Добавлен: 11.03.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 Налоги как инструмент государственного регулирования экономики - как цена услуг государства
1.1.Возникновение налога и эволюция налогообложения
1.2. Роль налогов в рыночной экономике
1.2. Роль налогов в рыночной экономике
2 Оценка современной налоговой системы России
2.1 Анализ поступления основных налогов в бюджет Российской Федерации
2.2 Особенности современной налоговой системы РФ
3. Налоги, как цена услуг государства
3.1. Роль налогов в формировании доходов государства
3.2. Стандарты государственных услуг, оказываемых налоговыми органами
5) принцип определённости правил налогообложения – при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен уплачивать.
6) принцип истолкования всех неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика – все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу плательщика налога или сбора.
В экономической литературе встречается и ряд других организационных принципов налогообложения, которые носят объективный характер. К ним можно отнести:
1) принцип подвижности (эластичности) – суть его заключается в том, что налоговая нагрузка может быть оперативно изменена в соответствии с объективными потребностями государства;
2) принцип стабильности – этот принцип предполагает постоянство налоговой системы, что важно для субъектов налоговых отношений (для государства при формировании доходной части бюджета, а для плательщиков – при планировании своих доходов, в том числе налоговом планировании);
3) принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов – суть его заключается в исключении возможности установления и введения дополнительных налогов субъектами РФ и органами местного самоуправления.
2 Оценка современной налоговой системы России
2.1 Анализ поступления основных налогов в бюджет Российской Федерации
Согласно Налоговому кодексу РФ (ст. 13-15) налоги и сборы в России подразделяются на федеральные, региональные и местные. Структуру налоговой системы РФ[1].
Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. В настоящее время к федеральным налогам и сборам относятся:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- государственная пошлина.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. В настоящее время к региональным налогам относятся:
- налог на имущество организаций;
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог.
Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. В настоящее время к местным налогам относятся:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц.
Специальные налоговые режимы:
- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
- упрощенная система налогообложения;
- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются только НК РФ. Не могут устанавливаться федеральные, региональные и местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
Налоговая система – это основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов. Важнейшей характеристикой налоговой системы является её эффективность. Налоговая система признается эффективной, если при некотором заданном объеме аккумулируемых государством средств: издержки налогового администрирования минимальны; искажающее действие налогов на поведение налогоплательщиков минимально. В качестве количественных характеристик эффективности налоговой системы можно использовать так экономические показатели, как налоговая нагрузка; соотношение прямых и косвенных налогов.
Налоговые поступления являются основным источником доходов любого современного государства, так как они позволяют обеспечивать обороноспособность страны, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, финансирование государственных программ, поддерживать правопорядок, а так же способствует постоянному социальному и экономическому росту страны.
Проведем анализ налоговой базы и поступления налогов в Федеральный бюджет.
Рассмотрим показатели налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации за период 2015-2016 года.
Таблица 1- Поступления по уровням бюджета за 2015-2016 гг.[20]
Вид бюджета |
2015-2016гг., в млрд. руб. |
|
2015 |
2016 |
|
Консолидированный бюджет |
13 788,3 |
14 482,9 |
Федеральный бюджет |
6 880,5 |
6 929,1 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
6 907,8 |
7 553,7 |
На основании предоставленных официальных данных в таблице, можно сделать вывод, что общая величина поступлений с 2016 года, в сравнении с 2015 годом увеличилась. Изменения составили:
- Консолидированный бюджет РФ увеличился на 649,6 млрд., темп роста равен 105%;
- Федеральный бюджет увеличился на 48,6 млрд. рублей и темпы роста равен 100,7% не значительное увеличение, но это говорит о хорошей динамике;
- В консолидированные бюджеты субъектов РФ значимое увеличение поступлений, они составили 645,9, а темп роста 109,4%.
В таблице 2 более подробно рассмотрены поступления в консолидированный бюджет РФ за 2015-2016 гг.
Таблица 2- Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2015 — 2016 гг.[20]
Виды налогов |
2015 -2016 гг., млрд. руб. |
|
2015 год |
2016 год |
|
Налог на прибыль |
2 598,8 |
2 770,2 |
НДПИ |
3 226,8 |
2 929,4 |
НДФЛ |
2 806,5 |
3 017,3 |
НДС |
2 448,3 |
2 657,4 |
Акцизы |
1 014,4 |
1 293,9 |
Имущественные налоги |
1 068,4 |
1 116,9 |
По данным таблицы 2 видно, что в целом поступления по видам налогов в консолидированный бюджет имеют положительную динамику. В статье налог на добычу полезных ископаемых произошло уменьшение налоговых поступлений на 297,4 млрд. руб. Это может быть связанно с изменением объема добываемых полезных ископаемых и т.д.
Остальные показатели показывают увеличение.
На увеличение налога на доходы физических лиц за 2015-2016гг. на 211,3 млрд. руб., повлиял рост заработной платы населения Российской Федерации и уменьшение теневой экономики в отрасли заработной платы.
На увеличение налога на прибыль за 2015-2015 гг. на 171,4 млн. руб., могли повлиять такие факторы, как увеличение экспортной выручки, либо за счёт положительных курсовых ризниц.
Налог на добавленную стоимость в разрезе за 2015-2016 гг. увеличился на 209,1 млрд. руб., за счёт увеличения налоговой базы.
В 2016 году увеличились поступления от акцизов на 279,5 млрд. руб., за счёт увеличения ставок акцизов на алкоголь, табак, нефтепродукты и другое.
Таблица 3- Структура поступлений в федеральный бюджет РФ [20]
Виды налогов |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||
Млрд. руб. |
В % к объёму пост. ФБ РФ |
Млрд. руб. |
В % к объёму пост. ФБ РФ |
Млрд. руб. |
В % к объёму пост. ФБ РФ |
|
Всего поступило в федеральный бюджет |
6 214,6 |
100,0 |
6 880,5 |
100,0 |
6 929,1 |
100,0 |
из них: |
||||||
Налог на прибыль |
411,3 |
6,6 |
491,4 |
7,1 |
491,0 |
7,1 |
НДС |
2 181,4 |
35,1 |
2 448,3 |
35,6 |
2 657,4 |
38,4 |
Акцизы |
520,8 |
8,4 |
527,9 |
7,7 |
632,2 |
9,1 |
НДПИ |
2 858,0 |
46,0 |
3 160,0 |
45,9 |
2 863,5 |
41,3 |
Остальные налоги и сборы |
243,1 |
3,9 |
252,8 |
3,7 |
285,1 |
4,1 |
Данные таблицы 3 отражают структуру поступлений в федеральный бюджет в динамике 2014-2016 годов. Общее поступление денежных средств в федеральный бюджет с 2014 на 2015 год увеличилось на 665,9 млрд. руб., с 2015 года на 2016 год увеличилось на 48,6 млрд. рублей. Общее увеличение с 2014 по 2015 составило 714,5 млрд. рублей.
Значительное увеличение поступлений в 2015 по сравнению с 2014 годом составило по налогу на добавленную стоимость на 267,1 млрд. рублей и по налог на добычу полезных ископаемых на 302 млрд. рублей. Приток денежных средств по другим видам налогов был не значителен:
- налог на прибыль увеличился на 80,1 млрд. руб.;
- акцизы увеличились на 7,1 млрд. руб.;
- остальные налоги и сборы увеличились на 9,7 млрд. руб.
Сравнивая поступлении в федеральный бюджет в 2015 году и 2016 году вывялен рост поступлений по налогу на добавленную стоимость на 209,1 млрд. рублей и по акцизам на 104,3 млрд. рублей. На остальные налоги и сборы увеличение составило 32,3 млрд. рублей. В тоже время по таким видам налогов как налог на прибыль и налог на добычу полезных ископаемых произошло уменьшение на 0,4 млрд. рублей и на 2965 млрд. рублей, соответственно.
Проводя анализ поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации за 2014 год и 2016 год можно заметить — всего поступлений в бюджет увеличились на 714,5 млрд. руб.
По видам налогов увеличение составило:
- поступления по налогу на прибыль на 79,7 млрд. руб.;
- поступления по НДС на 476 млрд. руб.;
- поступления по акцизам на 112 млрд. руб.;
- поступления по НДПИ на 5,5 млрд. руб.;
- поступления по остальным налогам и сборам на 42 млрд. руб.
Проведя анализ по данным таблицы №3 можно сделать следующие заключения. Не смотря на то, что в 2015 было, уменьшение поступлений в федеральный бюджет по налогу на прибыль и налогу на добычу полезных ископаемых общая картина поступлений в 2015 году показала увеличение поступлений по сравнению с 2014 годом. Сравнивая, 2014 год с 2016 годом прослеживается динамика к увеличению общих поступлений по налогам и сборам в федеральный бюджет Российской Федерации.
Такая тенденция может быть обусловлена тем, что налоговые органы усилили налоговый контроль над налогоплательщиками (выездные, камеральные и встречные проверки) и внесены изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации.
К наиболее существенным факторам, оказавшим негативное влияние на доходы федерального бюджета, прежде всего, относится падение мировых цен на энергоносители на фоне снижения физобъемов добычи и экспорта нефти и газа.
Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.
2.2 Особенности современной налоговой системы РФ
Перечислим основные особенности, характеризующие современную систему регулирования налогообложения в РФ:[13]
Первое. Налоговый кодекс РФ установил закрытый перечень налогов и сборов, который может быть изменен или дополнен только законом, принятым Федеральным Собранием. Второе. В главах, определяющих конкретные режимы налогообложения, представлены как отдельные самостоятельные налоги, так и группы налогов одинакового или близкого типа (например, акцизы (в главе «Акцизы», пошлины (в главе «Государственная пошлина»), налоги на отдельные виды доходов (в главе «Налог на доходы физических лиц»), и т.д.). При этом для целей классификации налогов применен административно-территориальный принцип (налога на уровне федерации, регионов и местных органов власти) – вместо экономического или фискально-правового.