Файл: Роль мотивации в поведении организации (Теоретические основы подсистемы мотивации сотрудников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Одним из основных фактором успешности деятельности современных российских организаций является наличие человеческих ресурсов, которые профессионально решают задачи обусловленные целями деятельности. Современные российские организации стали сложной системой, успех которой в большой степени обусловлен развитием персонала, так как определяющим элементом любой деятельности современной компании являются кадры.

Особенность современного подхода к изучению мотивации персонала состоит в том, что в активную экономическую жизнь вошло поколение с абсолютно рыночной мотивацией, с выработанным стандартом потребления, готовое напряженно трудиться, но за «приличные» деньги. Оно твердо знает, чего хочет и как этого добиться.

Центральная составляющая в современных технологиях управления персоналом - вопросы его развития и совершенствования систем стимулирования. Персонал - ведущий актив организации. Реальный процесс мотивации и стимулирования в зависимости от своего состояния может сохранять, увеличивать или превращать этот актив в пассив. Руководители - прямые участники данного процесса - по-разному понимают мотивы и стимулы, мотивацию и стимулирование.

Таким образом, вопросы совершенствования методов мотивации персонала, являются актуальными и значимыми на современном этапе развития РФ.

Вопросы совершенствования системы мотивации рассматривались такими авторами как: В.В. Авдеев, М.И. Бухалков, П. Гаудж, Деленян А.А., Московский А.И. Никифоров А., Чаннов С.Е., Пресняков М.В., Эрфурт К.А. и другие.

Объект работы: методы мотивация персонала.

Предмет работы: совершенствование методов мотивации в ООО «Стоик».

Цель работы: оргпроектирование подсистемы методов мотивации в СУПе ООО «Стоик».

Задачи работы:

  • Раскрыть сущность и понятие мотивации, структуру мотивации персонала в современных российских организациях.
  • Рассмотреть основные теории мотивации персонала.
  • Охарактеризовать ООО «Стоик».
  • Проанализировать особенности системы мотивации сотрудников ООО «Стоик».
  • Разработать пути совершенствования мотивации работников ООО «Стоик».

В исследовании применялись следующие методы: анализ проблемы и предмета исследования, системный и сравнительный анализ, целостный подход к исследованию системы управления персоналом, изучение источников.

Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе рассматриваются современные подходов к особенностям мотивации работников, во второй главе анализируются особенности системы мотивации труда в ООО «Стоик». В третьей разработаны предложения по повышению мотивации работников ООО «Стоик». В заключении обобщены результаты исследования.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДСИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ СОТРУДНИКОВ

1.1. Теоретические основы подсистемы мотивации сотрудников

Современный менеджмент исходит из того, что в основе поведения всегда лежит мотивация, за исключением деятельности, основанной на безусловных рефлексах. В психологии мотив - это то, что активизирует поведение, либо поддерживает и направляет его. Это определение мотива отличается от обыденного представления, согласно которому мотив аналогичен причинам, объясняющим, почему человек поступил так, а не иначе, и, как правило, скрытым, а не лежащим на поверхности.[1]

Мотивация как мотивационный менеджмент - система действий по активизации мотивов другого человека. Мотивация подразумевает создание условий, когда у человека пробуждаются его собственные мотивы. Мотивирование - это, в сущности, создание обогащенной стимулами и возможностями среды, в которой человек актуализирует свои мотивы.

Знание теорий трудовой мотивации для руководителей является ключевой компетентностью для применения в практике управления персоналом. Развитие теории мотивации началось с начала XX века. Выделяют следующие группы теорий мотивации:

  1. содержательные теории (Маслоу, Герцберг, МакКлелланд и др.);
  2. процессуальные теории (Врум и др.);
  3. теории, основанные на отношении человека к труду (Макгрегор, Оучи) (см. приложение 1).

Существуют два основных подхода к изучению мотивации деятельности.

Первый подход основывается на исследовании содержательной стороны мотивации. Входящие в него теории базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основными мотивами их проведения, а следовательно, и их деятельности.

Для рассмотрения механизмов мотивации к трудовой деятельности, важно описать основные модели содержательного и процессуального характера, для реализации которых на практике и нужны специальные механизмы. К сторонникам такого подхода можно отнести американских ученых Абрахама Маслоу, Дугласа Мак_Грегора, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак-Клелланда.

Связь между потребностью в успехе и производительностью труда позволяет делать вполне достоверные прогнозы:

  • Во-первых, люди с высокой потребностью в успехе предпочитают рабочие ситуации, характеризующиеся личной ответственностью, наличием обратной связи и умеренной степенью риска. Именно такие условия труда мотивируют таких людей наилучшим образом. Например, исследования показали, что люди, испытывающие значительную потребность в успехе, демонстрируют высокую эффективность, занимаясь предпринимательской деятельностью – ведением собственного бизнеса, управлением автономным и «самодостаточным» подразделением в составе крупной организации или сбытом.
  • Во-вторых, исследования показывают, что высокая потребность человека в успехе вовсе не говорит о том, что этот человек будет хорошим руководителем (особенно в крупной организации). Продавцы, испытывающие высокую потребность в успехе, могут и не стать хорошими менеджерами по сбыту, а хороший руководитель в крупной организации необязательно должен испытывать высокую потребность в успехе.
  • В-третьих, потребность в причастности и потребность во власти, как правило, тесно связаны с успехом в управленческой сфере. Самые лучшие и успешные менеджеры испытывают высокую потребность во власти и в то же время не испытывают большой потребности в причастности. Наконец, последнее: работников можно научить стимулировать у себя высокую потребность в успехе. Если какой-то конкретный вид деятельности требует, чтобы его исполнитель испытывает высокую потребность в успехе, руководство может, как подыскать подходящего работника на стороне, так и воспитать собственного кандидата.

Менеджеру следует так организовать процесс деятельности, чтобы удовлетворять превалирующие (профессиональные и личностные) потребности каждого работника с учетом их индивидуальных предпочтений и ментальности (от лат. mentalis – умственный относящийся к разуму) – склад ума, умственный настрой, образ, способ мышления личности и присущая ей духовность.


При стиле уважительного отношения к людям более возможна их полная самореализация, проявление себя в разных амплуа (ролях, вида деятельности) и собственный рост. Необходимо задействовать этот человеческий фактор помочь человеку в его совершенствовании, так как потребность быть личностью, что-то значить для других – социогенная потребность человека.

Таким образом, содержательные теории мотивации базируются на исследовании потребностей и выявлении факторов, определяющих поведение людей. Все содержательные теории мотивации говорят о том, что человека мотивируют его внутренние потребности, а значит, менеджеру необходимо научиться их понимать правильно. Вместе с тем большинство описанных выше теорий сегодня обнаруживают свою несостоятельность. Подтвержденными на практике сегодня являются другие, более современные теории, они достоверны и практически более целесообразны.

В отличие от содержательных теорий мотивации, которые рассматривают содержание человеческих потребностей и их влияние на поведение, процессуальные теории рассматривают потребности как один из элементов поведенческого процесса, связанного с конкретной ситуацией. Здесь говорится о распределении усилий личности и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К другим элементам относятся способности человека, ролевые ожидания, индивидуальные особенности.

Самые известные процессуальные теории:

  1. теория постановки целей Э. Локке;
  2. теория справедливости (равенства) С. Адамса;
  3. теория ожиданий В. Врума и др.

Чем более квалифицированным является труд, тем в меньшей степени он поддается регламентации и внешним методам стимулирования. Следовательно, система мотивации и вознаграждения должна усиливать внутреннюю заинтересованность работников в трудовом процессе и поощрять развитие их личностного и квалификационного потенциала.

Таким образом, многие из теорий, мотивации достаточно надежны для их использования при мотивации трудовой деятельности персонала и в то же время каждая из них недостаточно совершенна.

Современные менеджеры, возглавляющие бизнес-структуры и учреждения социальной сферы, желающие повысить мотивацию своих подчиненных, должны:

  1. учитывать различия между отдельными людьми; предлагать людям наиболее подходящую для них работу;
  2. ставить перед работниками конкретные цели; добиваться, чтобы эти цели воспринимались работниками как реально достижимые;
  3. создавать рабочие места, которые обеспечивали бы широкое разнообразие навыков, высокую степень целостности и значимости задачи, а также высокую степень автономности и обратную связь;
  4. придерживаться индивидуального подхода при вознаграждении работников;
  5. согласовывать вознаграждение с производственными показателями работника;
  6. контролировать соблюдение принципов справедливости, не следует слишком активировать менее способных исполнителей;
  7. не следует слишком активировать исполнителей, решающих трудную задачу; для каждого исполнителя следует определить уровень оптимальной активации и избегать выхода за этот уровень;
  8. развивать стратегии сотрудничества внутри групп с участием руководителей; правильная мотивация работников со стороны руководителей влечет за собой адаптацию работника с организацией, что является залогом успешной деятельности последней;
  9. в практических целях руководители всех уровней управления должны иметь представление о возможных путях мотивирования своих подчиненных, а также самих себя.

Осуществлять функции мотивации персонала в трудовой деятельности, несмотря на сложность, можно в таких направлениях:

  1. работа по совершенствованию материального вознаграждения сотрудников (материальное стимулирование);
  2. разработка и осуществление систем и мер моральных стимулов к труду;
  3. создание условий привлекательности, интереса к труду, эстетичности трудового места и трудовых операций;
  4. гарантирование занятости, деловой карьеры, возможностей личностного роста и обучения;
  5. управление смыслом деятельности, демонстрация значимости выполняемой работы.

Следовательно, обобщая материалы данного параграфа можно констатировать, что в современном менеджменте можно выделить такие методы мотивации как: внешние и внутренние; принудительные, ценностные и инструментальные; материальные и нематериальные; организационно распорядительные (организационно- административные), экономические и социально-психологические (см. приложение 2). Применение методов мотивации приводит к совершенствованию системы организации труда и управления; улучшению координации и взаимодействия между сотрудниками организации, правильное распределение служебных обязанностей, четкая система продвижения по службе, утверждение духа взаимопомощи и поддержки, совершенствование отношений между руководителями и подчиненными — все это способствует повышению эффективности, производительности труда.

1.2. Развития подсистемы мотивации сотрудников в отечественной практике

Условно можно выделись три этапа в изменениях мотивации труда российских работников с конца 1980-х годов по настоящее время:

Этап кризисной мотивации труда, основными проявлениями которого стали массовая потеря интереса к работе и отчуждение работников от процессов трудовой деятельности па предприятиях при одновременном уповании на рыночные факторы. Этот этап охватил период с конца 1980-х примерно до 1993 г. Основу кризиса трудовой мотивации составила существовавшая в то время оплата груда и господствовавшие в ней принципы уравнительности. Исследователями отмечалось, что различия в трудовых доходах абсолютного большинства рабочих качественно несущественны, а преобладающим типом трудовой мотивации является принцип «халявы» (гарантированный доход ценой минимума труда).[2]