Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий (Виды оперативно-розыскных мероприятий, основания и условия их проведения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оперативный эксперимент может проводиться, как в отношении конкретных лиц, обоснованно подозреваемых в преступной деятельности (получение взяток, торговля оружием и др.), так и для выявления намерений неизвестных лиц, совершающих серийные преступления.

Результаты оперативного эксперимента оформляются рапортом сотрудника оперативного подразделения, так же могут быть оформлены видеозаписи на диски и иные улики, которые могут использоваться (в процессе доказывания, проверке выдвинутых оперативных версий, установлению причин и условий совершения тяжкого преступления и др.).

2.2. Общие условия проведения всех оперативно-розыскных мероприятий

Первым общим условием является возможность осуществления ОРМ на территории Российской Федерации, если иное не предусмо-трено федеральным законодательством. В данной формулировке из-ложена позиция законодателя на пределы действия ФЗ «Об ОРД» в пространстве в соответствии с принципом территориальности, нормы которого полностью применяются на всей территории Российской Федерации.

Согласно воле законодателя допустимы исключения из действия ФЗ «Об ОРД» в пространстве, что должно быть предусмотрено Федеральным законом. Такие исключения известны. В частности, в ст. 12 УК РФ содержится предписание о действии уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление за пределами Российской Федерации. Полагаем, что создание предпосылок для реализации этой нормы подразумевает вероятность совершения ОРД за рубежом. Так, военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами России, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по уголовному законодательству Российской Федерации (ч. 2 ст. 12 УК РФ), однако выявить, допустим, военнослужащего, который готовится совершить государственную измену, без осуществления соответствующего ОРМ крайне затруднительно.

Второе исключение допустимо на основании предписаний Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». Соответствующим международным соглашением может быть предусмотрена возможность осуществления ОРМ за пределами Российской Федерации.

Вместе с тем представительства иностранных государств в Российской Федерации обладают правовым иммунитетом территории. Это означает, что без разрешения соответствующих должностных лиц дипломатического представительства (как правило, руководителя) входить на территорию какого-либо представительства (включая официальных представителей Российской Федерации) нельзя. С учетом того, что в исключительных случаях уголовная юрисдикция Российской Федерации осуществляется на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море.


ОРД возможна для обеспечения производства расследования преступления на борту иностранного судна во время его прохода в случаях, если: последствия преступления распространяются на территорию Российской Федерации; такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами, а также для пресечения других преступлений международного характера, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, и др.[27]

ОРМ могут проводиться также в исключительной экономической зоне и на пространстве континентального шельфа Российской Федерации. Кроме того, непосредственно в ФЗ «Об ОРД» установлено определенное изъятие из принципа его действия в пространстве. Согласно ч. 5 ст. 13 данного закона в СИЗО ОРМ возможны исключительно во взаимодействии заинтересованного в получении информации ОРО с соответствующими сотрудниками уголовно-исполнительного учреждения. Самостоятельно проводить какое-либо ОРМ оперативные подразделения других ОРО на территории СИЗО не вправе.

Вторым общим условием является то, что гражданство, национальность отдельных лиц и другие обстоятельства, перечисленные в ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об ОРД», не являются препятствием для проведения в отношении них ОРМ, если иное не предусмотрено ФЗ. В этом предписании ФЗ «Об ОРД» конкретизирован закрепленный в ст. 19 Конституции принцип равенства всех перед законом и судом. Тем самым в отношении каждого может проводиться ОРД с целью защиты охраняемых объектов от преступных посягательств (при наличии соответствующих законных оснований и т. п.).

Единственным исключением из правила равенства каждого перед законом служат специальные упоминания в ФЗ. По сути, они являются правилами особого порядка осуществления ОРМ в отношении отдельных категорий должностных лиц. В соответствии с Конституцией неприкосновенны Президент Российской Федерации, депутаты палат Федерального Собрания и судьи, Уполномоченный, прокуроры и следователи органов прокуратуры[28].

По смыслу ст.ст. 22–25 и 98 Конституции Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» парламентарии обладают неприкосновенностью, или депутатским иммунитетом. Его сущность заключается в освобождении депутатов от уголовного преследования или привлечения к административной ответственности в течение всего срока их полномочий. Однако законодатель не акцентирует внимания на том, что данный иммунитет распространяется на ОРД, не предназначенную как для непосредственной реализации функций уголовного преследования, так и для привлечения к административной ответственности. Из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации следует, что в отношении действий депутата, не связанных с его деятельностью в качестве представителя законодательной власти, допустимо возбуждение дела, связанного с уголовной или административной ответственностью.


Таким образом, реализация задач ОРД относительно реально или возможно совершенного депутатом преступления, не связанного с его депутатскими полномочиями, законом не запрещена и, следовательно, допустима.

Кроме этих общих положений, необходимо отметить следующее. Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку. Это означает, что законодатель предусмотрел дополнительный перечень материальных объектов, используемых соответствующим представителем законодательной власти, относительно которого производство ОРМ существенно ограничено. Их проведение допустимо только в рамках производства по уголовному делу (предварительное следствие по которому обязательно), возбужденного по общественно опасному деянию конкретного депутата. Однако подчеркнем, что производство ОРМ в отношении иных объектов, не указанных в законе, допустимо на общих основаниях. Вместе с тем все ОРМ в отношении деятельности кандидатов в депутаты Государственной Думы и Совета Федерации могут осуществляться в общем порядке без каких-либо изъятий. На кандидатов в главы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации также распространяется правовой режим кандидатов в депутаты палат Федерального Собрания.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» личность судьи неприкосновенна. Конституционное предписание о неприкосновенности судей (ст. 122) распространяется в одинаковой степени на всех судей независимо от занимаемой должности и работы в каком-либо суде (Конституционном Суде, суде общей юрисдикции, арбитражном и военном суде).

Неприкосновенность распространяется на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы. Поэтому оперативно-розыскное проникновение в жилище (служебное помещение) судьи, в личный или используемый им транспорт, а также прослушивание его средств связи и перлюстрация корреспонденции, осмотр имущества и документов судьи допустимы исключительно в рамках производства по уголовному делу (предварительное следствие по которому обязательно), возбужденному по деянию конкретного судьи. Вместе с тем производство в отношении какого-либо судьи иных ОРМ допустимо на общих основаниях.


Из анализа ст. 12 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном поправам человека в Российской Федерации» следует, что неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы. Следовательно, оперативно-розыскное проникновение в жилище (служебное помещение) уполномоченного, в личный или его служебный транспорт, осмотр его багажа и документов, контроль переписки и используемых им средств связи правомочны только в связи с производством по уголовному делу предварительное следствие по которому обязательно, возбужденному по деянию Уполномоченного. Однако производство в отношении уполномоченного иных ОРМ допустимо на общих основаниях[29].

Согласно ч. 1 ст. 42 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, являются исключительной компетенцией органов прокуратуры. Поэтому в ходе ОРД нельзя осуществлять соответствующую проверку полученных сообщений (например, по делу оперативного учета).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из основополагающих общегосударственных задач, требующих принятия комплекса неотложных мер, являются укрепление правопорядка и борьба с преступностью. В России по-прежнему сохраняется сложная криминогенная обстановка.

В этих условиях особое значение придается совершенствованию организации деятельности правоохранительных органов и, в частности, оперативных подразделений органов МВД России по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений. Необходимость этого обусловлена тем, что оперативно-розыскная деятельность играет весьма значимую роль в обнаружении и раскрытии наиболее тяжких и опасных преступлений. Более того, без нее в ряде случаев практически невозможно решить задачи, стоящие перед уголовным судопроизводством. Прежде всего, речь идет о неочевидных и латентных преступлениях, преступлениях организованных преступных групп, доля которых в общей структуре отечественной преступности достаточно велика. Совершенствование оперативно-розыскной деятельности предполагает выделение и тщательное исследование всех особенностей этого процесса, элементов его составляющих.

Необходимость совершенствования организации оперативно- розыскной деятельности обусловлено рядом объективных и субъективных факторов. Так, несмотря на то, что у оперативных подразделений имеется информация, позволяющая раскрыть преступление, существует реальная возможность исчезновения доказательной базы, ее использование в уголовно-процессуальной деятельности вызывает в ряде случаев проблемы.


Способы совершения преступлений показывает, что наиболее тяжкие из них, а также совершаемые в группах, готовятся и совершаются тайно, преступники тщательно выбирают средства маскировки своего преступного поведения. В последние годы отмечаются факты глубокой конспирации преступных групп, применения ими современных технических средств для совершения преступлений и ведения контрнаблюдения за работниками органов внутренних дел, а также использования иных элементов активного криминального противодействия, в т.ч. коррумпированных представителей органов власти и управления.

Это подтверждает верность выбора негласных мер борьбы с преступностью в прошлом и обусловливает необходимость их использования в настоящее время, однако настоятельно требует разработки и реализации на практике современных теоретических моделей борьбы с преступностью в ее новейших проявлениях, использование необходимых научно-технических возможностей.

Только грамотная организация работы оперативных подразделений органов внутренних дел позволит предпринимать разносторонние меры по обеспечению бесперебойного и эффективного функционирования структурных подразделений, направить их на совершенствование стратегии и тактики оперативно-розыскной работы, накопление профессионального опыта, обеспечение четкого взаимодействия, устранение недостатков в деятельности оперативных подразделений и следственных аппаратов.

В целях дальнейшего совершенствования деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел следует учесть то положение, что в современных условиях реформирование оперативных подразделений в целом должно быть ориентировано на их опережающую адаптацию к принципиально изменившейся оперативной обстановке. Без этого все очередные преобразования оперативных подразделений органов внутренних дел сведутся лишь к решению задачи выживания, а сама система будет обречена на отставание от темпов и характера общественного развития, потребностей государства и общества в борьбе с преступностью.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // «Собрание законодательства РФ», 14.08.1995, № 33, ст. 3349.
  3. Батурин С.С. Об основаниях проведения оперативно-розыскных мероприятий судебного санкционирования / С.С. Батурин // Российский следователь. - 2016. - № 15. – с. 28-31.
  4. Бобров В.Г. Понятие оперативно-розыскного мероприятия. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий: лекция / В.Г. Бобров. - М.: Академия управления МВД России, 2015. - С. 23–24.
  5. Вагин О.А. Оперативно-розыскные мероприятия и использование их результатов: учеб.-практ. пособие / О.А. Вагин, А.П. Исиченко, Г.Х. Шабанов; Федеральная служба исполнения наказаний (Москва), Научно-исследовательский институт. - М.: Издат. дом Шумиловой И. И., 2016. - 119 с.
  6. Волков А.А. Актуальные проблемы соблюдения законодательства при проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан / А.А. Волков, В.В. Лошкарев // Законность. - 2016. - № 4. – с. 54-56.
  7. Воронцов С.А. О недопустимости использования правоохранительными органами метода провокации в борьбе с преступностью / С.А. Воронцов. - (Научно-теоретический раздел) // Юристъ - правоведъ. - 2015. - № 3. - С. 5-14 с.
  8. Григорян Н.В. Особенности организации оперативно-розыскного мероприятия - контролируемая поставка в борьбе с контрабандой наркотиков / Н. В. Григорян // Российский следователь. – 2014. – № 11. – С. 32-36.
  9. Громов Н.А. Доказательства, доказывание и использование результатов оперативнорозыскной деятельности : учебное пособие / Н.А. Громов, А.Н. Гущин, Н.В. Луговец, М.В. Лямин - М.:Приор-издательство, 2015. - С.6.
  10. Горяинов К.К., Вагин О.А., Исиченко А.П. Теория и практика применения органами внутренних дел Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: Научный доклад. – М.: ВНИИ МВД России, 2014. – С. 62.
  11. Давыдов Я.В. Оперативно-розыскная деятельность: Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2015.
  12. Дубягин Ю.П., Дубягина О.П., Михайлычев Е.А. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». – М.: ЗАО Юстицинформ, 2015. – С. 116.
  13. Захарцев С.И. Оперативно-розыскные мероприятия: Общие положения. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2014.
  14. Лапин Е.С. Оперативнорозыскная деятельность. Курс правовых и теоретических основ: учеб. пособие / Е.С. Лапин. Изд. 2е, доп. М.: Юрлитинформ, 2015. - 227 с.
  15. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник/ Под ред. К.К. Горяинова, B.C. Овчинского, Т.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2014.
  16. Основы оперативно-розыскной деятельности. / Под ред. В. Б. Рушайло. – СПб.: Издательство «Лань», 2016.
  17. Теория оперативно-розыскной деятельности : учебник / под ред. К.К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 842 с.
  18. Чечетин А.Е. Основы оперативно- розыскной деятельности : учебное пособие. - 3-е изд., доп. и перераб./ .Под ред. А.Е. Чечетина, - Барнаул: Барнаул. юридический институт МВД России, 2016. - С. 8.