Файл: Автоматизация продажи железнодорожных билетов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

В данной работе необходимо разработать предложения по автоматизации продажи железнодорожных билетов.

Железнодорожный вокзал – здание на железнодорожной станции, предназначенное для обслуживания пассажиров.

Как правило, вокзалы встречаются на крупных железнодорожных станциях; в здании вокзала обычно размещают кассы, камеры хранения, зал ожидания, рестораны и т. д.

Места пассажиров могут быть разных типов:

  • Сидячие
  • Плацкарт
  • Купе
  • Люкс.

Все клиенты, желающие приобрести билет должны указать на какой поезд они хотят его приобрести и класс места, оплатить стоимость билета.

Любое место в вагоне имеет номер, по которому ведется учет занято оно или свободно для продажи.

Таким образом, в функционирование железнодорожного вокзала входит:

  • Продажа билетов
  • Предоставление информации о возможных поездках
  • Возврат билетов.

1. Задание

Разработать предложения по автоматизации продажи билетов (поезд – информация – билеты).

Покупатель может выбрать: место назначения, дату, время и место из числа предлагаемых системой. Система учитывает статус мест (свободно, продано). Справочная информация. Рекламная информация.

2. Спецификации процессов

2.1 Функциональная модель бизнес-процессов

Построение модели информационной системы начинается с описания функционирования системы в целом в виде контекстной диаграммы.

Рисунок 1 – Контекстная диаграмма «Продажа билетов на ЖД вокзале»

Взаимодействие системы с окружающей средой описывается с помощью входов («Обращения клиентов», «Маршруты», «Расписание поездов»), выходов («Билет», «Возврат билета»), управления («Лицензия», «Нормы» и «Законы РФ»).

Клиенты – люди, создающие спрос на услуги перевоза пассажиров.

Маршруты содержат:

  • Наименование
  • Описание
  • Направление (откуда и куда).

Расписание поездов – список всех проводимых вокзалом поездок

Содержит:

  • Наименование
  • Дата и время начала поездки
  • Длительность поездки
  • Стоимость билетов
  • Поезд, в которой проводится посадка.

Законы РФ – законы по защите прав потребителя, и всероссийские нормы на осуществление коммерческой деятельности.

Билет – право Клиента на поездку.

Возврат билета – случай, когда клиент вернул билет и получил затраченные на него денежные средства обратно.

После описания контекстной диаграммы переходим к процессу функциональной декомпозиции, т. е. разбиваем систему на подсистемы до степени, достаточной для понимания роли проектируемого ПО и написания спецификаций процессов.

Рисунок 2 – Диаграмма декомпозиции «Продажа билетов на вокзале»

Как видно из диаграммы, весь процесс функционирования вокзала разбивается на пять блоков:

  1. Выбор операции – ветвление, позволяющее пользователю выбрать интересующую операцию с системой вокзала
  2. Предоставление информации – предоставление пользователю всей доступной информации о расписании и маршрутах
  3. Создание заказа – сведение всех требований клиента в один заказ
  4. Приобретение билета – совершение операции купли-продажи между Клиентом и Кассиром и закрепления за Клиентом билета
  5. Проверка билета - операция по подтверждению действительности билета, в случае успешной проверки Билет возвращается вокзалу и заново запускается в продажу, а Клиент получает затраченные на билет денежные средства обратно.

Произведем дальнейшее разбиение на подсистемы.

Рисунок 3 – Диаграмма декомпозиции «Выбор операции»

Опишем процессы, представленные на данной диаграмме декомпозиции:

  • Выбор – акт в котором пользователь выбирает что он хочет
  • Получение информации – принятие клиентом решения получить информацию
  • Покупка билета – принятие клиентом решения приобрести билет
  • Вернуть билет – принятие клиентом решения вернуть приобретенный ранее билет.

Рисунок 4 – Диаграмма декомпозиции «Предоставление информации»

Опишем процессы, представленные на данной диаграмме.

Расписание поездов и стоимость билетов – клиент получает информацию о маршрутах:

  • Наименование
  • Дата и время начала посадки
  • Длительность
  • Стоимость билетов разных типов вагонов.

Далее клиент решает, с каким маршрутом он будет выполнять дальнейшие операции.

Информация о маршрутах – информация, которая позволяет Клиенту понять, что за маршруты проводятся на станции и помогает выбрать какой из них выбрать.


Возврат в выбор операций – решение пользователя вернуться к выбору операций.

Рисунок 5 – Диаграмма декомпозиции «Создание заказа»

Опишем процесс создания заказа.

Первым этапом для создания заказа клиент должен заполнить форму, в которой должен указать требуемый маршрут из Расписания поездов и требуемое место в вагоне. Клиенту к этому моменту уже известна стоимость билета – она входит в Информацию о маршруте. Далее, если клиент согласен с введенной информацией, он должен подтвердить заказ. Система сформирует заказ в виде, принятом в нормах.

Требования Клиента – набор, заполненных Клиентом данных о маршруте которые однозначно его (маршрут) позиционирует.

Генерирование заказа – система формирует Заказ исходя из требований Клиента и Норм предприятия.

2.2 Внешнее окружение проектируемого ПО

На схеме показано, что система продажи билетов работает с базой данных маршрутов, базой данных поездов и базой данных отдела финансов и статистики. Также система продажи билетов имеет систему защиты и систему обслуживания.


Рисунок 6 – Внешнее окружение системы «Продажи билетов»

2.3 Функциональность проектируемого ПО

Данная информационная система будет автоматизировать:

  • Продажу билетов
  • Контроль наполняемости поезда
  • Предоставление информации о расписании поездов
  • Возврат билетов.

2.4 Спецификация процессов

2.4.1 Создание заказа

@ВХОД = ИНФОРМАЦИЯ О ПОЕЗДЕ

@ВХОД = ВЫБОР ПОКУПКИ

@ВЫХОД = ЗАКАЗ

@СПЕЦПРОЦ = СОЗДАНИЕ ЗАКАЗА

ВЫПОЛНИТЬ вывести ФОРМУ клиенту, для ее заполнения

ЕСЛИ В ФОРМЕ заполнены ПОЕЗД, МЕСТО ТО

ЕСЛИ место свободно ТО

ВЫПОЛНИТЬ сгенерировать ЗАКАЗ

КОНЕЦЕСЛИ

КОНЕЦЕСЛИ

ЕСЛИ подтверждение ЗАКАЗА ТО

ВЫПОЛНИТЬ распечатать ЗАКАЗ

ИНАЧЕ

ВЫПОЛНИТЬ отменить ЗАКАЗ


КОНЕЦЕСЛИ

@КОНЕЦ СПЕЦИФИКАЦИИ СОЗДАНИЕ ЗАКАЗА

2.4.4 Возврат билета

@ВХОД = БИЛЕТ

@ВХОД = ВЫБОР ВОЗВРАТА БИЛЕТА

@ВЫХОД = ВОЗВРАТ БИЛЕТА

@СПЕЦПРОЦ = ВОЗВРАТ БИЛЕТА

ВЫПОЛНИТЬ принять БИЛЕТ на проверку

ЕСЛИ БИЛЕТ действителен ТО

ВЫПОЛНИТЬ ВОЗВРАТ БИЛЕТА

КОНЕЦЕСЛИ

@КОНЕЦ СПЕЦИФИКАЦИИ ВОЗВРАТ БИЛЕТА

2.4.5 Покупка билета

@ВХОД = ЗАКАЗ

@ВХОД = ВЫБОР ПОКУПКИ БИЛЕТА

@ВЫХОД = БИЛЕТ

@СПЕЦПРОЦ = ПОКУПКА БИЛЕТА

ВЫПОЛНИТЬ принять ЗАКАЗ на проверку

ЕСЛИ ЗАКАЗ корректен ТО

ВЫПОЛНИТЬ ОПЛАТА БИЛЕТА

ВЫПОЛНИТЬ создать БИЛЕТ

КОНЕЦЕСЛИ

@КОНЕЦ СПЕЦИФИКАЦИИ ПОКУПКА БИЛЕТА

2.4.6 Просмотр информации

@ВХОД = ВЫБОР ПРОСМОТРА ИНФОРМАЦИИ

@ВЫХОД = ИНФОРМАЦИЯ О ПОЕЗДЕ

@СПЕЦПРОЦ = ПРОСМОТР ИНФОРМАЦИИ

ВЫПОЛНИТЬ

ЕСЛИ выбран ПРОСМОТР ИНФОРМАЦИИ О ПОЕЗДАХ ТО

ВЫПОЛНИТЬ вывести ИНФОРМАЦИЮ О ПОЕЗДАХ

КОНЕЦЕСЛИ

ЕСЛИ выбран ПРОСМОТР РАСПИСАНИЯ ТО

ВЫПОЛНИТЬ вывести РАСПИСАНИЕ

КОНЕЦЕСЛИ

ВЫПОЛНИТЬ возврат к ВЫБОРУ ОПЕРАЦИЙ

@КОНЕЦ СПЕЦИФИКАЦИИ ПРОСМОТР ИНФОРМАЦИИ

3. Системные (бизнес) требования

Клиент

Система должна позволять клиенту получать доступ к информации о расписании, эта информация должна быть актуальной и достоверной.

Система должна помогать пользователю в выборе требуемой услуги.

Система должна позволять пользователю составлять заказ на приобретение билета, для последующей обработки этого заказа и получения билета на поезд.

Система должна предоставлять пользователю возможность выбора в заказе на какой поезд и на которое из свободных мест он может составить заказ.

Система должна позволять пользователю возвращать билет вокзалу с целью возврата денежных средств.

Ограничения. Клиент

Система не должна позволять пользователю приобретать билеты на несуществующие маршруты.

Система не должна разрешать пользователю возвращать билет позднее чем за 48 часов до отправки.


Кассир

Система должна помогать кассиру отслеживать доступные для продажи места в поезде.

Система должна минимизировать работу кассира, используя шаблоны и помогая Клиентам грамотно составить заказ.

Система должна отправлять отчеты по продажам в финансовый отдел и отдел статистики.

Ограничения. Система

Система не должна предоставлять ложные данные ни в отчетах, ни в предоставляемой информации о маршрутах.

4. Спецификация поведения, проектируемого ПО

4.1 Распределение требований по субъектам и прецедентам

Перед построением диаграммы прецедентов составим таблицу распределения требований по субъектам и прецедентам:

Распределение требований по субъектам и прецедентам

Субъект

Прецедент

Требование

Клиент

ZapolnenieZakaza

Система должна помогать пользователю в выборе требуемой услуги

Система должна позволять пользователю составлять заказ на приобретение билета, для последующей обработки этого заказа и получения билета на поезд.

Система должна предоставлять пользователю возможность выбора в заказе на какой поезд и на которое из свободных мест он может составить заказ.

Система должна минимизировать работу кассира, используя шаблоны и помогая Клиентам грамотно составить заказ.

ProdazhaBiletov

Система не должна позволять пользователю приобретать билеты на несуществующие посадки

SeeInformation

Система должна позволять клиенту получать доступ к информации о маршрутах, эта информация должна быть актуальной и достоверной.

Система не должна предоставлять ложные данные ни в отчетах, ни в предоставляемой информации о поездах.

VernutBilet

Система должна позволять пользователю возвращать билет вокзалу с целью возврата денежных средств.

Система не должна разрешать пользователю возвращать билет позднее чем за 48 часов до взлета.

Кассир

ProdazhaBiletov

Система не должна позволять пользователю приобретать билеты на несуществующие поеда.

Система должна помогать кассиру отслеживать доступные для продажи места в поезде.

Система должна отправлять отчеты по продажам в финансовый отдел и отдел статистики.

VernutBilet

Система должна позволять пользователю возвращать билет вокзалу с целью возврата денежных средств.

Система не должна разрешать пользователю возвращать билет позднее чем за 48 часов до отправления.

Система должна отправлять отчеты по продажам в финансовый отдел и отдел статистики.