Файл: Физические и юридические лица. Общее понятие (Государственная регистрация как основание возникновения правоспособности юридического лица).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2)принятие соответствующего решения;

3)обеспечения создания юридического лица;

4)создание юридического лица.[21]

Общее осмысление должно базироваться на оценке ресурсов, которые имеются в наличие. В том случае, если отсутствуют финансовые, кадровые, материальные и технологические ресурсы, это вовсе не значит , что следует ожидать краха предприятия. Наличие организаторских ресурсов и таланта предпринимательства возместит отсутствие других ресурсов.

Далее следует определить, какая организация будет создаваться, коммерческая либо некоммерческая. Для этих целей необходимо определиться с организационно-правовой формой юридического лица. Следует также определить место расположения юридического лица и разработать структуры управления данной организацией.

Базовые этапы создания юридического лица:

1)проведение общего собрания участников, то есть ее будущих учредителей;

2)заключение учредительного договора либо иных учредительных документов;

3)установление устава юридического лица;

4)надлежащее оформление протокола общего собрания участников(учредителей);

5)уплата государственной пошлины за регистрацию юридического лица;

6)формирование уставного капитала;

7) передача всех нужных документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц;

8)получение свидетельства о совершении государственной регистрации из органа, осуществляющего государственную регистрацию;

9)заверение копий учредительных документов в нотариальной форме;

10)постановка юридического лица в налоговой инспекции;

11)заверение подписей руководителей организации в нотариальной форме;

12)открытие расчетного счета в банке.

Из вышеперечисленных стадий создания юридического лица самыми трудоемкими и ответственными являются стадии составления учредительного договора и регистрация в государственных органах. Процедура их проведения установлена в статьях 51-54 Гражданского кодекса РФ.

Статья 52 Гражданского кодекса РФ в качестве учредительных документов устанавливает учредительный договор и устав, либо только устав или только учредительный договор. Юридическое лицо, которое было создано одним учредителем, осуществляет свою деятельность на основании устава, который утверждается данным руководителем. На основе учредительных документов осуществляется государственная регистрация организации, процедура которой определяется ст. 51 ГК РФ.[22]


Большое значение имеет вопрос о регистрации юридического лица. По традиции сформировались следующие системы государственной регистрации юридических лиц:

1)разрешительная, в соответствие с которой окончательное решение вопроса об образовании юридического лица принимается органом государства по его усмотрению;

2)явочная, согласно которой органы государства лишь ставятся в известность об образовании юридического лица и, если этого требуют правила, автоматически вносят его в соответствующий реестр;

3)нормативно-явочная, в соответствие с которой органы государства принимают решении регистрации вновь образованного юридического лица на условиях и в порядке, установленных нормативно-правовыми актами, и не могут по собственному усмотрению (к примеру, по мотивам целесообразности существования организации) вынести отказ в государственной регистрации организации.

Нормативно-явочный механизм регистрации организаций существует в настоящее время в Российской Федерации, и ГК РФ только закрепляет его, внося вместе с тем определенные коррективы. Так, к примеру, предполагается преобразование существующей на данный момент дифференцированной системы государственной регистрации организаций на единую процедуру государственной регистрации юридических лиц, как на коммерческой, так и некоммерческой основе, в органах юстиции. [23]

На данный период времени в законодательстве Российской Федерации установлена нормативно-явочная процедура создания юридических лиц. Все это значит, что орган, занимающийся регистрацией организаций, проверяет лишь соответствие представленных документов учредительного характера и действий учредителей правовым нормам, однако не наделен компетенцией проводить исследование целесообразности либо полезности вновь образуемого юридического лица.[24]

Процедура создания организации и требования, которым должны удовлетворять все действия учредителей, как и требования к документам учредительного характера, определены законодательством о некоторых разновидностях организаций, их организационно-правовых формах.

Внесенные преобразования прямо направлены упростить процесс регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей. В законодательстве подлежит реализации принцип «одного окна». Все это предполагает однократное обращение организаций и индивидуальных предпринимателей в орган, осуществляющий регистрацию, которым потом представляет информацию о регистрации организации в органы государства, в т. ч. территориальные органы Пенсионного фонда РФ, соответствующие отделение Фонда социального страхования РФ, а также органы Государственного комитета РФ по статистике по территориальному принципу, а вышеуказанные ведомства будут проводить без участия субъекта хозяйственной деятельности все операции, которые подтверждают постановку на учету с государственной регистрацией в качестве страхователя и присвоением соответствующих кодов.[25]


Также мы можем прийти к выводу, что при нормативно-явочной процедуре государственной регистрации организаций, когда не осуществляется серьезная юридическая экспертиза документов, или при уведомительной процедуре регистрации единый государственный реестр юридических лиц не может указывать на законность либо, наоборот, неправомерность осуществления деятельности юридического лица: он несет только информационную нагрузку, предоставляя участникам правоотношений в централизованном порядке информацию об организациях, не добавляя правомерности либо неправомерности данным сведениям.

Отказ в государственной регистрации организации допускается при непредставлении требуемых регистрирующих документов либо представлении документов в ненадлежащий орган государственной регистрации.

Решение об отказе в государственной регистрации должно включать основания отказа с обязательным указанием на конкретные нарушения. Оно направляется лицу, определенному в заявление о государственной регистрации, с соответствующим уведомлением о вручении подобного решения. Решение об отказе в регистрации подлежит обжалованию в суде.

За необоснованный отказ в регистрации, неосуществление государственной регистрации в регламентированные сроки либо другое нарушение процедуры государственной регистрации, а также за отказ в представлении либо за несвоевременное представление информации, которая содержится в государственном реестре, должностные лица органов регистрации подлежат привлечению к административной либо уголовной ответственности.

Помимо этого, орган регистрации возмещает ущерб, нанесенный отказом в необоснованной государственной регистрации, нарушением процедуры государственной регистрации либо уклонением от государственной регистрации, допущенным по его вине.[26]

В случае непредставления либо несвоевременного представления либо представления необходимых для включения в государственные реестры недостоверной информации заявители и (либо) организации несут ответственность, определенную действующим законодательством РФ. К тому же лицо, которое осуществляет предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, действует правомерно, что может повлечь за собой его уголовную либо административную ответственность.

Орган государственной регистрации имеет право обратиться в суд с требованиями об упразднении организации при допущении грубых нарушений законодательства либо других правовых актов, если данные нарушения имеют неустранимый характер, а также при неоднократных либо грубых нарушениях законодательства, либо других нормативных актов государственной регистрации организаций.


Отказ в государственной регистрации либо уклонение от такой регистрации подлежит обжалованию заявителем в регламентированный срок при обращении в суд.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что орган государственной регистрации не может отказать в этом при несоответствии его учредительных документов нормам действующего законодательства, представлении документов ненадлежащим лицом; отсутствии подписи нотариального удостоверения, представлении обязательных для государственной регистрации документов, включающих взаимно несоответствующую информацию (наименование организации в заявлении не соответствует наименованию организации в учредительном документе; сведения об организационно-правовой форме юридического лица в заявлении не соответствуют таким же сведениям в учредительном документе данного юридического лица.

После момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начавшемся процессе упразднения организации не допускается государственная регистрация изменений, которые вносятся в учредительные документы упраздняемой организации, а также государственная регистрация организаций, учредителем которых является данное юридическое лицо, либо государственная регистрация организаций, возникающих по итогам его реорганизации.

Вместе с тем, в пункте 1 статьи 23 Закона о регистрации отсутствует соответствующее основание для отказа в государственной регистрации в вышеуказанных случаях. При этом согласно пункту 2 указанной статьи Закона о регистрации решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 статьи 23 Закона о регистрации.[27]

2.3. Классификация юридических лиц

Перечень юридических лиц на коммерческой основе в нормах Гражданского кодекса РФ признается исчерпывающим, то есть данные организации могут быть созданы исключительно в перечисленных формах:

- общества и товарищества;

- производственный кооператив;

- унитарные предприятия на основании права оперативного управления и хозяйственного ведения.

  Товарищества и общества (ст. 66—106 ГК РФ). Подобного рода объединения в европейском праве, как правило, называют фирмами либо компаниями, а в США – корпорациями. Товарищества – это объединения лиц, а общества признаются объединениями лиц и капиталов. Однако данное деление, конечно же, условное, т.к. непосредственно личное участие всех учредителей в делах организаций, несомненно, предполагается.


Товарищества и общества – это организации на коммерческой основе с уставным капиталом, который разделен на доли. Имущество, которое было внесено в качестве вкладов участниками, а также имущество, которое было приобретено вследствие коммерческой деятельности, принадлежит товариществу и обществу на основании права собственности. Учредители после передачи имущества во вклады, теряют право собственности на данное имущество. Они обладают только правом требования к данной организации и возможностью получить имущество при его ликвидации. [28]

К обществам и товариществам следует отнести – полное товарищество и товарищество на вере, общество с ограниченной ответственной, общество с дополнительной ответственностью, а также акционерные общества, которые могут быть открытыми и закрытыми. В качестве их учредителей выступают физические и юридические лица.

Полным товариществом считается такая организация, участники которой, выступая в качестве предпринимателей, в первую очередь, осуществляют деятельность в сфере предпринимательских отношений от имени товарищества, а также несут ответственность по обязательства товарищества всем принадлежащим им имуществом.

В товариществе на вере, как правило, выделяют две основные группы участников (статья 82 Гражданского кодекса РФ):

1)полные товарищи занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества, вместе с тем солидарно отвечают всем личным имуществом по долгам товарищества;

2)вкладчики (коммандитисты), которые только вносят вклады в имущество и отвечают лишь в пределах собственного вклада (по факту несут только риск потери вклада. Они не принимаются участия в деятельности товарищества в сфере предпринимательских отношений.[29]

Общественно с ограниченной ответственностью создается при объединении капиталов. Личное участие его членов в делах ООО не требуется.

Уставный капитал подразделяется на доли участников. Ответственность учредителей по долгам общества отсутствует. Имущество принадлежит обществу с ограниченной ответственностью на основании права собственности.

Участники отвечают по долгам общества с ограниченной ответственностью в пределах стоимости принадлежащих им долей.

Высшим органом общества признается общее собрание участников ООО, а директором является только исполнительный орган.

Акционерным обществом признается организация, созданная при объединении капиталов, его уставный капитал делится на определенное количество равных долей, выражающееся ценными бумагами, т.е. акциями.