Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение.pdf
Добавлен: 11.03.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты сущности и особенности налогообложения физических лиц
1.1. Понятие, сущность налогов и их назначение
1.2. Сущность и роль налогообложения физических лиц
1.3. Специфика налогообложения физических лиц
2.1. Характеристика налоговых доходов федерального бюджета
2.2. Современное состояние налогообложения физических лиц в России
2.3. Основные пути совершенствования налогообложения физических лиц в России
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Налоги являются основным источником поступлений в доходную часть государственного бюджета. От совершенства налоговой политики зависит финансовое благополучие государства.
Каждое государство разработало достаточно действенный механизм регулирования экономики, который именуется налогообложением. Данный механизм регламентирован государством и находится непосредственно под его жестким контролем. Граждане обязаны уплачивать определенные налоги и сборы в зависимости от размеров получаемых ими доходов, а также от наличия у данных граждан на праве собственности земельного участка, строения, совершения сделок и многое другое. Налог на доходы физических лиц считается прямым личным налогом с доходов российских граждан. Он является самым массовым налогом, применяемым, как собственно и все остальные налоги и сборы, непосредственно в качестве источника формирования доходов бюджетов отечественной бюджетной системы.
Актуальность данной работы состоит в том, что налоги физических лиц признаются наиболее устойчивым источником доходов для решения задач и функций региональных и местных уровней власти в Российской Федерации, которые обеспечивают осуществление конституционных прав граждан на образование, здравоохранение, а также благоприятную среду обитания, то есть социально-экономическое развитие регионов.
Именно поэтому значение налогообложения физических лиц возрастает, собственно, как и сама потребность региональных и местных бюджетов в дополнительных источниках доходов, что подтверждает необходимость разработки основных направлений совершенствования имущественного налогообложения физических лиц.
Цель работы, изучить порядок налогообложения физических лиц и их экономическое значение в РФ.
Для реализации поставленной цели требуется решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты сущности и особенности налогообложения физических лиц;
- проанализировать механизм и особенности налогообложения физических лиц;
- изучить направления совершенствования налогов с физических лиц и их экономическое значение.
Предметом исследования в работе являются налоги с физических лиц.
Объект исследования – порядок налогообложения физических лиц и их экономическое значение в РФ.
Проблемы налогообложения в России исследовались в работах Федотовой Г.А., Ларионовой А.А., Майоровой А.Н., Шинкаревой О.В., Майоровой Е.А. и др., но вопросы налогообложения всегда являются актуальными.
В работе использованы методы исследования: системного анализа, математические и статистические методы, сравнения, обобщения.
Теоретической основой работы являются законодательные и нормативные акты, регулирующие налогообложение физических лиц (в первую очередь – Налоговый Кодекс Российской Федерации), учебные пособия и материалы периодической печати, а также священные ресурсы Интернета, справочно-правовых систем «Консультант Плюс» и «Гарант», монографическая и учебная литература по рассматриваемой теме.
1. Теоретические аспекты сущности и особенности налогообложения физических лиц
1.1. Понятие, сущность налогов и их назначение
Налог – это обязательный платёж, его в Российской Федерации взимают с организаций и физических лиц, для того чтобы потом финансово поддерживать нашу страну. Историки утверждают, что документальное подтверждение существования налогов в виде натуральных сборов появились примерно в V веке до нашей эры. Это произошло после появления государства, и со временем, после введения денежной системы, налоги стали играть главную роль в формировании бюджета. У властей были популярны налоги чрезвычайные, на случай войны, и целевые, например, на содержание госслужащих.
Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Налоги выступают главной формой мобилизации государственных доходов в странах с рыночной экономикой.
От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всех отраслей народного хозяйства. Налогообложение является связующим звеном между экономикой и бюджетной системой, осуществляющей перераспределение средств между хозяйствующими субъектами, физическими лицами и государством.
Именно налоговая система в настоящее время является главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, и одновременно подвергается острой критике.
Функционирующий налоговый механизм позволяет государству регулировать социально-экономические процессы в обществе. При грамотном использовании налогов, они могут представлять собой мощнейшую регулирующую составляющую в системе социального управления [17, с. 43].
Безусловно, налоговая система играет решающую роль в механизме регулирования экономики нашего государства, и это исходит из функций самих налогов. Для того чтобы определить эффективность системы налогов в механизме российской экономики необходимо выяснить насколько налоги справляются со своими целями, задачами и функциями.
На современном этапе со стороны государства разрабатываются различные методы совершенствования налоговой системы. В первую очередь это внесение изменений в налоговое законодательство и разработка и принятие новых, соответствующих современным реалиям, законов и подзаконных актов.
Внешние проявления свойств налогов и есть функции. Исходя из этого, под функциями налогов следует понимать внешние проявления свойств налогов в системе социально-экономических отношений. Функции налогов, как проявление их свойств, определяют и показывают общественное назначение налогов – количественное наполнение общественных финансов, т.е. налоги формируют большую часть доходов бюджета и внебюджетных фондов.
В научной литературе, посвященной налоговой системе и ее функциям, которые являются производными от объективных функций налогов, разные авторы обосновывают и рассматривают разное количество функций. Некоторые авторы выделяют две функции – фискальную и контрольную функции. Другие авторы исходят из того, что налоги, являясь элементом финансов, должны выполнять те функции, которые присущи категории «финансы». Если в налогах функции должны отражать специфику налогов, то они должны выполнять помимо экономической функции распределительную, парораспределительную и учетную функции.
Однако налоги, как и другие экономические категории, могут выполнять роль инструментов учета, но ни в какой мере не выполняют учетную функцию. В этом случае учетную функцию выполняют подразделения налоговых органов. По мнению С. Барулина «… налоги объективно выполняют четыре функции [8, с. 45]:
1) функцию совокупного эквивалента стоимости государственных услуг;
2) фискальную функцию;
3) регулирующую функцию;
4) контрольную функцию».
Функции налоговой системы
Функция совокупного эквивалента
Фискальная функция
Контрольная функция
Регулирующая функция
Социальная функция
Воспроизводственная подфункция
Дестимулирующая подфункция
Стимулирующая подфункция
Рисунок 1 - Функций налоговой системы
Д. Черник выделяет три основные функции налогов: фискальную, экономическую, контрольную. При этом «экономическая функция включает в себя регулирующую, распределительную, стимулирующую и социальные функции, влияющие на воспроизводственный процесс как налоговая волна. Налоги, воздействуя на воспроизводственный процесс, неизбежно влияют как на объем производства следующего цикла, так и на темпы экономического роста в целом».
Другие авторы различают, как основные две функции – фискальную и регулирующую, а контрольную и распределительную функции относят к дополнительным, исходя из того, что контрольную функцию, по их мнению, можно достигнуть при осуществлении регулирующей и фискальной функций, а «распределительная функция больше присуща бюджетной системе вообще, нежели только налогообложению». Регулирующую функцию налогов дополняют стимулирующей, дестимулирующей и воспроизводственной подфункциями, но в экономической теории ее определяют как макроэкономическую.
Для полноценного восприятия налоговой системы и завершения ее характеристики, определения достоинств и выявления недостатков следует раскрыть сущность, предназначение и внутреннее содержание функций налогов. Сущность фискальной функции налогов заключается в том, что налоги должны обеспечивать государственную казну доходами, т.е. налоги выполняют свое фискальное предназначение. Наполнение бюджета налогами при этом происходит не в свободной форме, а в соответствии с законодательством и в обязательной форме. Можно смело утверждать, что фискальная функция налогов призвана обеспечивать бюджет централизованными денежными доходами через фискальные платежи, т.е. обязательные взносы в бюджетную систему государства.
Таким образом, фискальное назначение налогов состоит в создании стабильной базы доходов бюджетной системы государства, которые призваны обеспечить финансирование расходов. Реализация фискальной функции осуществляется путем изъятия вновь созданной стоимости. Значение фискальной функции заключается в том, что от ее эффективности и полной реализации зависит наполнение финансовыми ресурсами бюджетов всех уровней, осуществление социальных и экономических программ. Осуществление фискальной функции налогов связано с вмешательством государства в экономические процессы и отношения в полной мере, что позволяет осуществить перераспределительные процессы, в частности, в перераспределение части стоимости валового внутреннего продукта.
Однако оценить эффективность фискальной функции в абсолютном выражении довольно сложно. Существует понятие «излишняя фискальность», близкое к понятию «избыточное налоговое бремя», как результат проведения государством политики высоких налогов по сравнению с объемом предоставленных общественных благ и источников уплаты налогов. Поэтому фискальные параметры (массу и темпы роста налоговых поступлений) необходимо сопоставить с величиной и темпами роста результирующих экономических показателей (ВВП, ВДС, ДС) и государственных производственных и социальных расходов» [8, с. 47].
Из этого следует, что фискальная функция эффективна при стабильном росте налогов в бюджете государства и адекватном росте расходов. Речь идет о том, что нет необходимости увеличивать налоговое бремя, но можно расширить налоговые базы, увеличить объекты обложения, повысить источники уплаты налогов.
Регулирующая функция налогов предназначена для регулирования процесса воспроизводства и достижения через налоговые механизмы целей налоговой политики. В современной экономике налоги объективно влияют на народнохозяйственные пропорции, совокупный спрос и предложение, накопление и потребление и т.п. В этих процессах регулирование может как стимулировать, так и сдерживать экономический рост. В этом проявляются формы проведения налоговой политики и формы установления налоговой системы. И можно четко сказать, что параметры налоговой системы и налоговой политики могут определять, соответствовать или противостоять параметрам экономического развития государства.
В настоящее время при формировании доходов бюджетов нижестоящих уровней существует классификация налогов по уровню налоговой системы, определяющим порядок взимания налогов – закрепленные и регулирующие. Последние распределяются исходя из выполнения регулирующей функции налогов. Регулирование налоговых поступлений осуществляется с целью выравнивания бюджетов нижестоящих уровней, что связано с межбюджетными отношениями и межбюджетным регулированием. Это определяет усиливающуюся роль регулирующей функции.
Выравнивание бюджетов нижестоящих уровней и участие в этом регулирующей функции налогов позволяет утверждать, что роль государственного регулирования практически всегда существует в рыночной экономике (исключение может составлять невыполнение налогами регулирующей функции). С другой стороны, режим реализации регулирующей функции лежит в искажающем воздействии налоговых платежей на экономическое поведение субъектов рынка. Поэтому регулирующая функция налогов всегда (во всех случаях) может использоваться для воздействия государственных органов на экономические процессы в стране и, в то же время, она будет проявляться стихийно и вне зависимости от проявления такого желания.