Файл: Теория менеджмента. Эффективность менеджмента организации..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Определяющее влияние на эффективность менеджмента организации оказывают знание, опыт, способности, компетентность, ценности руководителя. Ведущая роль этих факторов определяется тем, что по своему содержанию управленческий труд представляет собой процесс принятия управленческих решений. По определению Р.А. Фатхутдинова управленческое решение представляет собой нахождение определенного варианта действий посредством выявления и оценки альтернатив, осуществление этой деятельности и ее конечный результат. Исходя из данного определения, можно сделать вывод о том, что если руководитель обладает достаточными знаниями, навыками и опытом, необходимыми для выбора конкретной альтернативы с учетом заданных критериев и особенностей ситуации, тем выше качество управленческих решений, а следовательно, выше эффективность менеджмента.

Организация

Среда прямого воздействия

Среда косвенного воздействия

Организация

Рисунок 8 – Внешняя среда организации

Эффективность менеджмента также во многом определяется такими факторами, как ценности и стиль управления. В данном случае под ценностями понимается совокупность представлений и верований относительно того, что приемлемо, а что не приемлемо для руководителя с учетом его позиции в организационной структуре. Что касается стиля управления, то он представляет собой совокупность приемов и методов, которые руководитель использует для воздействия на подчиненных. Но если ценности определяются непосредственно особенностями личности руководителя, то выбор стиля управления должен осуществляться не только с учетом личных особенностей, но и с учетом уровня развития коллектива, который является объектом управления. Только в этом случае. Можно обеспечить эффективное использование методов управления.

Президент известной корпорации «Интел» Энрю С. Гроув, в качестве одного из основных факторов эффективного менеджмента выделяет наличие единой команды руководителей [19, с. 941]. Объясняется это тем, в современных условиях функционирования организаций для решения проблем, с которыми они сталкиваются в процессе своей деятельности, необходимы умения и знания в различных профессиональных областях управленческой работы. В связи с этим, управленческие решения, принятые единолично, не дадут такого результата как решения, принятые командой специалистов. Непосредственно в команде проявляются и такие умения руководителя как делегирование полномочий и ответственности, которые также оказывают непосредственное влияние на эффективность управления в организации.


Формированию командного духа в организации во многом способствует и организационная культура. О.С. Виханский, А.И. Наумов определяют организационную культуру как набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организациями и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются индивидам через символические средства духовного и материального внутриорганизационного окружения. [ 7, с. 421]. О роли организационной культуры в процессе организации эффективного управления свидетельствуют слова известного американского специалиста в области социального менеджмента М. Элвессона, который отмечает следующее: «Компания – это прежде всего культура. Образцовые компании, как правило, формируют широкий диапазон ценностных установок, множество их ценностей интегрируют понятия экономического здоровья, служению потребителю и созданию смысла для тех, кто стоит внизу. В тех самых компаниях, в которых господствует культура, достигается наивысший уровень истинной автономии, так как именно культура регулирует важнейшие переменные организации, наполняя их смыслом».

Таким образом, организационная культура через формирующие ее верования, ценности, нормы, правила способная направить поведение работников организации на достижение поставленных целей. Задача руководителей в этом случае заключается в том, чтобы обеспечить эффективное управление организационной культурой, которое в свою очередь будет способствовать повышению эффективности менеджмента организации в целом.

Особенности функционирования современных организаций и характер решаемых ими задач требуют, чтобы эффективное управление базировалось на принципах лидерства. В общем случае лидерство определяется как особый тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из данного определения следует, что основное отличие лидерства от формально власти заключается в том, что лидерство основано в большей степени на процессе социального взаимодействия, а не на использовании формальных механизмов управления, которые обусловлены занимаемым должностным положением руководителя в организации.

Анализ сущности и основных факторов эффективности менеджмента позволяет сделать вывод о том, что эффективным менеджмент организации может быть признан в том случае, если ее система управления способна быстро реагировать на изменения, происходящие во внешней среде, а само управление опирается на организационную культуру и строится на принципах командной работы, лидерства, делегирования полномочий и ответственности, ценности и стиль управления руководителей соответствуют уровню развития управляемых коллективов.


Глава 2. Анализ эффективности системы менеджмента на примере ООО «Вентеляция»

2.1 Анализ деятельности ООО «Вентеляция»

ООО «Вентеляция» образовано и зарегистрировано с присвоением номера государственной регистрации №702/1983. Полное официальное название Общества – общество с ограниченной ответственностью «Вентеляция», сокращенное название Общества ООО «Вентеляция».

Общество является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, зарегистрированный в установленном порядке товарный знак.

Дата регистрации юридического лица ООО «Вентеляция» 25.09.1981 года.

Общество образовано и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уставной капитал ООО «Вентеляция» составляет 900 000 руб. – внесен полностью.

Директор: Притиск Сергей Сергеевич.

Главный бухгалтер: Пашнина Елена Владимировна.

Для выполнения требований пожарной безопасности, предъявляемых к дымовым и вентиляционным каналам ООО «Вентеляция» предлагает производственным и коммунальным предприятиям, жилищным кооперативам, а так же владельцам домов на правах личной собственности следующие виды услуг:

1. Первичную и периодическую проверки технического состояния дымоходов, вентиляционных каналов во вновь построенных и эксплуатируемых зданиях от всех типов нагревательных и отопительных приборов, независимо от их назначения;

2. Очистку дымоходов и вентиляционных каналов, а так же устранение завалов;

3. Услуги по заключению договоров на техническое обслуживание дымовых и вентиляционных каналов с плановой периодической проверкой;

4. Выдача актов технического состояния вентиляционных и дымовых каналов (для подключения газа.)

5. Продажа бытового и промышленного газового оборудования.

5. Восстановление вентиляционных блоков.

Организация не может функционировать без целевых ориентиров. Целевое начало в деятельности организации задается в первую очередь тем, что ее деятельность находится под влиянием интересов различных групп людей таких, как собственники организации, сотрудники организации, покупатели, деловые партнеры, местное сообщество и общество в целом.


ООО «Вентеляция» расположено в юго-западной части г. Челябинска, в Советском районе, по Троицкому тракту , 54.

Первоначально предприятие было ориентировано на производство вентиляции для нужд населения.

В процессе развития происходила частичная переориентация предприятия, теперь предприятие является не только производителем, но и самостоятельно, через местные точки и представительства занимается реализацией продукции собственного производства.

Миссию ООО «Вентеляция» можно сформулировать как «максимальное удовлетворение покупательского спроса на Вентеляция и индивидуальный подход к каждому клиенту».

2.2 Анализ эффективности системы менеджмента ООО «Вентеляция»

Любая организация обладает сильными и слабыми сторонами. Проведем анализ, который позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны нашей организации, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет того, что менеджеры должны сравнивать внутренние силы и слабости своей организации с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам.

Таблица 2 -Анализ факторов внутренней среды предприятия

Факторы внутренней среды

Оценка качества

Важность

5

4

3

2

1

1. МАРКЕТИНГ:

1.1. Известность компании на рынке

+

0,04

1.2. Доля рынка

+

0,04

1.3. Репутация в отношении качества

+

0,05

1.4. Репутация в отношении обслуживания

+

0,05

1.5. Реклама

+

0,06

1.6. Эффективность продаж

+

0,04

1.7. Эффективность НИОКР

+

0,03

1.8. Месторасположение

+

0,02

2. ФИНАНСЫ:

2.1. Стоимость капитала

+

0,05

2.2. Доступность капитальных ресурсов

+

0,02

2.3. Доходность капитала

+

0,03

2.4. Финансовая стабильность

+

0,05

3. ПРОИЗВОДСТВО:

3.1. Современное оборудование

+

0,04

3.2.Удовлетворение покупательского спроса

+

0,05

3.3. Соблюдение сроков поставок

+

0,04

3.4. Ассортимент продукции

+

0,05

3.5. Затраты на производство

+

0,02

3.6. Технический уровень производства

+

0,03

4. ОРГАНИЗАЦИЯ:

4.1. Квалификация руководства

+

0,04

4.2. Малый штат сотрудников

+

0,04

4.3. Квалификация и способности менеджеров

+

0,05

4.4. Реакция на изменение рыночной ситуации

+

0,04

4.5. Преданность работе сотрудников

+

0,03

4.6. Инициативность руководства

+

0,04

4.7. Оперативность принятия решений

+

0,05


Таблица 3 -Матрица анализа сильных и слабых сторон ООО «Вентеляция»

Оценка качества

Очень слабое

Слабое

Нейтральное

Сильное

Очень сильное

Важность

Высшая

1.4., 2.1., 3.2., 3.4.

1.5., 4.3

1.3., 4.7.

2.4.

Средняя

4.2.

1.6., 4.1., 4.4.

1.2.

3.1.,3.3, 4.6.

1.1.

Низшая

1.7, 1.8

2.2., 3.5.

2.3.,3.6., 4.5.

Таким образом, как видно из матрицы анализа слабых и сильных сторон (табл. 13), слабые стороны предприятия преобладают над сильными. Надо отметить, что самыми проблемными факторами являются те, которые расположены в верхнем левом углу матрицы – проблемной области, это – 1.4., 2.1., 3.2., 3.4., 4.2., 1.5., 4.3., 1.6., 4.1., 4.4.

Таблица 4-Итог анализа деятельности ООО «Вентеляция»

Факторы

Сильные стороны

Слабые стороны

Последствия

МАРКТИНГ

Известность компании на рынке, занимает весомую долю рынка

Низкий уровень обслуживания, низкая эффективность НИОКР, невысокая репутация в отношении качества, средняя эффективность продаж, имеет неудобное месторасположение, недостаточная реклама

Падение уровня продаж, возможно, потеря клиентов

ФИНАНСЫ

Высокая доходность капитала, финансовая стабильность

Невысокая стоимость капитала доступность капитальных ресурсов

Благополучное финансовое состояние фирмы

ПРОИЗВОДСТВО

Высокотехнологичное современное оборудование, своевременная поставка продукции

Очень «скудный» ассортимент продукции, большие затраты на производство, невысокая степень удовлетворения покупательского спроса

Потеря клиентов, увеличение стоимости продукции

ОРГАНИЗАЦИЯ

Инициативное руководство, достаточно преданные организации работники

Недостаточная квалификация руководства и менеджеров низкая реакция на изменение рыночной ситуации, больше необходимого число сотрудников

Нескоординированная работа фирмы

Таким образом, показатели в сфере маркетинга выявили угрозы, которые могут стать критическими для организации, необходимо скорейшее изменение сложившейся ситуации.

Необходимо отметить, что к сильным сторонам относится финансовая стабильность предприятия. Существенный минус в производственном факторе – недостаточный ассортимент продукции, большие затраты на производство, это приводит к тому, что компания не может полностью удовлетворить покупательского спроса. Минусом организационного фактора является недостаточная квалификация руководства и менеджеров фирмы.