Файл: Применение процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов (ОПТИМИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД КАК ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСОМ
1.1 Понятие, состав и классификация бизнес-процессов
1.2 Применение процессного подхода в управлении бизнесом
2.1 Оптимизация бизнес-процессов предприятия: подходы и методы
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
В сложившихся экономических условиях предприятия и организации испытывают определенные трудности функционирования, связанные с кризисными явлениями в мировой и отечественной экономике. Чтобы поддерживать свою конкурентоспособность, предприятию необходимо минимизировать издержки, управлять потоками ресурсов, максимизируя доходы. Речь идёт как о временных и организационных, так и о материальных потерях, возникающих в процессе функционирования предприятия. Учитывая, что современное производственное предприятие, разрабатывающее и производящее инновационную продукцию, является сложной системой, а также уровень развития и широту использования информационных технологий, целесообразно рассмотреть ее элементы как систему функционирующих бизнес-процессов в рамках процессного подхода. Процессный подход в управлении предполагает, что объектом управления на предприятии являются процессы организации.
Внедрение инновационных технологий производства, являющееся необходимым условием сохранения и усиления конкурентных позиций на рынке, сопряжено с высокими затратами, поэтому предприятия вынуждены искать способы снижения производственных затрат без утери качества производимой продукции. Традиционно при принятии решения о внедрении новой технологии выбор варианта технологического процесса осуществляется на основе расчета нормативов и технико-экономических показателей эффективности. Однако применение процессного подхода позволит не только осуществить такой выбор, но и провести оптимизацию бизнес-процессов. Регламентация процессов дает ясное понимание того, как функционирует организация, позволяет увидеть и свести к минимуму процессы, не создающие ценности для потребителя, а значит, сократить свои издержки и получить конкурентное преимущество на рынке.
Особенности процессного подхода в управлении предприятиями и организациями в достаточной степени представлены в отечественной и зарубежной литературе. Широко известна работа М. Хаммера и Дж. Чампи «Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе», в которой описана методология реижиниринга, рассмотрен опыт ведущих компаний по организационной перестройке бизнеса. М. Хаммер и Дж. Чампи предлагают инструментарий, гарантирующий существенную экономию производственных и временных затрат, формирующий компанию нового типа, ориентированную на достижение высоких конкурентных позиций[1].
Несмотря на многообразие подходов к процессу управления промышленными предприятиями, разработке и внедрению процессного подхода в практику их деятельности, остается ряд актуальных вопросов, связанных с необходимостью формирования технологий, методов и механизмов оптимизации бизнес-процессов предприятия. Выделение, описание и управление бизнес-процессами организации, согласно концепции реинжиниринга, реализует управленческую методологию, позволяющую существенно повысить эффективность хозяйственной деятельности в целом. Традиционно реинжиниринг предприятия рекомендуется проводить с целью полной перестройки деятельности предприятия в случае угрозы банкротства, перепроектирования бизнес-процессов в системе антикризисных мер и для совершенствования процессного управления успешного предприятия с целью повышения устойчивости и конкурентоспособности. В данной работе предлагается использовать методики реинжиниринга для оптимизации производственной деятельности предприятия на основе экономико-математического моделирования с использованием регрессионного анализа.
Объектом исследования в данной работе является процессный подход к управлению, а предметом – особенности и сложности процессного подхода.
Целью данной работы ставится рассмотрение особенности применения процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть процессный подход как технологию управления бизнесом;
- исследовать применение процессного подхода на практике оптимизации бизнес-процессов промышленного предприятия.
В данной работе используется сравнительно – аналитический метод исследования.
Теоретическую основу исследования составляют научные положения, содержащиеся в трудах ведущих западных и отечественных учёных и специалистов в области менеджмента и теории управления.
Практическая значимость работы состоит в рассмотрении особенностей процессного подхода к управлению.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД КАК ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСОМ
1.1 Понятие, состав и классификация бизнес-процессов
Современные представления об управлении организацией базируются на том, что бизнес необходимо чётко определять, измерять, анализировать и улучшать. Всё чаще в управлении организацией применяется процессный подход, в основе которого лежит выделение в организации бизнес-процессов (процессов) и управление этими процессами.
Бизнес-процесс - совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или несколько видов ресурсов, и в результате этой деятельности на «выходе» создаётся продукт, представляющий ценность для потребителя.
Таким образом, любой бизнес-процесс имеет вход, выход, управление (владелец процесса) и ресурсы (рис. 1).
Владелец процесса - это должностное лицо или коллегиальный орган управления, имеющий в своем распоряжении ресурсы, необходимые для выполнения процесса, и несущий ответственность за результат процесса.
Владелец процесса ведёт управление процессом и является неотъемлемой составной частью процесса.
Выход (продукт) - материальный или информационный объект или услуга, являющийся результатом выполнения процесса и потребляемый внешними по отношению к процессу клиентами.
Выход (продукт) процесса всегда имеет потребителя. В случае если потребителем является другой процесс, то для него этот выход является входом. Выход (продукт) процесса также может использоваться в качестве ресурса при выполнении другого процесса. К выходам процесса могут относиться: готовая продукция, документация, информация (в том числе отчётная), персонал (для процесса «Обеспечение кадрами»), услуги и т.д.
Рис. 1. Схема управления процессом
Вход бизнес-процесса - продукт, который в ходе выполнения процесса преобразуется в выход.
Вход всегда должен иметь своего поставщика. К входам процесса могут относиться: сырьё, материалы, полуфабрикаты, документация, информация, персонал (для процесса «Обеспечение кадрами»), услуги и т. д.
По отношению к организации входы могут быть внутренними или внешними.
Решение проблемы, касающейся двусмысленных или противоречивых требований к входу, может потребовать проведения консультаций с внутренними и внешними сторонами, имеющими отношение к этой проблеме. Входные данные, полученные на основе деятельности, полная оценка которой ещё не завершена, следует подвергнуть оцениванию посредством последующего анализа, верификации (подтверждение соответствия конечного продукта предопределённым требованиям) и валидации (подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены). Организации рекомендуется идентифицировать важные или критические характеристики продукции и процессов с целью разработки результативного и эффективного плана управления и мониторинга деятельности в ходе процессов.
При рассмотрении вопросов, относящихся к входу, необходимо принимать во внимание следующее:
- компетентность работников;
- документация;
- возможности и мониторинг оборудования;
- охрана труда, безопасность и производственная среда.
Ресурс бизнес-процесса - материальный или информационный объект, постоянно используемый для выполнения процесса, но не являющийся входом процесса.
К ресурсам процесса могут относиться: информация, персонал, оборудование, программное обеспечение, инфраструктура, среда, транспорт, связь и пр. Владелец процесса в ходе планирования и управления процессом производит распределение и перераспределение ресурсов для достижения наилучшего результата процесса. Отнесение информации одновременно к входам и ресурсам процесса не является ошибкой.
Выделяют следующие основные бизнес-процессы в организациях[2]:
1) процессы товародвижения (логистики), связанные с основной деятельностью организации -выпуском продукции и обслуживанием конечных потребителей;
2) процессы подготовки производства, нацеленные на планирование деятельности организации с позиции удовлетворения потребностей потенциальных потребителей и выведение на рынок новых продуктов и услуг - исследование рынка (маркетинг), стратегическое планирование производства, конструкторская и технологическая подготовка производства;
3) процессы инфраструктуры, ориентированные на поддержание ресурсов в работоспособном состоянии (подготовка и переподготовка кадров, закупка и ремонт оборудования, социальнокультурное обслуживание работников организации).
Рассмотрим классификацию процессов, согласно которой процессы организации могут быть разделены на три основные типа по характеру деятельности и создаваемому продукту (табл. 1).
Внешними клиентами организации являются не только потребители её продукции или услуг. К их числу относятся пять основных групп лиц, заинтересованных в успешной деятельности организации:
- клиенты (потребители основных продуктов, производимых организацией);
- собственники (акционеры, инвесторы, аффилированные лица);
- персонал (сотрудники и руководители организации);
- поставщики (поставщики входящих материалов, комплектующих и продуктов, субподрядчики и партнеры, аутсорсинговые компании);
- общество (налоговые, федеральные и муниципальные органы, общественные организации, т.е. все те внешние организации, которые используют результаты деятельности компании, в том числе информацию).
Внутренними клиентами процесса являются подразделения (исполнители, процессы), использующие результат выполнения (выход) процесса.
К основным процессам организации, как правило, относят процессы производства, сбыта и снабжения. К основным следует относить процессы, добавляющие ценность продукции для потребителя. Примерами таких процессов являются: маркетинг, закупки, производство, хранение, поставка продукции, сервисное обслуживание и другие, связанные с продукцией[3].
Вспомогательные процессы напрямую не добавляют стоимости и являются по своей сути затратными. К таким процессам обычно относятся:
- подготовка кадров;
- сервисное обслуживание оборудования;
- обеспечение связью, ИТ-обеспечение;
Таблица 1.
Классификация процессов организации
Типы процессов |
Характерные признаки |
Клиенты |
Основные процессы (процессы основной деятельности) |
|
|
Вспомогательные процессы |
|
1. Внутренние клиенты - другие процессы организации |
Процесс управления организацией |
|
1. Собственник и (инвесторы)
|
- административно-хозяйственное обеспечение;
- финансовое и бухгалтерское обеспечение деятельности организации;
- обеспечение безопасности;
- другие процессы[4].
Приведённый список процессов не является исчерпывающим или обязательным. Каждая организация решает для себя сама, какие процессы стоит выделять для её нормального функционирования.