Файл: Субъекты малого предпринимательства (Понятие субъекта малого предпринимательства и критерии получения данного статуса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

 Еще в декабре 2017 на круглом столе в РАНХиГС, посвященном итогам 2016 года для субъектов малого и среднего предпринимательства, академик А. Аганбегян отметил, что состояние российской экономики, и состояние МСП вызывают желание плакать[1].

На первый взгляд, кажется странной такая оценка, учитывая колоссальный объем законодательных актов и выделяемых ресурсов на поддержку предпринимательства, а оно категорически не хочет расти. Более того, в большинстве российских регионов отсутствует прирост, то есть превышение рождаемости новых бизнесов над смертностью. В самом массовом секторе, индивидуальном предпринимательстве (ИП), по стране за последние четыре года число ИП сократилось с четырех до трех миллионов. Лишь два места в России, где есть небольшой рост, связанный концентрацией там капитала и объемом рынка торговли и услуг - Московский и Ленинградский регионы (включая две столицы).

Конечно, с падением за последние два года покупательной способности населения до 15% (10+5), предприятиям малого и среднего предпринимательства (далее МСП) трудно рассчитывать на рост, учитывая, что большая часть бизнеса работает в сфере торговли и услуг. В регионах проседание происходит более мощное, особенно, в дотационных.

Малый бизнес как никогда нуждается в создании условий для массового предпринимательства с переходом на современные механизмы координации с развитием горизонтальных форм управления. При этом именно субъекты МСП являются ориентиром развития экономики страны в целом, средством социальной поддержки населения путем повышения их гражданской и предпринимательской активности, увеличения числа рабочих мест.

Именно необходимость исследования понятия субъектов малого предпринимательства, проведения анализа правового регулирования их деятельности, а также мер государственной поддержки и является актуальностью данного исследования.

Объект исследования – субъекты малого предпринимательства (далее СМП).

Предмет исследования - правовые нормы, регулирующие аспекты деятельности и поддержки субъектов малого предпринимательства.

Цель работы – рассмотреть понятие, правовое регулирование и поддержку СМП.

Задачи:

- изучить понятие субъектов малого предпринимательства;

- выявить критерии отнесения к СМП;

- изучить нормативно-правовое регулирование деятельности СМП;


- рассмотреть поддержку СМП.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

1. Понятие субъекта малого предпринимательства и критерии получения данного статуса

Понятие малого предпринимательства появилось в России в 90-е годы с началом рыночных реформ. Впервые этот термин официально был использован в Постановлении Совмина СССР от 8 августа 1990 г. N 790 "О мерах по созданию и развитию малых предприятий", а затем в Постановлении Совмина РСФСР от 18 июля 1991 г. N 406 "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР"[2]. Переход к рыночным отношениям требует ускоренного создания сети малых предприятий, способных активизировать структурную перестройку экономики, предоставляет широкую свободу выбора и дополнительные рабочие места. В научной литературе шла дискуссия о необходимости придания малому и среднему предприятию статуса специального хозяйствующего субъекта, его квалификации в качестве самостоятельной организационно-правовой формы юридического лица. Следует отметить, что правовые категории малого и среднего предпринимательства использовались в советское время, но не были связаны с понятием предпринимательства.

В современной российской правовой системе понятие "малый и средний бизнес" ("малый и средний бизнес") используется для обозначения вида бизнеса, основанного на деятельности индивидуальных предпринимателей, а также малых и средних организаций (малых и средних предприятий). В то же время в формально-правовом смысле в законе используются термины "субъекты малого и среднего предпринимательства", "малое предприятие", "среднее предприятие", под которыми обычно понимаются различные субъекты предпринимательской деятельности (индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, потребительские кооперативы, коммерческие организации), соответствующие критериям, предусмотренным в законе об их отнесении к малым и средним предприятиям. Поэтому малое и среднее предприятие не является самостоятельной юридической формой бизнеса. Индивидуальные предприниматели могут также быть классифицированы как малые предприятия, но только если они соответствуют установленным критериям.


В Федеральном законе о развитии МСП[3] содержится определение субъектов малого и среднего предпринимательства: это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям. Из этого определения следует, что законодательство выделяет три категории субъектов МСП: микропредприятия, малые и средние предприятия. При этом такой субъект предпринимательства, как микропредприятие, отнесен к разновидности малого предприятия.

Федеральный закон о развитии МСП раскрывает содержание понятия субъектов МСП. К ним относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в ЕГРИП и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Рассмотрим критерии получения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства.

Хозяйствующие субъекты для получения статуса субъекта МСП должны соответствовать условиям (критериям, ограничениям), определенным в статье 4 Федерального закона о МСП[4]: (1) иметь определенную структуру уставного капитала (соответствовать ограничениям при формировании имущества); (2) не превышать предельного значения средней численности работников; (3) иметь определенные финансовые показатели. В отношении индивидуальных предпринимателей применяются только второй и третий критерии.

1. Содержание первого критерия заключается в том, что для отнесения юридического лица к МСП необходимо, чтобы (а) общая доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), фондов в его уставном (паевом) капитале (паевом фонде) не превышала 25% (не распространяется на инвестиционные фонды и инвестиционные товарищества), (б) общая доля участия иностранных юридических лиц или принадлежащих одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся МСП, не превышает 49%.

Последнее ограничение не распространяется: (а) на хозяйственные общества и товарищества, деятельность которых заключается в практическом применении (реализации) результатов интеллектуальной деятельности; (Б) на юридические лица, получившие статус участника проекта "Сколково"; (В) на юридические лица, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденное постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2014 г. N 1335 перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"[5].


Рассматриваемый критерий в литературе называется критерий независимости и основывается на необходимости обеспечения экономической и иной независимости субъекта МСП от влияния крупного бизнеса.

2. Второй критерий учитывает количество таких же работников. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие пределы средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса:
- от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

- до 100 человек включительно для малых предприятий;

- до 15 человек для микропредприятий.

Средняя численность работников малого предпринимательства определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

3. Третий критерий связан с финансовыми показателями деятельности хозяйствующего субъекта. У субъекта МСП выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Постановлением Правительства для каждой категории субъектов МСП: микропредприятия - 120 млн. рублей; малые предприятия - 800 млн. рублей; средние предприятия - 2 млрд. рублей[6].

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом, на основе всех поступлений, связанных с расчетами за товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженных в денежной и (или) натуральной форме. И балансовой стоимости активов, под которой понимается остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяется по данным бухгалтерского учета. Поскольку в настоящее время предельные значения балансовой стоимости активов не установлены, для этого критерия используются только предельные значения выручки.

Сочетание различных показателей с критериями, предусмотренными законом в отношении хозяйствующего субъекта, позволяет отнести его к одной из категорий МСП - микропредприятий, малых или средних предприятий. При этом данная категория определяется в соответствии с наивысшим значением условия, установленным вторым и третьим критериями. Категория МСП только измениться, если предельные значения выше или ниже установленных законом предельных значений в течение трех календарных лет, следующих один за другим.


Законодательство не предусматривает специальной процедуры регистрации субъектов предпринимательства в качестве МСП. В то же время, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, оказывающих поддержку МСП, обязаны вести специальные реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки. Статья 8 Федерального закона "о развитии МСП" содержит подробный перечень информации, подлежащей отражению в этих реестрах. Информация, содержащаяся в реестрах, доступна любому лицу.

Включение юридического лица или индивидуального предпринимателя в реестр не означает его государственную регистрацию в качестве субъекта МСП, а лишь подтверждает правовой факт оказания субъекту МСП государственной или муниципальной поддержки (вид, форма, размер и продолжительность оказываемой поддержки). Данные должны исключаться из регистров по истечении трех лет с даты истечения срока такой поддержки.

На практике нередко возникает вопрос о возможности отказа субъекту МСП в предоставлении мер государственной поддержки, если он не включен в соответствующий реестр. По данному вопросу имеется разъяснение Минэкономразвития РФ от 23 мая 2008 г. N Д05-2022[7], в котором подчеркнуто, что Федеральным законом о развитии МСП установлен закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении поддержки (любого вида и формы) субъектам МСП. Поэтому требование о предварительном включении хозяйствующего субъекта в реестр субъектов МСП как одном из оснований оказания поддержки неправомерно.

Вывод

Появление концепции малого бизнеса связано с началом рыночных реформ и реализацией рыночных реформ. Это потребовало создания не только большого количества малых предприятий (для активизации экономики), но и основ их законодательного регулирования. В настоящее время Федеральный закон о развитии МСП раскрывает содержание понятия субъектов МСП, где указано, что к ним относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в ЕГРИП и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), и крестьянские (фермерские) хозяйства.

В главе отмечается, что для получения статуса СМП субъект предпринимательства должен иметь определенную структуру уставного капитала, не превышать лимит средней численности работников и иметь определенные финансовые показатели.