Файл: Учетная политика для целей налогообложения: цель, задачи, формирование, применение (РАЗРАБОТКА И АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ АО «ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ФАНЕРО-МЕБЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с действующим на сегодняшний день законодательством Российской Федерации организации всех форм собственности (за исключением бюджетных учреждений и кредитных организаций) должны формировать учетную политику для целей ведения бухгалтерского, и отдельно, налогового учета.

Формирование учетной политики организации для целей бухгалтерского учета в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона о бухгалтерском учете и пунктом 5 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности должно осуществляться исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности.

При этом хозяйствующие субъекты относительно свободны в формировании элементов и положений учетной политики, руководствуясь при этом законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами Минфина Российской Федерации и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.

В настоящее время учетная политика является важнейшим инструментом управления организацией. При грамотном составлении учетной политики организация может существенно изменить в лучшую сторону свои основные показатели деятельности предприятия, построить налоговое планирование и ценовую политику.

Однако следует отметить, что значение учетной политики недооценивается многими организациями, в которых к разработке учетной политики относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных элементов.

Без ознакомления с учетной политикой организации нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности за различные периоды, сравнивать различные организации между собой, проводить аудиторскую и налоговую проверки.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что определённая организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налога на прибыль, показателей финансового состояния предприятия и его финансовой устойчивости. Отсюда можно сделать вывод о том, что учетная политика организации является начальным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики.

Цель работы – исследование теоретических и методических аспектов формирования учетной политики АО «ЧМК».


Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические основы организации учетной политики предприятия;
  • изучить нормативно-правовые акты, регулирующие формирование учетной политики в Российской Федерации;
  • исследовать организационно-производственные условия функционирования в АО «ЧМК»;
  • провести исследование формирования учетной политики и ее влияние на финансовую отчетность в АО «ЧМК»;

Объект исследования – АО «ЧМК». Исходя из этого, предметом исследования настоящей работы являются принципы формирования учетной политики на современном этапе.

Методической и методологической основой для написания курсовой работы послужили законы РФ, указы президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, инструкции, указания министерств и ведомств РФ, труды российских и зарубежных ученых-экономистов, публикации периодических изданий по исследуемым проблемам.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Нормативно-правовое регулирование учетной политики

Учетная политика организации - это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).

Эффективная работа предприятия невозможна без организации и соответствующего регулирования порядка и сроков поступления первичных документов, их обработки, составления сводных документов и т.п.

Благодаря учетной политике одни и те же факты хозяйственной жизни могут неодинаково отражаться в учете различных организаций и соответственно по разному влиять на формируемую отчетность. Выбор того или иного варианта ведения учета позволяет бухгалтерскими методами влиять на финансовые показатели: финансовый результат, рентабельность.

Учетная политика организации является элементом системы регулирования бухгалтерского учета в РФ. Согласно п.3 ст.5 «Регулирование бухгалтерского учета» Федерального закона «О бухгалтерском учете»: «организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности» [4].


Порядок формирования, оформления и раскрытия учетной политики рассмотрен в положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008). В соответствии с п.9 этого нормативного документа учетная политика организации подлежит оформлению соответствующей организационно – распорядительной документацией (приказом, распоряжением и т.п.) [5].

В части формирования, т.е. выбора и обоснования Положение «Учетная политика организации» распространяется на организации независимо от организационно – правовых форм.

Система внутренних документов, регламентирующих бухгалтерский учет в организации шире, чем только приказ об учетной политике.

Название этих документов, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки, утверждения и актуализации руководство организации определяет самостоятельно. Чем больше организация, тем сложнее ее структура, чем более серьезные задачи она ставит в своем развитии, тем значимее для нее создание четкой системы внутреннего нормативного регулирования (системы ведения бухгалтерского учета)[8].

Т.е. поясняя приведенные выше положения необходимо отметить, что при формировании учетной политики предприятия по конкретному направлению (вопросу) ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ. По каждому такому способу приводить его нормативное обоснование, т.е. указывать на основании какого нормативного документа принято или иное положение по учетной политике. Предприятие не вправе через механизм учетной политики решать те вопросы, которые не входят в его компетенцию.

1.2 Понятие, цели и задачи учетной политики

Перед началом создания учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета следует в качестве опорного плана определить:

1. Рабочий план счетов бухгалтерского учета, включающий синтетические и аналитические счета, которые нужны для ведения бухгалтерского учета согласованного с правилами своевременного и полного учета и отчетности;

2. Формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и иных документов для внутренней бухгалтерской отчетности;


3. Сроки инвентаризации и возможности оценки активов и обязательств;

4. Нормы оборачиваемости документов и способов обработки учетной информации;

5. Формы контроля за фактами хозяйственной жизни. [1]

С принятием ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» штат бухгалтерии в своей организации создает специальный отдел, который организует ведение налогового учета, систематизирует налоговые регистры и документооборот для их заполнения.

В связи с этим возникает необходимость включить в учетную политику раздел,

в котором указываются выбранные способы налогового учета, то есть, в соответствии с Налоговым Кодексом РФ существует право, позволяющее определять перечень прямых и косвенных расходов. При этом необходимо разделить налоговый учет на составные части. Часто происходит описание шаблонных правил учета или повтор норм, входящих в НК РФ, что не дает налогоплательщику возможности самостоятельно определить способ учета. Во избежании данной ошибки необходимо наиболее точно и подробно раскрыть способ учета, который будет применен организацией в дальнейшей деятельности. [2]

Следует тщательно рассмотреть те факты хозяйственной жизни, порядок действия которых не регламентирован в Налоговом Кодексе РФ. Для них предусмотрен следующий алгоритм признания доходов и расходов:

  1. Указать дату
  2. Подсчитать сумму
  3. Выявить форму первичных документов, необходимых для отражения фактов хозяйственной жизни
  4. Составить бухгалтерские записи

В заключительном разделе организацией разрабатываются и утверждаются форма налоговых регистров, возможные варианты расчета доходов и расходов по определенным фактам хозяйственной жизни, а также способы переноса убытков на следующий отчетный период.

Как и любой организационный документ, учетная политика для целей налогового учета составляется с определенными целями и задачами:

формирование полной и достоверной информации о порядке предоставления данных о величине объектов налогообложения; обоснование применяемых льгот и вычетов;

формирование полной и достоверной информации об определении размера налогооблагаемой базы отчётного (налогового) периода;

обеспечение раздельного учёта при применении различных ставок налога или различного порядка налогообложения;

обеспечение своевременной, достоверной и полной информацией внутренних и внешних пользователей, контроль за правильностью исчисления и перечисления налога в бюджет.


Организацией в полной мере должны быть раскрыты принятые при формировании учетной политики способы налогового учета, оказывающие влияние на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Нельзя забывать о том, что действующее налоговое законодательство накладывает на организации и предприятия обязанность формировать как учетную политику бухгалтерского учета, так и учетную политику для целей налогообложения. Необходим контроль и со стороны руководства организации, так как именно из отдельных предприятий складывается эффективная и стабильная экономика государства в целом.

1.3 Требования к учетной политике

Как указано в п. 8 ПБУ 1/98, при формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из ПБУ 1/98 и иных положений по бухгалтерского учету.

Согласно п. 6 ПБУ 1/98 при формировании учетной политики предполагаются следующие допущения (см. таблицу 1).

Таблица 1- Допущения при формировании учетной политики предприятия

№ п/п

Допущение

Разъяснение

1

2

3

1

Имущественной обособленности

Активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций

2

Непрерывности деятельности

Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке

3

последовательности применения учетной политики

Принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Именно поэтому следует не принимать каждый год новую учетную политику, а вносить изменения в действующую.

4

временной определенности фактов хозяйственной деятельности

Факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств. Это допущение – единственное, которое не согласуется с правилами налогового учета.