Файл: Правотворчество понятие, принципы, виды. Юридическая техника Что такое правотворчество.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правотворчество: понятие, принципы, виды. Юридическая техника

Что такое правотворчество?

– Это процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирования и принятия правовых актов уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур.

- Это осуществляемая в особом порядке государственно-властная, управленческая деятельность органов государства по принятию, изменению и отмене нормативно-правовых актов в единстве с их содержанием – правовыми нормами.

- Это процесс правообразования, который осуществляется конкретными органами государства, наделенными правотворческой компетенцией по принятию норм права.

Элементы правотворчества

Элементы правотворчества:

  • 1) Познание, изучение и анализ явлений и процессов, допускающих или требующих правовой регламентации;
  • 2) Определение органа или другого субъекта, уполномоченного принять правовой акт;
  • 3) Выбор формы предполагаемого акта;
  • 4) Подготовка, принятие или изменение акта в рамках соответствующих процедур.
  • Факторы, влияющие на формирование права: - экономические, социальные, идеологические, политические, национальные, внешнеполитические.

    Основные функции правотворчества:

  • - обновление нормативно-правового материала;
  • - восполнение существующих пробелов в праве;
  • - упорядочение ( систематизация) нормативно-правовых актов.

Законотворческий процесс в РФ (стадии, прочитать в учебнике, стр. 56)

А). Первая стадия – законодательная инициатива ( вносят законопроект только в Госдуму). Процесс принятия закона отнесен к компетенции нижней палаты ( Госдуме), а право одобрить или отклонить закон предоставлено верхней палате ( Совету Федерации).
Б). Вторая стадия – обсуждение законопроекта в Государственной Думе. Оно осуществляется поэтапно: сначала предварительное ( неофициальное), а затем официальное обсуждение. Предварительное обсуждение называют парламентскими слушаниями, когда вместе с мнением парламентариев заслушиваются мнения государственных и общественных деятелей, а также специалистов-экспертов ( юристов, политологов, экономистов, социологов…). Их замечания и предложения помогают добиваться высокого качества будущего закона. Официальное обсуждение в Государственной Думе, согласно регламенту, проводится три раза, как принято говорить, в трех чтениях. Во время первого чтения прорабатываются главные, принципиальные положения законопроекта ( может быть отклонен или одобрен). Второе чтение можно назвать самым придирчивым, тщательным: идет детальное рассмотрение проекта в целом, вносятся необходимые поправки ( может быть отклонен или одобрен). Третье чтение завершает обсуждение законопроекта в нижней палате парламента. В ходе этого чтения депутатам нельзя вносить никаких поправок, решение они выносят однозначное – одобрить или не одобрить законопроект. В). Третья стадия – принятие закона в Государственной Думе. В зависимости от вида закона в процедуре принятия есть различия. Чтобы принять обычный федеральный закон, требуется простое большинство голосов от общего числа депутатов ( 50% плюс один голос от общего числа – 450 депутатов). Федеральный конституционный закон принимается только в том случае, если он одобрен так называемым квалифицированным большинством ( не менее двух третей голосов). Четвертая стадия – одобрение закона в Совете Федерации. Принятый в Государственной Думе закон поступает в Совет Федерации, где он в 14-дневный срок должен быть рассмотрен, одобрен или отклонен. Обязательному рассмотрению здесь подлежат только федеральные законы, принятые Государственной Думой по вопросам, перечень которых дан в статье 106 Конституции РФ ( по вопросам финансов, международных договоров, государственной границы, войны и мира). И далее процедура голосования строится таким образом: обычный федеральный закон считается одобренным, если за него проголосует более половины депутатов; за одобрение федерального конституционного закона должны проголосовать не менее трех четвертей от общего числа депутатов верхней палаты.

Пятая стадия – подписание и обнародование закона. Принятый парламентом федеральный закон направляется Президенту РФ. В течение 14 дней он должен его рассмотреть и подписать ( либо вернуть на повторное рассмотрение). Подписанный Президентом закон должен быть обнародован. Цель обнародования – довести содержание нового закона до сведения населения путем публикации в официальных изданиях – «Российской газете», «Парламентской газете», «Собрании законодательства РФ» и интернет-ресурсе. Только опубликованный закон вступает в силу. В ситуации, когда Президент не согласен с содержанием закона и отказывается подписать его, федеральный закон возвращается на повторное рассмотрение палат. И если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством, составляющим не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом и обнародованию.

Способы систематизации законодательства

  • 1). Учет ( сбор, систематизация государственными органами, юридическими лицами нормативно-правовых актов, необходимых для их деятельности ( например, справочно-правовые системы «Консультант Плюс», «Гарант»)
  • 2). Консолидация ( форма систематизации, при которой совокупность мелких актов, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам, объединяют в один акт. Данная форма применяется для преодоления множественности правовых актов и в целях единства правового регулирования ( например, объединение в одном правовом акте ранее принятых правовых актов о различных праздниках в стране).
  • 3). Кодификация (форма систематизации, которая применяется правотворческими органами для создания нового, единого и внутренне согласованного документа в определенной сфере правового регулирования ( Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ… Эта форма является наиболее распространенной в нашей стране).
  • 4). Инкорпорация ( форма систематизации, при которой нормативно-правовые акты обрабатываются лишь внешне, без изменения их содержания: объединяются в разного рода сборники или собрания ( официальная инкорпорация – «Собрание законодательства РФ»; неофициальные инкорпорации – различные хрестоматии и сборники по отраслям права).

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Законодательный процесс в Российской Федерации»

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

  • 1)  Законодательный процесс – понятие.
  • 2)  Стадии законодательного процесса:
  • а)  законодательная инициатива;
  • б)  рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях);
  • в)  принятие закона и т. д.
  • 3)  Правом законодательной инициативы обладают:
  • а)  Президент РФ;
  • б)  члены Совета Федерации;
  • в)  депутаты Государственной Думы и др.
  • 4)  Порядок рассмотрения и обсуждения законопроекта.
  • 5)  Порядок принятия и утверждения закона:
  • а)  принятие закона Государственной Думой;
  • б)  одобрение закона Советом Федерации;
  • в)  подписание закона Президентом РФ.
  • 6)  Порядок опубликования и вступления в силу.