Файл: Нотариат в РФ (История возникновения российского нотариата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нотариусы обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами.

Существует вопрос о том, кто вправе проверять нотариуса.

Один подход, исходит из того, сто проверять нотариуса имеют право исключительно другие нотариусы, это связано с необходимостью соблюдения нотариальной тайны. Данных подход основан на профессиональном характере нотариальных палат.

Второй подход предполагает что, должностные лица нотариальных палат также могут участвовать в проверках, так как в ст. 28 Основ законодательства РФ о нотариате указано о необходимости для этих лиц хранить нотариальную тайну.

Нотариальные палаты являются одним из механизмов контроля за нотариусами, которые занимаются частной практикой. В соответствии со ст. 24 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальная палата это – профессиональное, некоммерческое объединение, в членстве которого обязательно присутствуют частные нотариусы. Так же лица получившие или желающие получить лицензию на право нотариальной деятельности могут стать членами нотариальной палаты, среди них могут быть стажеры нотариусов и нотариусы, вышедшие на пенсию.

Нотариальные палаты образуются в каждом субъекте Российской Федерации, но возникает острый вопрос о количестве нотариальных палат в субъекте Российской Федерации. На этот счет существует несколько точек зрения[31].

Обязательное членство частных нотариусов в нотариальной палате определяется тем, что их предназначение осуществлять контроль за исполнением частными нотариусами своих профессиональных обязанностей. Также они оказывают содействие в различной частной нотариальной деятельности, организовывают стажировку претендентов и повышения профессиональной подготовки нотариусов, возмещают затраты на экспертизы, которые назначены судом по делам связанным с деятельностью нотариусов, для обеспечения возмещения возможного ущерба от нотариальной деятельности организовывают ее страхование. Этим и обосновано членство нотариусов в нотариальной палате.

Налоговый контроль определяется ст. 87 налогового кодекса РФ. Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговой декларации и документов, представленных налогоплательщиком[32]. В соответствии со ст. 89 НКРФ выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа.


ст.202 УКРФ «злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами». Устанавливается уголовная ответственность нотариуса. Использование частным нотариусом:

— полномочий в целях извлечения выгоды и преимуществ, вопреки задачам своей деятельности;

— нанесение вреда, другим лицам который причинил существенный вред правовым и законным интересам физических, либо юридических лиц.

Согласно первой части указанной статьи наказывается штрафом в размере от 500 до 800 МРОТ, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 5 до 8 месяцев[33].

Основной формой контроля за совершение нотариальных действий является судебный контроль. Это сопоставимо с надзорной функцией суда, он должен обеспечить исправление нотариальных ошибок, обобщение нотариальной практики и толкование действующего законодательства[34].

Судебный контроль можно разделить на прямой и косвенный[35].

Прямой контроль подразумевает рассмотрение заявления о совершенных нотариальных действиях или об отказе в совершении действия в рамках особого производства гражданского процесса.

Косвенный контроль подразумевает рассмотрение споров между участниками гражданского оборота, в котором имеет место оспаривание нотариальных актов в исковом производстве гражданского и арбитражного процесса. Он связан с судами общей юрисдикции и арбитражными судами при рассмотрении практически всех дел связанных с нотариальными актами. Например, при рассмотрении споров о признании сделок прошедших нотариальное удостоверение суд осуществляет косвенный судебный контроль. По причине того, что повод, по которому возник спор основан на нотариально удостоверенной сделке. В судах общей юрисдикции существует практика привлечения нотариусов в качестве третьих лиц, не заявляющие самостоятельные требования на предмет спора.

Арбитражные суды не вправе осуществлять прямого контроля за действиями нотариусов и привлекать их к участию в деле в качестве третьих лиц, так как споры с участием нотариусов арбитражным судом неподведомственны. Однако, арбитражные суды осуществляют косвенный контроль за нотариальными актами при решении дел в арбитражном процессе.


Глава 5. Проблемы судебного контроля над должностью нотариуса

Одно из необходимых условий нормального функционирования нотариата это – наличие безупречных правовых механизмов осуществления контрольных полномочий государства в лице своих органов. Государство осуществляет свою функцию гаранта конституционного права осуществляет контроль над должностью нотариуса. Также это позволяет обеспечить квалифицированную юридическую помощь. Вследствие этого, можно сказать, что государственных контроль является одним из важнейших принципов латинского нотариата[36].

У системы латинского нотариата существуют определенные организационные принципы, одним из них является принцип независимости нотариуса, который регулирует должность нотариуса. В соответствии с этим принципом определяются условия осуществления уполномоченным лицом нотариальных функций. При данных условия на принимаемые нотариусом решения никто не вправе повлиять, но под жестким контролем соответствующих органов исполнение профессиональных обязанностей нотариусом. Контроль над должностью нотариуса имеет организационный характер и распространяется на следующие вопросы: от определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе и наделения полномочиями нотариуса до прекращения полномочий нотариуса, ненадлежащим образом исполняющего свои профессиональные обязанности, или по другим основаниям.

Механизм наделения лица полномочиями нотариуса и отстранения от них регулируется Основами законодательства РФ о нотариате. Однако, присутствует несовершенство соответствующих норм, сложность применения их ввиду неясности или же противоречия формулировок, об этом свидетельствует нотариальная и судебная практики.

Причиной этому можно назвать отсутствие общепризнанной концепции нотариата. В связи с этим с принятием нового закона о нотариате, которое грядет в ближайшем будущем, приобретает важность исследование вопросов касающихся должности нотариуса[37].

Принцип независимости нотариуса выражается также в порядке лишения нотариуса права заниматься нотариальной деятельностью. В ст. 12 Основ о нотариате сказано, что нотариус может быть лишен права заниматься нотариальной деятельностью лишь в судебном порядке. Но по этой категории дел судебная практика неоднородна, что можно объяснить нечеткостью законодательных формулировок. Например, при осуждении нотариуса за умышленное преступление, не было применено наказание в виде лишения права осуществлять нотариальную деятельность. Исходя из этого приходим к выводу что лишение нотариуса нотариальной деятельности возможно на основании решения об этом, принятого порядке гражданского судопроизводства после вступления приговора в законную силу. Но данный вывод противоречит смыслу, который заложен в ст.12 Основ о нотариате и вызывает кучу вопросов. Можно отметить следующие неясности: кто вправе обратиться в суд с заявлением о просьбе лишить осужденного нотариуса права на осуществление своей деятельности; обращение в суд является их правом или обязанностью; и что при рассмотрении данного заявления должен постановить суд, то что приговор вступает в законную силу? это предложение абсурдно уже по самому определению законной силы постановления суда[38].


Ни при каких условия осужденный нотариус не может дальше заниматься нотариальной деятельностью и сохранять статус нотариуса, после вступления приговора в законную силу. Если в приговоре суда не применено дополнительное наказание, в нашем случае лишения права заниматься нотариальной деятельностью, после вступления приговора в законную силу он не подлежит свободной оценке и контроля нотариатом как основание для лишения статуса нотариата. Также и признание нотариуса недееспособным лишает его права осуществлять нотариальную деятельность. В обоих случаях решение суда лишено своего предмета. На мой взгляд лишение осуществлять нотариальную деятельность, должно осуществляться в административном порядке , путем издания приказа о лишении нотариуса полномочий в связи с признанием суда нотариуса недееспособным.

В случае неисполнения нотариусом своих профессиональных обязанностей лишение нотариуса права нотариальной деятельности может рассматриваться как самостоятельная мера ответственности нотариуса. В случае ненадлежащего исполнения или при условии, что эти правонарушения не повлекли осуждения нотариуса по статье 202 Уголовного кодекса Российской Федерации, тогда лишение права заниматься нотариальной деятельностью имеет значение обязательного наказания. Основанием для лишения права нотариальной деятельности, исходя из ч.5 ст.12 Основ о нотариате можно считать неоднократное совершение

Необходимо разобраться что следует понимать под нарушением законодательства и дисциплинарным проступком. [39]. Законодательство под понятием «дисциплинарного проступка» подразумевает проступки нотариусов, которые нарушают правила профессиональной этики. Данные правила определяет кодекс профессиональной этики нотариуса. Нотариальные сообщества принимают этот кодекс, вследствие чего каждый член этого сообщества принимает на себя обязанность следовать прописанным там правилам. Неоднократное нарушение этих норм говорит о нарушении нотариусом присяги и возможности действовать в соответствии с законом.

Нарушение нотариусом законодательства также может пониматься неоднозначно. Можно привести немало примеров когда неправильное применение нотариусом нормы права к конкретному случаю попадало под нарушение законодательства. Осуществляя проверки деятельности нотариусов, органы контроля не могут оценивать нотариальные действия, так как это может исключительно судебных контроль. Для органов предметам контроля может являться профессиональная деятельность, а именно: исполнение нотариусом своих профессиональных обязанностей и соблюдение им правил делопроизводства. Из этого следует, что основанием для лишения права нотариальной деятельности может стать только нарушение законодательства о нотариате. Уголовным законом установлены следующий критерий: вина в форме умысла и тяжесть наступивших последствий (ст.202 УК РФ), он применяется при совершении нотариусом ошибки при применении нормы материального права и совершении им незаконного акта.


Особенность не бюджетного нотариуса в том, что выполняя публичную функцию исполнительно – распорядительного характера он не является должностным лицом. Нотариус в случае нарушения законодательства, не может привлекаться к ответственности органами контроля над нотариатом, так как по сути является лицом свободной профессии [40].

Законодательство, устанавливая, судебный порядок лишения нотариуса права деятельности исходит из идеи, предварительного судебного контроля, над органами контроля и управления нотариатом. Это сделано чтобы исключить произвол в решении данного вопроса. Судебный контроль проводится не над нотариусом, так как оценку нарушения им законодательства осуществляют органы проверки. Такое решение вряд ли можно считать актом защиты или актом правосудия, скорее это можно считать судебной санкцией на привлечение лица к ответственности. Однако, формы рассмотрения и разрешения такого рода дел не существует. Но именно гражданско-процессуальная форма в целом обеспечивает в полной мере интересы нотариуса против необоснованного привлечения к ответственности. Поэтому, мы считаем, что законодатель должен определить дела о лишении нотариуса права нотариальной деятельности как самостоятельную категорию дел и отнести ее к делам особого производства, установив специальные правила подачи заявления (например, подсудность по месту нахождения заявителя), рассмотрения заявления и решения суда о лишении права нотариальной деятельности.

В новом законе о нотариате следовало бы предусмотреть дифференцированный порядок и основания отстранения нотариуса от должности. Безусловно, должен быть сохранен судебный порядок лишения нотариуса права нотариальной деятельности. Однако в законе следовало бы различать случаи, когда лишение права выступает императивным следствием осуждения нотариуса за умышленное преступление (что невозможно иначе, чем по приговору суда) или признания нотариуса недееспособным, ограничено дееспособным (что также возможно исключительно в судебном порядке), и случаи, когда лишение права нотариальной деятельности выступает мерой профессиональной ответственности нотариуса, привлечение к которой по закону должно быть поставлено под контроль суда[41].

Заключение

Нотариат имеет немаловажное значение среди правоохранительных органов России, предметом его деятельности является удостоверение бесспорных фактов. В ходе этих действий нотариусы не используют принцип публичности, так как им запрещается разглашать сведения, которые стали известны в связи с совершение нотариальных действий. Исключения таких случаев предусмотрено Основами о нотариате.