Файл: Этапы и особенности ведения социально-психологического тренинга (Понятие и основные этапы проведения социально-психологического тренинга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы определяется потребностями современного мира в проведении социально- психологических тренингах. В современном мире человек сталкивается с большим количеством стрессов, разнообразными ситуациями в межличностных отношениях, с личностными кризисами и многими другими проблемами. Для разрешения таких проблем люди иногда принимают участия в социально- психологических тренингах. Так как в групповых тренингах эффективность и экономичность в ряде случаях более высока по сравнению с индивидуальной психоконсультацией и в стране существуют такие организации как «центр семьи», где социально-психологические тренинги проводятся бесплатно. Поэтому существует потребность в высококвалифицированных психологах, которые способны создать социально-психологические тренинги, учитывающие наш менталитет. Вторым пунктом актуальности данной темы является запросы от различных организаций и работодателей для поднятия эффективности организаций. Также социально- психологические тренинги используются в воспитательных и психотерапевтических целях в учебно- воспитательных учреждениях. В нашем государстве мастеров по проведению социально- психологического тренинга очень мало, поэтому выбранная тема поможет стать мне ведущим тренинга высокого уровня.

В своей книге Л.А. Петровская определение социально-психологическому тренингу дает следующее: «как средство воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения», «средство развития компетентности в общении», «средство психологического воздействия». [11]

Социально-психологический тренинг – это групповой метод, который возможно использовать для повышения коммуникативных способностей через совместную работу в группе.

Целью нашей работы является исследование методов ведения социально- психологического тренинга и влияние этого метода на уровень коммуникативных способностей подростков.
Задачи исследования:

- Изучить теоретические представления о социально-психологических тренингах;

- Провести теоретический анализ методов социально- психологических тренингов;

- Обобщить теоретический анализ по теме социально- психологический тренинг;

- Разработать и провести социально- психологический тренинг для подростков;


- Исследовать влияние социально-психологического тренинга на коммуникативные способности в подростковом возрасте.

Предмет исследования особенности социально- психологического тренинга и его влияние на уровень коммуникативных способностей подростков.

Объект исследования: понятие социально- психологического тренинга.

По истории развития изначально социально- психологический тренинг применялся как метод обучения психологами в лабораториях. Со временем появилась нужда в выходе социально- психологического тренинга как метода широкого применения на практике. В начале 70-х и конце 60-х годах такие исследователи как Ю.Н. Емельянов, Л.А. Петровская, Д.Ханин, К. Роджерс и другие исследовали проблему применения социально- психологических тренингов в организациях. В современном мире широко и эффективно применяется социально-психологический тренинг, как одно из направлений практической работы психолога.

Структура курсовой состоит из введения двух глав, выводов к каждой главе, заключении, списка литературы и приложений.

Глава I. Теоретическое исследования понятия социально- психологического тренинга

1.1 Понятие и основные этапы проведения социально-психологического тренинга

Анализ научной литературы дает нам многообразия определений социально-психологического тренинга. Изучив эти понятия, мы выделили следующие определения, в которых все объемлемо передано данное понятие. В.В. Никандровов в «Антитренинге» дает следующее определение «Психологический тренинг – это метод игрового моделирования психогенных ситуаций в целях развития психологической компетентности и формирования и совершенствования различных психологических качеств, умений и навыков у людей, включенных в эти ситуации в роли участников или зрителей. В конечном итоге психотренинг направлен на повышение адекватности самосознания и поведения людей и групп» [9]. Макшанов И.С в своей книге дал следующее определение «... многофункциональном методе преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека» [11]. В психологическом словаре под редакцией А.Б. Петровского и М.Г. Ярошевского (2006, с 401) определения социально-психологического тренинга представлена таким образом: «область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении». И такого же смысла определения дают многие авторы, например, А.А.Осипова в учебном пособии «Общая психокоррекция» «один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения, в котором общий принцип активности обучаемого дополняется принципом рефлексии над собственным поведением и поведением других участников группы». [12]


Делая заключения после анализа ряда литературы, мы делаем выводы, о том, что под социально-психологическим тренингом мы понимаем групповой метод, в котором развивают самопознание, саморазвитие, все стороны личности ее качества, умения и навыки общения.

Проведя анализ литературы по основным этапам проведения социально- психологического тренинга, мы остановились на следующем подходе к этому вопросу. В литературе выделяют три основных этапа проведения тренинга. Первый этап называют практически все авторы подготовительный. Цель этого этапа спланировать тренинг, чтобы с минимальными затратами достигнуть высокий уровень эффективности. Этот этап очень важен в организационном плане. Необходимо подобрать комфортное помещение и конструировать его под данный тренинг. Организацию пространств тренинга можно делегировать помощникам психолога или специально подобранный человек. Продолжительность и частота встреч тренинговых занятий тоже планируется на этом этапе. Разрыв между занятиями не должен быть длительным, так как понижается чувство доверие, климат в тренинговой группе и т д. Наиболее оптимальная частота встреч два, три раза в неделю. Примерно 5 встреч одного тренинга, но это возможно определить, учитывая цели и задачи тренинга. И конечно ведущий тренинга все эти занятия планирует в зависимости от своего психического и физического здоровья и конечно своего профессионализма. На этом этапе подбираются в зависимости от цели тренинга участники группы. Для того, чтобы участникам было более комфортно работать в тренинге их количество не должно превышать 12 человек. Принцип добровольности при участии в тренинге дает высокий уровень мотивации на занятиях. Гетерогенность группы повышает эффективность, но возраст участников должен быть примерно одинаковым. После подбора группы желательно провести диагностику членов группы, для того чтобы в работе учитывать их личностные особенности. Составляется программа тренинга с учетом всех тонкостей группы, темы, цели и многое другое. Составление программы тоже входит в предварительный этап проведения социально- психологического тренинга. Программа состоит из целей и задач тренинга. Из сценариев каждого занятия. Подбирается примерный комплекс игр и упражнений на каждое занятие. Готовиться и проводиться вводная лекция. Вводная лекция включает в себя тему тренинга, ведущий знакомит с периодичностью встреч и длительностью тренинга. В вводной лекции озвучиваются цели и задачи тренинга. Цель вводной лекции мотивировать участников тренинга и ознакомить с правилами провидения тренинга.


Следующий этап проведения социально- психологического тренинга называется основной этап. Он заключается в непосредственном проведении тренинга. И на этом этапе начинается реализация задач тренинга. Для активизации участников тренинговое занятие начинают с психогимнастического упражнения. Тренинги необходимо проводить по блокам реализуя цель каждого блока. На этом этапе создается доверительная атмосфера в группе и между тренером и группой. При встречи с участниками занятие начинается о знакомства.
И последний заключительный этап проведения социально- психологического тренинга заключается в оценивании эффективности проведения тренинга.

1.2 Методы ведения социально- психологического тренинга

На этапе подготовки тренинга необходимо выбрать метод, при помощи которого будет достигнута цель тренинга. При подборе методов необходимо учитывать, работу методов и на индивидуального члена тренинга, и на всю группу. При работе с одним участником тренинга обычно ведущий и член группы проводят психоконсультацию, а группа наблюдает. При работе со всей группой, ведущей дает задание всей группе, и работа происходит с группой как с целым единым «организмом».

Метод тренинга –это практическая психосоциальная работа через активное обучение, цель которого обучить знаниям психологии и развить определенные навыки и умения у членов тренинга. Методы подразделяются на психодиагностические и методы воздействия. Диагностические методы состоят комплекса диагностических методов, которые можно предварительно и после проведения тренинга. Для быстрой диагностики возможно провести заключительное анкетирование.

В литературе выделяют основные методы социально-психологического тренинга:

  1. Групповая дискуссия;
  2. Игровые методы;
  3. Психогимнастика.

Групповая дискуссия– это совместное обсуждения на тренинге определенной темы или вопроса, поставленного ведущим. Групповая дискуссия дает возможность прояснить мнения, установки участников группы. Это дает всестороннее изучения данного вопроса и при этом изучить собственное мнение и мнение всех участников. В социально-психологическом тренинге метод дискуссии должен пройти определенные шаги. Первый шаг состоит из определения цели и темы дискуссии. Второй –это сбор информации по данной теме от участников тренинга. Третий – совместное оценка и упорядочение информации. И последний шаг состоит из подведения итогов и достижения согласия в дискуссии. Таким образом благодаря дискуссии в тренинге достигается цель групповой рефлексии и возможность рассмотреть вопрос с разных сторон.


Следующий игровой метод социально-психологического тренинга является одним из эффективных методов модификации личности. В игре участники тренинга используют эмоциональную, когнитивную и деятельностую стороны своей личности. Игра применяется как психотерапевтический метод в социально-психологическом тренинге с применением гештельт-терапии и психодрамы. Игры, применяемые в социально-психологическом тренинге, могут быть деловыми и ролевыми. Деловые игры – это имитационные, управленческие игры. Основная цель деловых игр в социально-психологическом тренинге- это принятия управленческих решений в определенных социально-экономических ситуациях. Ведущий является организатором деловой игры и следит за выполнениями цели деловой игры.

Следующий вид метода используемый в социально-психологическом тренинге являются ролевые игры. Необходима так смоделировать игру, чтобы участники тренинга столкнулись с ситуациями, которые схожи с ситуациями из реальной жизни. В зависимости от цели возможно применять разные виды игр в социально-психологическом тренинге.

Такие виды как: разогревающие игры, игры с конфликтным содержание и игры на выявления определенных мотивов поведения участников тренинга.

После проведения игр в социально-психологическом тренинге очень важный момент обсуждение игр с участниками тренинга. Метод игры в социально-психологическом тренинге можно применять на первой стадии тренинга для разогрева и снятия напряжения. Также игры возможно применять для мягкой самодиагностики и диагностики психологических проблем у участников тренинга. Благодаря игре активизируется процесс обучения в тренинге. В игре человек ощущает взаимосвязь с детством и потому ему легче раскрыться и быть искренним.

Психогимнастику впервые в социально-психологическом тренинге применила чешский психолог Ганя Юнова. Изначально этот метод был предназначен для детей. И он использовался в совокупности с музыкой и стихами. В наше время психогимнастический метод применяют и для взрослых цели которого мы перечили ниже:

  1. Повышение активности;
  2. Повышение концентрации и развитие внимания;
  3. Снятие напряжение;
  4. Сокращение эмоциональной дистанции между участниками тренинговой группы;
  5. Формирование способности выражения эмоций и чувств участников.

Необходимо соблюдение шагов в планирование психогимнастического метода. Первый шаг — это подбор психогимнастических упражнений, правильный подбор. Затем четкое инструктирование перед выполнением психогимнастических упражнений участников тренинга. И обсуждения психогимнастического метода. Участие ведущего в выполнение этого метода не всегда, так как иногда он должен руководить процессом выполнения участниками.