Файл: Организация хозяйственных связей в торговле (Сущность, характер, особенности организации хозяйственных связей).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность и порядок регулирования хозяйственных связей в торговле
1.1 Сущность, характер, особенности организации хозяйственных связей
1.2 Регулирование хозяйственных связей в торговле
1.3. Инструменты регулирования хозяйственных взаимоотношений
Глава 2. Организация хозяйственных связей с поставщиками
2.1 Характеристика ассортимента предприятия
2.2 Характеристика поставщиков предприятия
2.3. Порядок заключения договоров с поставщиками
2.4 Пути повышения эффективности хозяйственных связей
Глава 3. Общие положения договора купли-продажи
- консенсуальные договоры - для вступления договора в силу не требуется ни чего, кроме соглашения по существующим условиям договора.
4. По форме совершения:
- в письменной форме (простые, в нотариальной форме);
- в устной форме - не фиксируется письменно.
Основные виды договора, используемые в торговле:
1. Договор поставки заключается между производителями и оптовыми, розничными предприятиями. Согласно договору поставки поставщик обязуется передать в обусловленные сроки закупленные, произведённые им товары покупателю для последующей продажи.
3. Договор купли-продажи - согласно договора одна сторона (продавец) обязуется передать товар другой стороне (покупатель), а покупатель в свою очередь обязуется принять этот товар и оплатить за него определенную денежную сумму.
Эти договоры являются наиболее распространенным видом хозяйственных взаимоотношений между продавцами и покупателями товаров и услуг.
4. Договор розничной купли-продажи - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется покупателю товар, предназначенный для личного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Этот договор считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека.
5. Договор контрактации - производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную продукцию заготовителю для последующей переработки или продажи.
6. Договор комиссии - по договору одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько посреднических сделок от своего имени, но за счет средств комитента.
7. Договор консигнации - разновидность договора комиссии, по которому одна сторона (консигнант) представляет товар на склад другой стороны (консигнатора) с целью дальнейшей продажи. В этом договоре оговаривается срок консигнации (продажа в определенные сроки);
8. Договор складского хранения - товарный склад (хранитель) обязуется за вознаграждение хранить товары, переданные ему владельцем этих товаров и возвратить их в сохранности по первому требованию владельца.
9. Договор аренды - договор имущественного найма, по которому арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и во временное пользование.
10. Трудовой договор (контракт) - соглашение между работником и работодателем, согласно которому работник обязуется выполнять работу по специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда.
11. Договор на техническое обслуживание торгового оборудования;
12. Договор на рекламу предприятия;
13. Договор на предоставление автомобильных услуг [7, с. 55 - 57].
Таким образом, изучив теоретические основы темы, можно сделать вывод о том, что организация хозяйственных связей - важная часть коммерческой работы. Рациональные, долгосрочные хозяйственные связи способствуют развитию торговли, своевременной поставке товаров, сбалансированности спроса и предложения.
Глава 2. Организация хозяйственных связей с поставщиками
2.1 Характеристика ассортимента предприятия
Открытое Акционерное Общество ''Сарапульский хлебокомбинат'' зарегистрировано в Горисполкоме 06 октября 1993 года. Перерегистрировано 28 июля 1998 года. ''ОАО СХК'' находится в городе Сарапуле по улице Железнодорожная дом 20.
Основной целью предприятия является удовлетворение потребности населения в хлебобулочных и кондитерских изделиях и получение прибыли.
Предприятие создано для производства хлебобулочной, кондитерской продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Для достижения цели предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
- выработка хлебобулочных изделий;
- выработка кондитерских изделий;
- розничная и мелкооптовая торговля;
- создание и реализация научно – технической продукции, новых технологий;
- организация общественного питания;
- внешнеэкономическая деятельность.
Основным видом деятельности предприятия является: производство и реализация хлеба и хлебобулочных изделий.
В настоящее время комбинат производит порядка 150 наименований хлеба, булочных и кондитерских изделий. Каждый день в магазины Сарапула поступает до 15 сортов хлеба наряду с массовыми – белым и черным – выпускают по особой технологии и специфические сорта хлеба – заварной ароматный, «Русь матушка», «Омега». В ассортименте хлебокомбината 18 наименований булочных изделий («Плетенка», рогалик, батон, плюшка), более 20 видов баранок, сушек и сухарей. Под маркой Сарапульский хлебокомбинат выходят около 50 видов пряников разного размера и с разными начинками, печенье, пирожные, рулеты, порядка 65 наименований тортов с масляным и белковым кремом, а также со сливками.
Таким образом, Сарапульский хлебокомбинат выпускает следующие наименования продукции:
1. Хлеб: хлеб «Бородинский заварной», хлеб «Дарницкий подовый», хлеб «Дарницкий формовой», хлеб «Заварной ароматный», хлеб «Мариинский», хлеб «Пулковский», хлеб «Пшеничный», хлеб «Пшеничный» из муки в/с, хлеб «Ромашка», хлеб «Русь матушка».
2. Булочные изделия: батон «Весенний», батон «Нарезной», батон «Особый», батон «Семейный», батон «Подмосковный», батон «Студенческий» а так же сюда относятся булочки, плетенка особая, рожок «Обсыпной» и «С повидлом», калач «Уральский», «Крендель с кунжутом», сайки, сдобы и слойки.
3. Баранка: «Ванильная», «Сахарная с маком», «Сдобная», «Черкизовская»;
4. Сушка: «Ванильная», «Малютка», «Молочная», «Прикамская», «Чайная».
- Сухари: «Ванильные», «С маком», «С изюмом», «Осенние».
6. Пряники: пряник «Сувенирный», пряник «Памятный», «Днепровские», «Клюквенные», «Ночка», «С арахисом», «С изюмом», «Молодежные» и т.д., а так же серия пряников маленького размера «Колобок».
7. Печенье: «Мишутка», «Овсяное», «Овсяное с кунжутом», «Овсяное с маком», «Овсяное – дорожное», «Овсяное – Любимое», «Радость», «Сердечко», «Улыбка», «Чайное».
8. Пирожное, кексы, рулеты, торты вафельные, с масляным кремом, с белковым кремом, со сливками.
Ассортимент хлебокомбината постоянно расширяется. Творческая группа, в состав которой входят кондитеры высшего класса, в течение года разрабатывает до 15 видов новых изделий. В целях повышения качества и расширения ассортимента выпускаемой продукции ежегодно проводится конкурс профессионального мастерства.
На предприятии разработано и утверждено приказом Генерального директора Положение по проведению «Дня качества», назначена дегустационная комиссия под руководством Генерального директора. День качества проводится два раза в месяц, члены дегустационной комиссии рассматривают образцы продукции, отобранной на предприятии и сравнивают с образцами, отобранными в торговой сети, предварительно проведя ее физико-химический анализ.
В крупных магазинах нашего города регулярно проводятся покупательские конференции с дегустацией продукции. Они обеспечивают производителю непосредственный контакт с покупателями.
Вся продукция Сарапульского хлебокомбината прошла сертификацию в Удмуртском центре стандартизации метрологии и сертификации.
2.2 Характеристика поставщиков предприятия
Рынок закупок товаров отражает коммерческие интересы всех его участников. Закупки товаров предприятием происходят у различных поставщиков и под влиянием большого числа переменных. В этой связи важное значение имеет расширение контактов и установление коммерческих связей между предприятием и поставщиками. Суть их сводится к взаимовыгодным коммерческим сделкам и товарообменным операциям при купле-продаже товаров. Коммерческие сделки рассчитаны на закупаемую продукцию и определяются под влиянием конкретных признаков: традиционная или модифицированная продукция, степень ее новизны, стадия жизненного цикла товара, рыночная ситуация.
Для оценки реальных и потенциальных возможностей поставщиков в ОАО «СХК» используются следующие критерии:
- характер деятельности и возможности поставщика;
- конкурентное положение поставщика на рынке закупок товаров;
- процедура и порядок исполнения коммерческих сделок;
- вероятность обеспечения, необходимой, номенклатуры и объема продукции;
- условия, гарантирующие качество приобретаемого товара;
- адекватное сочетание цены и потребительских свойств товара;
- условия поставки товара: стабильность, периодичность, сроки;
- предусматриваемая форма платежа и способы расчетов.
Следует отметить, что спрос на хлебобулочные и кондитерские изделия на внутреннем рынке является устойчивым.
Предприятие имеет устоявшуюся репутацию надежного партнера, имеющего устойчивые связи с поставщиками сырья и потребителями продукции.
Основными поставщиками Сарапульского хлебокомбината являются:
- Сарапульский КХП – поставляет муку высшего и первого сорта;
- Глазовская птицефабрика – поставляет яйцо, используемое в кондитерском производстве;
- Сарапульская кондитерская фабрика – поставляет полуфабрикаты (патоку и др.) для кондитерского цеха;
- Сарапульский дрожжепивоваренный завод – поставляет дрожжи для хлебобулочного цеха;
- ОАО «Нижегородский жировой комбинат» поставляет маргарин, жиры для производственных цехов;
- ОАО «Ижевский хладокомбинат»;
- ЗАО «Ижмолоко» - поставляет молоко и молочные продукты, а также сливочное масло и пр.;
- оптовая база «Богатырь» поставляет сахар-песок, соль и прочее, а также многие другие предприятия-поставщики.
Также поставщиками ОАО «СХК» являются «Сарапульский молокозавод», «Каракулинский молокозавод», Сарапульская птицефабрика» и др., но их доля в поставках своей продукции совсем незначительная.
Потребителями ОАО «Сарапульский хлебокомбинат» являются жители города Сарапула и Сарапульского района.
2.3. Порядок заключения договоров с поставщиками
Гражданский кодекс определят понятие договора, как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении и прекращении гражданских прав и обязанностей. При равноправных хозяйственных связях поставщиков и покупателей товаров, их полной хозяйственной самостоятельности, резко повышается роль договоров поставки, которые являются основным документом, определяющим права и обязанности сторон по организации поставки товаров.
В договоре предусмотрены следующие условия:
- дата заключения договора;
- полное наименование сторон, заключивших договор;
- предмет договора;
- цена и общая сумма договора;
- порядок расчетов и поставки;
- порядок приемки и возврата залоговой тары;
- права и обязанности сторон;
- ответственность сторон;
- форс-мажор;
- разрешение споров;
- срок действия договоров;
- заключительные положения.
При заключении договоров с поставщиками на поставку товаров предприятие должно учитывать основные принципы товароснабжения: планомерность, ритмичность, оперативность, экономичность, централизацию и технологичность.
Планомерность состоит в том, что товароснабжение должно осуществляться на основе разработанных графиках доставки и это должно оговариваться в договоре с поставщиком.
Ритмичность снабжения заключается в доставке товаров через относительно равные промежутки времени или равными партиями, что способствует нормальному производственному процессу при минимальных товарных запасах и ускорению оборачиваемости. Показателем служит коэффициент ритмичности, рассчитываемый как отношение фактической поставки товаров за какой-либо определенный период к плановой.
Оперативность - суть ее в том, что в зависимости от изменений в спросе на какой либо товар, предприятие должно оперативно реагировать по договоренности с поставщиком на изменение размера партии товара, возможной замене на другой товар, или пересмотром периода доставки. При разработке графиков товароснабжения такая возможность должна быть предусмотрена при заключении договора.
Экономичность товароснабжения - снижение издержек по доставке товаров, которое достигается механизацией погрузочно-разгрузочных работ, эффективным использованием транспорта за счет рациональных схем завоза, наиболее полное использование его грузоподъемности и т.д.