Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития (Понятие индустрии спорта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Росстат опубликовал оценку численности населения страны на начало 2014 года, которая составила 143,6 млн человек, что на 300 тыс. больше, чем год назад. При этом, средние показатели продолжительности жизни в нашей стране начали расти, хотя и крайне неустойчиво и неравномерно. Эксперты полагают, что к 2025 году они могут повыситься до 75 лет. Но и эта положительная тенденция имеет свою проблемную сторону - старение населения;[9]

- сокращение рождаемости и увеличение семей с одним ребенком, что значительно снижает возможность появления новых ярких дарований на спортивной арене;

- высокие цены на спортивные атрибуты, индивидуальные занятия и многое другое;

- появление конкурентных различных интернет-развлечений, в числе которых игры и виртуальные общения;

- спортивная индустрия испытывает острый дефицит управленческих кадров.

Не смотря на ряд возникших трудностей можно выделить следующие стремительно развивающиеся сегодня спортивные рынки

- рынок ориентированных на прибыль продавцов спорта, представленный многочисленными оздоровительными, танцевальными, гимнастическими студиями и спортивными школами;

- рынок товаров для спортивного туризма, т.е. туризма с использованием технических приборов и приспособлений при наличии соответствующей инфраструктуры (горные лыжи, серфинг, гольф);

- рынок продавцов спортивных тренажеров, оборудования, одежды. Этот рынок развивается не потому, что увеличивается интерес к спорту, а потому, что спортивность, спортивный стиль - неотъемлемые составляющие современной жизни;

- рынок спортивных мероприятий, программ в средствах массовой информации;

- рынок коммерчески организованных спортивных событий, проводимых клубами, федерациями, Олимпийским комитетом (Олимпийские игры, чемпионаты, турниры, мемориалы и т.п.);

- рынок спортивного спонсорства и рекламы.

Следует отметить, что совокупные темпы годового роста российского спортивного рынка в 2011-2015 годах, по словам Роберта Грумана, составили 4,6%. Доходы всей мировой спортивной индустрии возросли благодаря более благоприятным экономическим условиям, восстановлению объемов телевизионной рекламы, расширению использования платного телевидения для показа спортивных соревнований и возобновлению спонсорской деятельности финансовыми и автомобильными компаниями. Российский.спортивный рынок пока еще не столь фрагментирован и находится в стадии становления. Результаты проведенного исследования о перспективах развития мировой индустрии спорта свидетельствуют о том, что спонсорство является самым быстрорастущим источником доходов индустрии спорта как во всем мире, так и в отдельных странах. Самые крупные доли доходов достанутся тем клубам и организациям, которые смогут разработать инновационные стратегии интеграции своих спонсоров в процесс взаимодействия с болельщиками для получения последними более ярких впечатлений от спортивного мероприятия, а также разработать более совершенные методы оценки для демонстрации доходности инвестиций от спонсорства.Доход от продажи билетов: посещение мероприятий активно набирает популярность по всему миру. В зрителях растет желание стать частью живого выступления, будь то развлекательное мероприятие или спортивное соревнование. Необходимо подумать на тем, как превратить спортивные события в России во что-то более похожее на комплексное развлекательное мероприятие. В нашем регионе доход от продажи билетов снизился на 1.9% в 2009 году и на 1% в 2010 году. Однако в ближайшие два года ожидается, что проведение крупных событий приведет к увеличению доходов от продажи билетов в ЕБВА (Европа, Ближний Восток и Африка) предположительно на 2% в год. Ключевым фактором роста здесь является оптимальное соотношение цены и качества - как с точки зрения ценообразования, так и с точки зрения дополнительной выгоды в виде развлечений.Спонсорство. Спонсорство является самым быстрорастущим источником доходов в спортивной индустрии. В последнее время количество спонсорских соглашений постоянно росло: 1100 соглашений в 2008 году, более 1300 в 2009 году, более 1600 в 2010 году. К 2015 году ожидается увеличение объемов на 5% как на международном уровне, так и в регионе ЕБВА.Наиболее привлекательными для спонсоров являются предложения, связанные с крупными спортивными мероприятиями. В этом отношении огромный успех имеет проект «Сочи 2014», который установил новый стандарт получаемого спонсорского дохода в крупных мероприятиях. На сегодняшний день этот стандарт равняется 1,2 млрд долларов США. Возможно, масштабы спонсорской деятельности, осуществляемой в России огромным количеством международных игроков в эпоху крупных спортивных событий в России, даст местным игрокам шанс повысить уровень и качество спонсорства, помогая таким образом обеспечить сохранение привлекательности этого предложения и по завершении периода крупных мероприятий.Права на трансляцию. К 2015 году в данном сегменте рынка ожидается общий рост в размере 4% в год. Однако в данном секторе правообладателям приходится решать сразу две задачи: во-первых, успевать за постоянным появлением инновационных решений с целью обеспечения максимального вовлечения зрителей в атмосферу спортивных соревнований, расширения возможностей для просмотра событий за счет использования множественных платформ и «погружения» зрителей в спортивное событие, а во-вторых, поддерживать контроль над тем, как/где/кто потребляет спортивный контент с целью монетизации этого контента.Мерчандайзинг. По всему миру ожидается сохранение умеренных темпов роста в данном секторе в размере 2,6% . Здесь интерес представляют розничные онлайн-продажи. Ощущается резкий скачок в интернет-торговле, однако исследование PwC показало, что на онлайн-сектор относится лишь 8% общего рынка розничных продаж. Как ожидается, эти показатели будут расти по мере привыкания покупателей к совершению покупок в режиме реального времени. По результатам нашего исследования было выявлено, что в 2007 году лишь 4% покупателей совершали онлайн-покупки более 1 раза в неделю, в то время как в 2010 году эта цифра выросла до 14%.Во всем мире сегодня наблюдается все более тесное сближение индустрии спорта и индустрии развлечений, так как оба сектора стремятся отвечать на вызовы новых цифровых технологий, изменяющих и формирующих способы проведения досуга. И эта новая цифровая реальность вносит существенный вклад в глобализацию как самой индустрии, так и отдельных видов спорта.[10] .  Становление физической культуры страны тесно связано с уровнем социально-экономического развития общества. Наиболее эффективно индустрия спорта функционирует в высоко развитых странах, где в данной отрасли сосредоточена значительная часть ресурсного потенциала. Концепция развития России как социального государства предполагает, что спортивная составляющая в нашей стране в перспективе должна занять одно из важнейших мест.[11]


Глава 2. Оценка состояния индустрии спорта в России

2.1. Анализ развития индустрии спорта в России

В настоящее время тема спортивной индустрии, спортивного менеджмента, олимпиад становится все более актуальной. Спорт играет важную роль в жизни каждого человека. Именно спорт обеспечивает здоровье и физическую выносливость. С каждым годом интерес к спорту все возрастает, поэтому первостепенной задачей государства является развитие спортивной индустрии. Сегодня Россия проигрывает в стратегических направлениях развития спорта в том числе и в широкой пропаганде спорта, как это было во времена СССР. В то же время государство реально оценивает состояние спорта сегодня и продвигается в направлении изменений к лучшему. Примером этого может послужить принятая Правительством РФ «Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года». Основная цель стратегии-создать условия, которые обеспечивают возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, постоянно заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта.[12] Данная стратегия разделена на этапы: 1 этап (2009–2015) и 2 этап (2016–2020). 1 этап закончился год назад и уже были подведены итоги реализации данной стратегии:

1. К 2015 году количество занимающихся физической культурой достигло 31,7% от всего населения.

2. По сравнению с 2008 годом количество студентов и учащихся занимающихся спортом увеличилось на 26% и к 2015 году составило 68,9%.

3. Россиян, постоянно занимающихся физической культурой стало на 10 млн больше.

4. Уровень обеспеченности населения спортивными объектамиувеличился на 7% и достиг до 31%.

5. Достигнут плановый показатель 2015 года по числу тренеров и тренеров- преподавателей физкультурно-спортивных организаций, которые работают по специальности и осуществляют физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с различными категориями и группами населения (361 тыс. человек).

6. Комплексные спортивные мероприятия и спортивные фестивали позволили привлечь к соревновательной деятельности около 80 млн человек, что составляет больше половины от населения страны.


Несмотря на значимые успехи данной стратегии и наших спортсменов, в России все еще существует слишком много проблем в спортивной сфере, такие как:

- не все формы проявления спортивной индустрии достаточно развиты (формирование позитивного имиджа спорта, спорт как экономический ресурс, продвижение спорта в массы и т.д.);

- отсутствие бренда спортивных игр (футбол, баскетбол, хоккей);

- отсутствие массового привлечения потребителей;

- проблема популяризации спорта.

Как заявил управляющий партнер Mildberry Sports Lab (агентство спортивного маркетинга) Олег Бериев, спорт – это очень хороший бизнес во всех странах, кроме России, так как в России государство берет на себя полную ответственность за развитие спорта, что приводит к отсутствию интереса у компаний вкладывать деньги в эту сферу. По словам исполнительного директора АНО «Спорт высших достижений» Федора Щербакова на поддержку спорта государство тратит в целом около $3 млрд из бюджетов всех уровней. В такой ситуации у спортивных организаций нет стимула зарабатывать деньги, а у инвесторов нет желания инвестировать в спорт, при том что в этой среде отсутствуют четкие правила игры, резюмирует Бериев.

Для сравнения отметим, что в Германии, например, на развитие профессионального спорта выделяется 160 млн евро в год, что приблизительно в 16 раз меньше названной суммы в России; в Великобритании правительство тратит около 100 млн евро в год, причем треть дохода поступает от фонда национальной лотереи, но в отличие от Германии, британцы вкладывают деньги в те виды спорта, где они могут гарантированно получить медали, в то время как немцы пытаются развивать все виды спорта одновременно. В США спорт поддерживается вовсе не государством, а специальным комитетом Олимпийский комитет США (USOC), основной доход которого – это спонсорство. В год комитет тратит примерно 140 млн долл. США на развитие спорта[13].

Из этого можно сделать вывод, что в России развитие спортивной индустрии носит монопольный характер и приводит к отсутствию инициативы и конкуренции со стороны предпринимателей, что в свою очередь, приводит к неэффективному расходованию денежных средств.

Можно выделить несколько серьёзных проблем, мешающих развитию спортивной индустрии и обостряющих отношения между государством и бизнесом. Во-первых, несовершенная нормативно-правовая база, которая проявляется в государственном воздействии на бизнес и в регулировании рыночного хозяйства. Одним из решений данной проблемы стала практика государственно-частного партнёрства. Для нормального взаимодействия и выгодного сотрудничества, этого явно недостаточно. Следующая проблема -проблема управления спортивной индустрии. Практика не раз показывала, что производством лучше управляет бизнес, а не государство, но введение такого принципа на данный момент не является возможным, так как все спортивные сооружения являются муниципальной или государственной собственностью. В-третьих, спорт- это социально-значимая отрасль, и важный аспект для государства – обеспечить возможность гражданам страны заниматься физической физкультурой, создав для этого все необходимые условия. Для бизнеса более важен аспект получения большей прибыли, чем социальные задачи, поэтому бизнес не хочет брать на себя лишнюю нагрузку и выполнять функции государства. Процесс нахождения баланса между задачами государства и интересами бизнеса не окончен. В-четвертых, остро встает вопрос налоговой нагрузки на бизнес. Именно налоговая политика в отношении данного сектора могла бы привлечь предпринимателей к спортивным проектам, однако на данный момент никаких налоговых льгот не предусмотрено, что также мешает его развитию.


Все эти проблемы можно решить, если государство пойдет на уступки и позволит бизнесу взять на себя управление материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами[14].

Индустрия спорта-полноценный сегмент экономики, приносящий доход от продажи билетов на спортивные мероприятия, спонсорства, продажи права на телетрансляцию, мерчандайзинг, поэтому при правильном развитии данного сегмента экономики, спорт может принести достаточно мощную отдачу, что будет выгодно как для государства, так и для бизнеса.

Государство активно влияет на развитие спортивной индустрии, тем самым вызывая интерес со стороны населения, но есть и другие факторы, объясняющие повышение интереса к спорту у российских граждан. Во-первых, мода на спортивное телосложение, что особенно актуально в наше время для молодежи. Во-вторых, укрепление здоровья. По данным исследования «Исследование предпочтений москвичей в сфере фитнес-услуг» 50% всех опрошенных москвичей занимаются фитнесом именно по этой причине, ведь экологическое состояние города Москва все в большей степени ухудшается, а активизация различного рода болезней требует повышение иммунитета у людей.

Как можно видеть, прослеживается явный спрос на спортивные услуги у населения, а спрос рождает предложение, поэтому государству и бизнесу следует найти как можно скорее точки соприкосновения и начать взаимовыгодное сотрудничество. Таким образом, можно сказать, что в целом идет положительная тенденция развития спортивной индустрии в России. Государство в России готово развивать данный сектор экономики и активно этим занимается; что касается бизнеса, то спортивный сектор является привлекательным для вложения инвестиций, однако проблемы эффективного взаимодействия мешают развивать индустрию спорта как государству, так и бизнесу.

Государству следует в большей степени заниматься созданием благоприятных условий в направлении децентрализации управления спортом и уменьшения числа посредников, уступить место бизнесу в производственной спортивной индустрии, расширить пропаганду здорового образа жизни и усилить контроль за выполнением социальных функций развития спорта. В дополнении к этому направлению следует рассмотреть возможность изменения законодательных актов в области спорта и спортивной индустрии, регулирующих спортивный рынок: решить проблему принадлежности к собственности по спортивным объектам; ввести налоговые льготы для привлечения инвестиций. После устранения всех недостатков спортивная индустрия может развиваться более эффективно, принося не только финансовые результаты и выгоды, но и социальный эффект.


2.2 Анализ уровня финансирования физической культуры и спорта в России

Нечеткое определение приоритетов в управлении и недостаточный уровень бюджетного финансирования, выделяемого на развитие отрасли, сдерживает развитие инфраструктуры для проведения занятий физической культурой и спортом. Действующее налоговое законодательство не стимулирует частные структуры вкладывать собственные средства в строительство и эксплуатацию физкультурно-спортивных объектов социального назначения.

Без поддержки федеральных и краевых органов власти, местного самоуправления Краснодарского края неудовлетворительное состояние спортивной базы массового спорта в муниципальных образованиях еще долго будет оставаться проблемой, препятствующей приобщению населения, особенно социально незащищенных категорий, к здоровому образу жизни, привлечению детей и молодежи к систематическим занятиям спортом и участию в соревнованиях.

Одним из основных направлений работы департамента по физической культуре и спорту Краснодарского края является сохранение и развитие сети детско-юношеских спортивных школ в крае. В Краснодарском крае работает 186 учреждений дополнительного образования спортивной направленности, из них:

  • детско-юношеские спортивные школы – 96;
  • специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва – 51;
  • детско-юношеские клубы физической подготовки – 35;
  • школы высшего спортивного мастерства – 3;
  • Кубанский гандбольный клуб – 1.

Сравнительный анализ статистических данных за 2000 – 2005 годы показывает расширение сети спортивных школ, рост численности учащихся.  Уменьшение спортивных школ в 2005 году связано с реорганизацией  профсоюзных и муниципальных спортивных школ.

В 770 отделениях по 57 видам спорта в учреждениях дополнительного образования занимается более 132 тысяч учащихся (из них 112000 в возрасте 6-15 лет, что составляет 19 процентов от общей численности детей и подростков Краснодарского края этого возраста) под руководством 4099 тренеров-преподавателей и педагогов.

Основные проблемы в работе спортивных школ:

- несоответствие современным требованиям законодательной базы, регулирующей деятельность спортивных школ различной ведомственной принадлежности;