Добавлен: 11.03.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Концепции происхождения и развития холдингов
1.1 Холдинг – анализ мировой практики
1.2 Становление холдингов в России
Глава 2. Исследование холдингов как вида корпоративного объединения
2.2 Понятие и структура холдинга
2.3 Способы создания и цели холдинга
2.5 Преимущества, недостатки холдинга
Гражданский кодекс Российской Федерации также определяет отношение "преобладающее - зависимое". Хозяйственное общество признается зависимым, если же другое преобладающее или же участвующее общество имеет больше 20% голосующих акций акционерного общества или же 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
Исходя из этого, видно, что в данном случае речь идет о строгом количественном критерии, при этом определения дочернего и зависимого общества не коррелирует между собой: зависимое общество может быть и не быть дочерним, а также наоборот.
Корреляция – это взаимосвязь двух или нескольких величин, при которой изменения одной или нескольких из них приводят к изменению другой.
2.3 Способы создания и цели холдинга
Холдинговые компании могут быть созданы одним из следующих способов:
при преобразовании крупных компаний с выделением из их состава подразделений в качестве юридически самостоятельных (дочерних) компаний, контрольные пакеты акций которых закрепляются в собственности головных компаний;
при объединении пакетов акций юридически самостоятельных компаний и передаче этих пакетов акций холдинговой компании;
при покупке существующей компанией пакета акций других компаний, которые становятся дочерними по отношению к ней;
при учреждении новых компаний, которые с момента учреждения приобретают доминирующее участие в других компаниях;
при заключении договора о подчинении одной компании другой, согласно которому управляющей компании передаются полномочия исполнительного органа управляемой компании.
На практике холдинг обычно создается не на пустом месте, а в результате реструктурирования уже существующего бизнеса. Чаще всего речь идет о крупной организации, образованной в результате приватизации или выросшей естественным образом, которой стали тесны рамки одного юридического лица. Такая организация нередко ведет несколько несвязанных видов деятельности, имеет несколько территориально разнесенных отделений и т.д. Мотивацией для образования холдинга могут служить как соображения улучшения эффективности работы данной структуры за счет перераспределения обязанностей и полномочий по нескольким уровням, так и повышение ее экономической прозрачности с целью привлечения внешних инвесторов. Естественная идея реструктуризации состоит в том, что каждому фактически существующему (формально или неформально) отделению придается статус отдельного юридического лица. Вновь создаваемые организации связаны между собой отношениями владения, а также, возможно, договорными и др.
Впрочем, наиболее распространенным видом холдинга является, безусловно, имущественный. Это не в последнюю очередь связано с упоминавшимися выше соображениями: в договорном холдинге основное общество несет солидарную с дочерним ответственность; лишь в имущественном холдинге возможна безналоговая передача средств и имущества (если доля владения более 50%).
Существует несколько альтернативных способов создания двух (или нескольких) организаций из одной. Во-первых, существующая организация может просто учредить новую (дочернюю) организацию. Во-вторых, возможна реорганизация существующей организации в форме разделения (с прекращением существующей организации) или, чаще, выделения (без прекращения). Выделение также может осуществляться в нескольких различных формах.
Возможны также и смешанные варианты: например, акции нового общества частично распределяются между акционерами, а частично приобретаются самим реорганизуемым обществом; при этом также действует вышеупомянутое требование пропорциональности.
Холдинговые компании возникают по всему миру под влиянием общих для всех стран процессов интеграции. Почему же компании объединяются именно в холдинг, а не создают концерны, конгломераты или тресты?
Холдинги образуются для определенных целей:
завоевание новых секторов рынка
стремление к экономическому разнообразию продукции
освоение новой продукции
снижение налоговых платежей
стремление получить конкурентные преимущества
уменьшение транснациональных издержек(расходы на функционирование рыночной системы, связанные с осуществлением рыночных договорных отношений, которые возникают при переходе товаров и услуг от одной технологически обособленной структуры к другой).
2.4 Классификация холдингов
Существует несколько различных классификаций холдингов. Рассмотрим некоторые из них[8].
1. По типу зависимости:
Имущественный - холдинг, в котором материнская компания владеет контрольным пакетом акций дочерней.
Договорной - холдинг, в котором у головной компании нет контрольного пакета акций дочернего предприятия, а контроль осуществляется на основании заключенного между ними договора.
Организационный - холдинг, в котором холдинговые отношения складываются в связи с иными обстоятельствами, непосредственно не названными в законодательстве.
2. По содержанию деятельности головной компании:
Чистый - холдинг, в котором головная компания владеет контрольными пакетами акций дочерних предприятий, но сама не ведет никакой производственной деятельности, а выполняет только контрольно-управленческую деятельность над финансовыми операциями компании.
Смешанный – холдинг, в котором головная компания ведет хозяйственную деятельность, производит продукцию, оказывает услуги, но при этом выполняет и управленческие функции по отношению к дочерним предприятиям.
3. По форме собственности:
Государственные (муниципальные) – это холдинг, в котором участие государства (муниципального образования) в уставном капитале основного общества позволяет государству (муниципальному образованию) контролировать такое объединение.
Частные – это холдинги, где уставный капитал основного общества сформирован из вкладов частных лиц – коммерческих организаций и граждан. Разновидностью частных холдингов являются семейные холдинги.
4. По способам производственной интеграции:
Горизонтальная - это последовательное присоединение или получение контроля над компаниями, которые объединены одним видом бизнеса (машиностроение, пищевая промышленность, с/х и т.д.).
Вертикальная – это объединение предприятий единого технологического цикла (от сырья до готовой продукции). Вертикальный холдинг представляет собой объединение участников, осуществляющих разнопрофильную деятельность в единой технологической цепочке производства продукта.
Диверсифицированные – это холдинги, или конгломераты, образованные участниками, принадлежащим к различным отраслям производства и сферам деятельности, технологически между собой не связанным. холдинг имущественный договорной диверсифицированный
5. С точки зрения функций головной компании:
Финансовый – это финансовый холдинг имеет в качестве преобладающей функции формирование портфеля долевого участия основного общества в дочерних. В финансовом холдинге основное общество не осуществляет управленческой деятельности по руководству объединением.
Управляющий (стратегический и оперативный) - это холдинг, в котором основное общество осуществляет единое экономическое руководство дочерними.
6. С точки зрения наличия "системы участия":
Основной холдинг.
Промежуточный холдинг (субхолдинг) – существуют субхолдинги нескольких уровней. Юридическое лицо – участник холдинга, находящееся под непосредственным (участник первого уровня) или опосредованным (субхолдинги последующих уровней) контролем основной компании и созданное (функционирующее для сужения масштабов этого контроля) над множеством дочерних фирм и для сосредоточения усилий "матери" на стратегических задачах развития холдинга в целом".
7. По территории деятельности:
Национальный - холдинг, все участники которого располагаются на территории одного государства и подчиняются единому правовому режиму.
Транснациональный – это объединение юридических лиц, отвечающих сущностным признакам холдингового объединения, которые ведут согласованную предпринимательскую деятельность на территории нескольких стран.
2.5 Преимущества, недостатки холдинга
Холдинги как разновидность предпринимательских объединений в сравнении с не интегрированными коммерческими организациями обладают следующими преимуществами:
реализацией масштаба используемых ресурсов (производственных фондов, инвестиционных средств, трудовых ресурсов), в том числе возможностью привлечения квалифицированного управленческого, научного, производственного персонала;
минимизацией для участников объединения в сравнении с обособленными производителями, не входящими в него, отрицательного воздействия конкуренции, поскольку участники объединения, как правило, не допускают взаимной конкуренции на одном и том же рынке;
возможностью производства конкурентоспособной продукции (работ, услуг) вследствие создания самодостаточной вертикально интегрированной системы от добычи сырья до выпуска законченной продукции высокой степени переработки;
значительной централизацией капитала, который в зависимости от экономической конъюнктуры может "перетекать" из одной сферы предпринимательской деятельности в другую;
возможностью диверсификации производства для снижения предпринимательских рисков и обеспечения специализации отдельных видов деятельности как условия их конкурентоспособности;
объединением производства, технического опыта и научно-исследовательских разработок, возможностью интеграции науки и производства;
возможностью осуществлять согласованную финансовую, инвестиционную, кредитную политику;
имиджем крупной и влиятельной интегрированной структуры;
возможностью лоббирования в законодательных и правительственных органах – гибкостью и мобильностью в выборе организационно-правовых форм участников холдинга, в распределении между ними функций, определении степени их автономии;
облегченностью процедур создания и реструктуризации холдингов (отсутствие регистрационных процедур, приобретение бизнеса через покупку акций);
устойчивостью и стабильностью (нельзя добровольно выйти из состава холдинга);
ограниченным риском ответственности (основное общество несет ответственность по долгам дочернего только в случаях, установленных федеральными законами);
распределением коммерческих рисков (особенно для диверсифицированных холдингов);
возможностью спекуляций на акциях дочерних обществ;
эффективностью финансового и налогового планирования;
конфиденциальностью контроля для владельцев бизнеса, находящихся на верхушке холдинговой пирамиды.
К недостаткам холдинговой модели организации бизнеса наряду с очевидными преимуществами можно отнести:
отсутствие внутри холдинга конкуренции, влекущей за собой возможность сохранения нерентабельных производств и снижения экономической эффективности холдинга в целом;
бюрократизацию управления, сложность иерархической структуры;
неоптимальное налогообложение участников холдинга, отсутствие "налогового единства" холдинга;
сложность управления холдинговым объединением:
а) большое количество субъектов корпоративных отношений, имеющих различные интересы;
б) высокие транзакционные издержки (в том числе усложненный документооборот);
отсутствие адекватного нормативно-правового регулирования холдингов;
отсутствие особенностей правового регулирования совершения сделок с заинтересованностью внутри холдинга.
2.6 Правовое регулирование деятельности холдингом
Все организации холдинга являются самостоятельными юридическими лицами, действующими через свои собственные органы (собрание акционеров, совет директоров, генеральный директор).
В числе основных методов централизованная управляемость можно назвать следующие:
1. Через собрания акционеров (участников) и совет директоров.
Это – классический, наиболее прямой, метод управления дочерней организацией. Материнская организация через своих представителей на собрании акционеров и в совете директоров назначает единоличный исполнительный орган (генерального директора) дочерней организации, который затем ведет всю текущую деятельность последней. Недостатком метода является отсутствие оперативности управления и прямых механизмов контроля деятельности генерального директора дочерней организации.