Файл: Общее образование осужденных к лишению свободы (Организация получения общего образования осужденными).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 1997 году было принято новое уголовно-исполнительное законодательство, в котором наиболее полно и последовательно отражены идеи гуманизации системы исполнения уголовных наказаний.

Сделан значительный шаг на пути приведения в соответствие отечественных пенитенциарных норм международным требованиям. Законодательно были закреплены жизненно важные для пенитенциарной системы принципы: законности, гуманизма, демократизма, дифференциации и индивидуализации исполнения наказания.

Новое уголовно-исправительное законодательство Российской Федерации, следуя гуманистическим традициям, рассматривает уголовное наказание уже не только как кару за содеянное преступление, но и, в первую очередь, как процесс исправления осужденных, как возможность предотвращения рецидивной преступности.

Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод, что пенитенциарная и образовательная системы нашли общие точки соприкосновения в практическом решении вопросов профилактики правонарушений и предупреждения преступности и ее рецидивности, совершенствования процесса воспитания в условиях исправительного учреждения, ресоциализации и реабилитации осужденных после освобождения.

Получение осужденными общего и профессионального образования сегодня признано одним из основных средств их исправления и ресоциализации. Статистика свидетельствует о прямой зависимости между уровнем образования правонарушителей и снижением количества совершаемых ими рецидивных преступлений, между ростом образовательного уровня и ускорением процесса исправления осужденных.

Глава 2. Теоретические аспекты общего образования осужденных к лишению свободы

Образование в современном обществе рассматривается как приоритетное направление деятельности государства. В отношении осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, оно выступает, согласно уголовно-исполнительному законодательству, одним из основных средств исправления осужденных. Общеизвестна роль образования в процессе формирования мировоззрения человека, его нравственных качеств, поведения и т.д. Особую значимость получение знаний приобретает для лиц, лишенных свободы. Многочисленные исследования и практика свидетельствуют о том, что повышение общеобразовательного уровня находится в тесной взаимосвязи с поведением осужденных в период отбывания наказания.[8] При этом установлена четкая тенденция улучшения поведения осужденных в зависимости от общеобразовательного уровня.


Кроме того, наличие достаточно высокого уровня образования в большей мере обусловливает возможность успешной социальной адаптации осужденных после освобождения из мест лишения свободы. Поэтому получение общего образования осужденными УИК РФ относит к числу основных средств их исправления. Детальное регулирование общеобразовательной подготовки осужденных к лишению свободы дается в ст. 112 УИК РФ.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» общее образование включает себя 3 ступени: начальное общее, основное общее и среднее общее образование.

Уголовно-исполнительное законодательство устанавливает обязательность получения осужденными только основного общего образования. Обязательное получение основного общего образования касается осужденных к лишению свободы, не достигших 30 лет. От обязательного обучения освобождаются осужденные либо в возрасте старше 30 лет, либо являющиеся инвалидами 1 или II групп. Эти категории осужденных могут получить основное общее или среднее общее образование по их желанию. Такой порядок преследует гуманные цели, с тем чтобы получение образования в местах лишения свободы не несло в себе элементов кары, дополнительного принуждения.

Общее образование осужденных согласно ст. 9 УИК РФ отнесено к основным средствам их исправления. В соответствии с ч. 5 ст. 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в России общее образование является обязательным. Статья 112 УИК РФ в отношении осужденных к лишению свободы устанавливает свои правила, ограничивая возраст для обязательного получения образования 30 годами и определяя обязанность получения лишь общего образования.

В соответствии со ст. 10 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные программы подразделяются на общеобразовательные и профессиональные, которые в свою очередь делятся на основные и дополнительные.

К общеобразовательным относятся программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

К профессиональным относятся программы начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования. Каждая образовательная программа определяет содержание образования конкретного уровня.

Для сдачи осужденными выпускных и переводных экзаменов они освобождаются от работы с сохранением заработной платы по месту работы. Отношение осужденных к обучению в определенной мере свидетельствует об уровне их интеллектуального и общего развития, степени усвоения и реализации полученных знаний, стремлении к исправлению.


Положительное отношение осужденных к обучению законодатель всячески поощряет, так как это создает основу для успешной их адаптации к условиям свободы после освобождения из исправительного учреждения. Педагогический коллектив общеобразовательных школ в связи с этим обязан участвовать в воспитательной работе с осужденными как в процессе обучения, так и в рамках воспитательного процесса, осуществляемого в пределах отряда или всего коллектива исправительного учреждения в рамках реализации единых режимов педагогических требований, предъявляемых к осужденным.

Участие учителей в воспитательном процессе является необходимым условием комплексного подхода к исправлению осужденных. Это участие проявляется в непосредственном обучении и воспитании осужденных, методическом обеспечении воспитательной работы, индивидуальном шефстве над отдельными осужденными, работе в составе советов воспитателей, организации и проведении групповых и массовых мероприятий среди осужденных и т.п. Следует подчеркнуть важность и эффективность работы педагогических коллективов школ; их деятельность, как и сами школы, всегда находятся в центре внимания руководства исправительного учреждения. Особое внимание уделяется комплектованию преподавательского состава.

Общеобразовательное обучение осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, в традиционных формах не организуется. В исправительных колониях особого режима, где содержатся эти лица, администрацией учреждения создаются необходимые условия для самообразования указанной категории осужденных. В этих целях используются возможности имеющейся библиотеки, консультации, в том числе и заочные (в форме дистанционного обучения), педагогов и специалистов, подписка на отдельные издания как самостоятельно, так и с помощью родственников и иных лиц и др.

Получение осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования законодатель относит к ведению Минюста России и Министерства общего и профессионального образования РФ.

На исправительные учреждения возложены обязанности учета осужденных, подлежащих обучению, обеспечения условий для проведения образовательного процесса, обеспечения безопасности работников школы и контроля за соблюдением ими режимных требований и т.п.;

- на школу - ответственность за организацию образовательного процесса в соответствии с учебными планами и программами, соблюдение педагогическими работниками установленных режимных правил, оказание помощи обучающимся в подготовке к занятиям, оказание помощи администрации учреждения в воспитании осужденных, их социальной адаптации.


Глава 3. Нормативно – правовое регулирование образования осужденных

Понимание важности и значимости образования, как для личности, так и для общества в целом, нашло подтверждение в законодательных актах российского государства. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с российским законодательством и нормами международного права. Права граждан на образование закреплены в основном законе – Конституции Российской Федерации. Часть 2 ст. 43 гарантирует каждому гражданину общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Кроме того, каждый россиянин вправе на конкурсной основе бесплатно получать высшее образование. Вместе с тем, основное общее образование, как гласит Конституция, является обязательным. Это значит, что не только свободные, законопослушные граждане, но и осужденные имеют право и обязаны получить основное общее образование.

Получение общего образования отнесено уголовно-исполнительным законодательством к основным средствам исправления осужденных[9].

Согласно положения «О порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах», при исправительных учреждениях создаются вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения (школы, учебно-консультационные пункты). В настоящее время, организация и деятельность такой школы определяется ее уставом и положением, утвержденным приказом министра юстиции и министра общего и профессионального образования Российской Федерации от 9 февраля 1999 г. № 31/321. Общеобразовательные школы при исправительных учреждениях находятся в ведении департаментов образования органов местного самоуправления и финансируются ими, а школы воспитательных колоний подчиняются и содержатся министерством юстиции РФ.

Общеобразовательные средние (вечерние) школы при исправительных учреждениях открываются или закрываются по ходатайствам территориальных управлений по исполнению наказаний органами образования субъектов Российской Федерации при наличии не менее 80 учащихся-осужденных при наполняемости в каждом классе 15-20 человек. При наполняемости учащихся менее этого количества создаются учебно-консультационные пункты, но при наличии более 30 учащихся.


Организация обучения осужденных осуществляется на основе договора между администрацией исправительного учреждения и школой. В соответствии с вышеуказанным положением исправительное учреждение:

1. Ведет учет осужденных, подлежащих обязательному обучению, а так же желающих повысить свой общеобразовательный уровень.

2. Обеспечивает условия для проведения общеобразовательного процесса.

3. Безвозмездно предоставляет и содержит в нормальном санитарно-гигиеническом состоянии помещения школы, производит их ремонт, оборудует мебелью, учебно-наглядными пособиями, учебниками, письменными принадлежностями, техническими аудио и видео средствами и т. п.

4. Выделяет для школы обслуживающий персонал и содержит его за счет ИУ в пределах лимита численности отряда хозяйственной обслуги.

5. Обеспечивает школу бланками аттестатов, необходимыми журналами и другой документацией.

6. Осуществляет контроль за соблюдением работниками школы режимных требований, установленных в ИУ. При нарушении работниками школ режимных требований, установленных в учреждениях, исполняющих наказания.

7. Обеспечивает безопасность работников школы во время нахождения их на территории ИУ.

Правовое регулирование общего образования осужденных к лишению свободы основывается на следующих принципах:

- принцип, согласно которому общее и профессиональное образование выступают в качестве основных средств исправления осужденных[10]. Осужденные к лишению свободы обязаны получить образование только в тех образовательных учреждениях, которые осуществляют в исправительных учреждениях обязательное основное общее образование, среднее (полное) общее образование или обязательное начальное профессиональное образование или профессиональную подготовку, в связи с режимом отбывания наказания в условия изоляции от общества[11]. Исключением из этого правила является предоставление осужденным, отбывающим наказание в колониях-поселениях, разрешения заочно обучаться в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, расположенных в пределах территории соответствующего административно-территориального образования[12];

- принцип раздельного обучения женщин и мужчин, взрослых и несовершеннолетних, свободы в связи с раздельным их содержанием в различных видах исправительных учреждений[13];