстве.нных) связе.й лиц, ста.вших объе.кта.ми ОРД. В отноше.нии та.ких лиц не.допустимо ника.кое огра.ниче.ние их конституционных пра.в и свобод. В то же вре.мя, Конституционный Суд в п. 7 свое.го опре.де.ле.ния от 14 июля 1998 г. ука.зыва.е.т на допустимость ра.спростра.не.ния опе.ра.тивно-розыскных ме.роприятий на, вступа.ющих в конта.кты с лицом, в отноше.нии которого осуще.ствляются эти ме.роприятия, поскольку за.да.ча ОРМ за.ключа.е.тся в уста.новле.нии связе.й прове.ряе.мого лица.


2.2 Специальные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России

В ка.че.стве ва.жне.йше.го отра.сле.вого принципа ОРД за.конода.те.ле.м опре.де.ле.н принцип конспира.ции, который отра.жа.е.т спе.цифиче.ский ра.зве.дыва.те.льный ха.ра.кте.р да.нной де.яте.льности.

Конспира.ция (скрытность, ма.скировка.) – один из фа.кторов ОРД, позволяющих добиться успе.ха. Она позволяе.т сохра.нить силы, сре.дства и ме.тоды, орга.низа.ционные и та.ктиче.ские а.спе.кты осуще.ствле.ния ОРМ по ра.зобла.че.нию пре.ступников в та.йне от них и окружа.ющих. Та.йным способа.м сове.рше.ния пре.ступле.ний госуда.рство противопоста.вляе.т та.йные способы их ра.скрытия. Это може.т достига.ться путе.м приме.не.ния ка.муфлирующих сре.дств (пре.дме.тов оде.жды, тра.нспортных сре.дств и др.), не.которых прие.мов пове.де.ния (ве.сти се.бя сообра.зно обста.новке, не привле.ка.я внима.ния окружа.ющих, быть «ка.к все.»), использова.ние.м спе.циа.льных поме.ще.ний, ле.ге.ндирова.нных пре.дприятий, докуме.нтов прикрытия, укрытий, та.йников, па.роле.й, пра.вил де.лопроизводства и др. В ходе ОРД за.кон позволяе.т в случа.е не.обходимости уполномоче.нным орга.на.м, осуще.ствляющим ОРД, пра.во использова.ть докуме.нты, за.шифровыва.ющие личность должностных лиц, а та.кже личность гра.жда.н, ока.зыва.ющих им соде.йствие на конфиде.нциа.льной основе (ст. 15 ФЗ).

Порядок и пра.вила конспира.ции за.кре.пле.ны в ряде ста.те.й на.стояще.го Фе.де.ра.льного за.кона. Та.к, на.приме.р, ст. 5 За.кона огра.ничива.е.т пре.доста.вле.ние све.де.ний о лице, являвше.мся объе.ктом ОРД, пре.де.ла.ми, допуска.е.мыми тре.бова.ниями конспира.ции. Да.же вве.де.но огра.ниче.ние для суде.й в пра.ве получе.ния све.де.ний о лица.х, ока.зыва.ющих соде.йствие пра.воохра.ните.льным орга.на.м на конфиде.нциа.льной основе, а та.кже тре.бова.ние по созда.нию условий по за.щите све.де.ний, соде.ржа.щихся в пре.дста.вляе.мых судье опе.ра.тивно-служе.бных докуме.нта.х (ст. 9); (ч. 5 ст. 5; ч.ч. 3 и 7-9);

В ст. 6 и 15 за.ложе.на возможность использова.ния помощи должностных лиц и отде.льных гра.жда.н на не.гла.сной основе. За.конода.те.ль возла.га.е.т на уполномоче.нные орга.ны проводить ОРД обяза.нность соблюда.ть конспира.цию при прове.де.нии ОРМ (ст. 14) и опре.де.лил пе.ре.че.нь све.де.ний об опе.ра.тивно-служе.бной де.яте.льности, соста.вляющих госуда.рстве.нную та.йну.

Принцип конспира.ции озна.ча.е.т уста.новле.ние особого порядка получе.ния, оформле.ния, хра.не.ния и использова.ния опе.ра.тивно-розыскной информа.ции, а та.кже обяза.те.льных пра.вил обра.ще.ния с опе.ра.тивно-служе.бными докуме.нта.ми.


Орга.низа.ция и та.ктика ОРД и способы конспира.ции ре.гла.ме.нтирова.ны в ме.жве.домстве.нных и ве.домстве.нных норма.тивных пра.вовых а.кта.х, с которыми могут зна.комиться лишь должностные лица, име.ющие допуск к све.де.ниям, соста.вляющим госуда.рстве.нную та.йну, в Положе.ниях об МВД, ФСБ, ФСО, ФСКН, ФСИН, ФТС.

Большое зна.че.ние в ОРД име.е.т соче.та.ние гла.сных и не.гла.сных ме.тодов и сре.дств (они, хотя противоположны по смыслу и а.втономны по соде.ржа.нию, но дополняют друг друга.), обе.спе.чива.ющих те.сную вза.имосвязь опе.ра.тивно-розыскной и проце.ссуа.льной де.яте.льности по выявле.нию и ра.скрытию пре.ступле.ний. В за.конода.те.льной формулировке а.на.лизируе.мого принципа употре.бле.ны те.рмины «сре.дства.» и «ме.тоды»[7].

Под ме.тодом ОРД понима.е.тся совокупность прие.мов и способов, приме.няе.мых для ре.ше.ния опе.ра.тивно-та.ктиче.ских за.да.ч в проце.ссе пра.ктиче.ской ре.а.лиза.ции ОРМ.

Сре.дства.ми ОРД являются объе.кты, пре.дме.ты ма.те.риа.льного мира, при помощи которых достига.е.тся (обе.спе.чива.е.тся) осуще.ствле.ние опе.ра.тивно-розыскной функции. К числу сре.дств могут быть отне.се.ны опе.ра.тивна.я те.хника, опе.ра.тивный уче.т и т.д.

Выбор орга.ном, осуще.ствляющим ОРД, ме.тодов и сре.дств за.висит от объе.ктивно сложивше.йся ситуа.ции и опре.де.ляе.тся са.мостояте.льно ука.за.нным орга.ном. Ре.зульта.ты ОРД могут использова.ться в ка.че.стве поводов и основа.ний для возбужде.ния уголовных де.л, а та.кже в проце.ссе дока.зыва.ния. Чтобы обе.спе.чить использова.ние ре.зульта.тов ОРД в уголовном проце.ссе, не.обходимо све.де.ния, получе.нные не.гла.сным путе.м, прове.рять с помощью гла.сных прие.мов и подкре.плять официа.льными ма.те.риа.ла.ми, которые могут выступа.ть в ка.че.стве источников дока.за.те.льств.

Соче.та.ние.м гла.сных и не.гла.сных сре.дств и ме.тодов обе.спе.чива.ются ре.зульта.тивность ОРД, конспира.ция, за.шифровка не.гла.сных источников информа.ции, прове.рка достове.рности получе.нной опе.ра.тивной информа.ции, пра.вильность принима.е.мых ре.ше.ний, обоснова.нность выдвига.е.мых ве.рсий и др.

В основу опе.ра.тивно-розыскной де.яте.льности, кроме пе.ре.числе.нных в на.стояще.м Фе.де.ра.льном за.коне, положе.ны и другие принципы, ба.зирующие.ся на Конституции РФ и уголовном судопроизводстве, и являющие.ся основопола.га.ющими на.ча.ла.ми опе.ра.тивно-розыскной де.яте.льности. Пре.жде все.го, не.обходимо отме.тить принцип ра.ве.нства гра.жда.н пе.ре.д за.коном, за.кре.пле.нный в ч. 1 ст. 19 Конституции, который на.ше.л отра.же.ние в ч. 1 ст. 8 на.стояще.го Фе.де.ра.льного за.кона. В ряде ста.те.й За.кона используе.тся принцип подконтрольности опе.ра.тивно-розыскной де.яте.льности, который за.ключа.е.тся в уста.новле.нии за.конода.те.льной систе.мы суде.бного, па.рла.ме.нтского, прокурорского и ве.домстве.нного контроля[8].


При ре.ше.нии за.да.ч борьбы с пре.ступностью и за.щиты бе.зопа.сности госуда.рства с помощью ОРД особое ме.сто име.е.т принцип а.де.ква.тности (сора.зме.рности) е.е использова.ния, т.е. она може.т проводиться только тогда, когда иным путе.м достичь поста.вле.нной це.ли не.возможно.

Не.возможно пре.дста.вить ОРД бе.з принципов на.ступа.те.льности и не.пре.рывности, которые не.обходимы при поиске све.де.ний о призна.ка.х пре.ступной де.яте.льности и выявле.нии не.изве.стных ра.не.е лиц, на.ме.ре.ва.ющихся сове.ршить пре.ступле.ние.

Принцип ра.зде.ле.ния полномочий име.е.т ва.жное зна.че.ние в орга.низа.ции опе.ра.тивно-розыскной де.яте.льности. В соотве.тствии с этим принципом орга.ны, осуще.ствляющие ОРД, ре.ша.ют опре.де.ле.нные за.коном за.да.чи исключите.льно в пре.де.ла.х своих полномочий, уста.новле.нных соотве.тствующими за.конода.те.льными а.кта.ми Российской Фе.де.ра.ции.

Та.ким обра.зом, принципы – это все.гда гла.вные, основопола.га.ющие на.ча.ла, на которых строится все за.конода.те.льство, пре.дста.вляя, та.ким обра.зом, ба.зис за.кона, ка.к норма.тивно-пра.вового а.кта. Приме.ните.льно к ОРД принципы отра.жа.ют убе.жде.ния и взгляды обще.ства в лице е.го за.конода.те.льных и пра.воохра.ните.льных орга.нов на сущность, це.ли и за.да.чи спе.цифиче.ской госуда.рстве.нно-пра.вовой формы борьбы с пре.ступностью.

Принцип конспира.ции отра.жа.е.т спе.цифиче.ский ра.зве.дыва.те.льный ха.ра.кте.р опе.ра.тивно-розыскной де.яте.льности и за.ключа.е.тся в орга.низа.ции и осуще.ствле.нии е.е, та.ким обра.зом, чтобы сохра.нить в та.йне от посторонних лиц та.ктику, формы и ме.тоды, сре.дства сове.рше.ния конкре.тных опе.ра.тивно-розыскных де.йствий, ОРМ, опе.ра.ций. При этом ОРД осуще.ствляе.тся в та.йне не только от лиц, прича.стных к сове.рше.нию пре.ступле.ний, но и от окружа.ющих гра.жда.н. Принцип соче.та.ния гла.сных и не.гла.сных ме.тодов и сре.дств сформулирова.н в ст. 1 На.стояще.го За.кона а, сле.дова.те.льно, он отра.жа.е.т сущность ОРД и поэтому включе.н в опре.де.ле.ние опе.ра.тивно-розыскной де.яте.льности.

Да.нный принцип озна.ча.е.т те.сную вза.имосвязь опе.ра.тивно-розыскной и проце.ссуа.льной де.яте.льности по выявле.нию и ра.скрытию пре.ступле.ний. Ре.зульта.ты ОРД могут использова.ться в ка.че.стве поводов и основа.ний для возбужде.ния уголовных де.л (ст. 140 УПК РФ), а та.кже в проце.ссе дока.зыва.ния. Чтобы обе.спе.чить использова.ние ре.зульта.тов ОРД в уголовном проце.ссе, не.обходимо све.де.ния, получе.нные не.гла.сным путе.м, прове.рять с помощью гла.сных прие.мов, за.ключа.ющихся в прида.нии им проце.ссуа.льной, протокольной формы докуме.нтов, которые могут выступа.ть в ка.че.стве источников дока.за.те.льств.