Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Визуально-контактные средства невербального общения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

В процессе общения часто приходится сталкивался с ощущением неясной тревоги, когда собеседник утверждает одно, однако подсознательно чувствуется его фальшь. Возможно, это интуиция, но на самом деле, интуицию легко развить, наблюдая за собеседником и, зная конкретное значение жестов, сделать верные выводы.

Невербальное общение — это коммуникация без помощи слов. И не только между людьми, а также и при взаимодействии с животными. А также помогает понять собеседника более глубоко и выразить более сложные чувства, к которым невозможно подобрать слов либо если человек не осознает, что с ним происходит, то тело даёт ему и окружающим подсказку о его состоянии. Можно подумать, зачем нам знать больше, ведь вербально это как просто, да?

Но словами ведь можно обмануть, а некоторые движения и процессы в организме в зависимости от проживания какого-либо чувства невозможно подделать. К примеру, даже если вы и примете позу и вид испугавшегося человека, ваши зрачки не расширятся, а ладони не вспотеют от страха.

Данная тема является актуальной потому, что умение общаться – один из важнейших факторов успеха.

Хотя вербальные символы (слова) — основное наше средство для кодирования идей, предназначенных к передаче, мы используем и невербальные символы для трансляции сообщений. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Обмен взглядами, выражение лица, например, улыбки и выражения неодобрения, поднятые в недоумении брови, живой или остановившийся взгляд, взгляд с выражением одобрения или неодобрения — все это примеры невербальной коммуникации. Использование пальца как указующего перста, прикрывание рта рукой, прикосновение, вялая поза также относятся к невербальным способам передачи значения (смысла).

По мнению антрополога Эдуарда Т. Холла, лидер ООП Ясир Арафат носит темные очки, чтобы люди не могли наблюдать за его реакциями по расширению его зрачков. Ученые недавно установили, что зрачки расширяются, когда вас что-то заинтересовывает. По Холлу, о реакции зрачков в арабском мире знают уже сотни лет.


Цель исследования – рассмотреть невербальные проявления эмоциональных состояний человека.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность и значение невербального общения;

2. Дать общую характеристику невербальных средств;

3. Определить эмоциональные средства невербального общения;

4. Выявить пространственные движения как средства невербального общения

1. Сущность и значение невербального общения

1.1. Проблема психологии общения

Жизнь человека в группе и обществе невозможно представить без общения. Проблему психологии общения разрабатывали выдающиеся наши психологи Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев и другие. Так, с точки зрения Выготского, одного из основоположников советской психологии, в процессе индивидуального развития первичны такие формы человеческого общения, как взаимодействие двух индивидов, отношения диалога, спора и т.д.

Существуют различные теории общения и среди них — теория общения Зигмунда Фрейда, основанная на убеждении, что в процессе взаимодействия людей воспроизводится их детский опыт. Согласно Фрейду, в различных жизненных ситуациях мы применяем понятия, усвоенные в раннем детстве. Мы склонны с уважением относится к человеку, облеченному властью, например к начальнику — нам он напоминает кого-то из родителей. [1] Джордж Хоуманс считает, что люди общаются друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. Эта теория обмена проливает некоторый свет на то, почему люди ведут себя с другими так или иначе, но этим не исчерпывается весь процесс межличностного общения. Другая теория предложена Джорджем Гербертом Мидом. Он считал, что мы реагируем не только на поступки других людей, но и на их намерения. Когда знакомый подмигивает, интересует, что он подразумевает: стремится поухаживать, вместе посмеяться над шуткой, не исключено, что он просто страдает нервным тиком. Мы разгадываем намерения других людей, анализируя их поступки и опираясь на свой прошлый опыт. Такой процесс сложен, но он проявляется почти во всех взаимоотношениях с другими людьми. Мы способны на это, потому что с детства приучены придавать значение предметам, действиям и событиям. Когда мы придаем значение чему-то, оно становится символом. В обществе кольцо не просто драгоценность, оно символ стремления двух молодых людей вступить в брак. Вытянутая рука может символизировать приветствие, мольбу о помощи или нападение. Лишь придав жесту значение, мы можем на него реагировать — пожать руку другому человеку, крепко схватить ее или удалиться. На нас воздействует не только действие, но и намерение.


Гарольд Гарфинкель считает, что общение регулируется правилами взаимодействия между людьми. Эти правила определяют, когда уместно что-то сказать или промолчать, пошутить или уклониться от насмешки, деликатно прекратить разговор т.д. Определенные стереотипы воздействуют на людей независимо от того, какое значение они им придают. Подчиненный и начальник могут договориться о правилах, регулирующих их взаимодействие; возможно, иногда подчиненный может указать начальнику, что следует делать. Но существует определенный предел: это тот момент, когда подчиненный стремится поменяться местами со своим начальником.

На протяжении длительного времени ученые неоднократно отмечали определенное влияние психологического состояния человека на возникновение у него различных соматических заболеваний. Со временем возникло отдельное направление в науке, которое получило название психосоматики. Ее предметом является изучение взаимосвязи психологических факторов с различного рода соматическими заболеваниями.

В идеале каждая конкретная ситуация требует разного эмоционального проявления. Причем это касается не только вида человеческих эмоций, но и степени их проявления. Кроме того, человек не должен быть единственным объектом для проявления своих эмоций, поскольку такая односторонность существенно обедняет личность. Адекватные ситуации эмоции должны быть направлены на собеседника, определенную деятельность или предметы. Только при таких условиях можно сказать, что человек умеет их правильно выражать.

Необходимым условием нормального общения является умение выражать свои и распознавать чужие эмоции. Согласно исследованиям американских психологов, неспособные к невербальному выражению эмоций дети со временем оказывались в социальной изоляции от всего детского коллектива. В результате, в лучшем случае они просто отставали в обучение, но также довольно часто у таких детей наблюдались различные психические отклонения.

Наиболее правильным вариантом поведения будет проявление эмоций, даже негативных. Однако высказывать свои обиды нужно достаточно осторожно, чтобы не создать с собеседником конфликтной ситуации. Нужно также иметь в виду, что излишняя экспрессивность, скорее всего, вызовет у окружающих недоумение и неприязнь. Поэтому эмоции проявлять, конечно, нужно, но строго соблюдая при этом меру. Ну а если появилось чувство чрезмерного эмоционального напряжения, то для разгрузки рекомендуется заняться спортом или найти увлекательное хобби.


1.2. Роль невербального общения

Слова хорошо подходят для передачи логической информации. В то же время чувства лучше передаются не вербально. Согласно оценкам ученых 93% информации, передающейся при эмоциональном общении, проходит по невербальным каналам коммуникации.

Невербальное общение трудно контролируется даже профессиональными артистами. Им для этого необходимо входить в образ, что является сложным творческим процессом, не всегда получается и требует репетиций. Поэтому невербальное общение является существенно более надежным, чем вербальное. Мы можем контролировать часть параметров невербального общения. Но мы никогда не будем в состоянии контролировать все параметры, так как человек может держать в голове одновременно не более 5-7 факторов.[2]

Невербальное общение, как правило, спонтанно и непреднамеренно. Его нам подарила природа как продукт многих тысячелетий естественного отбора. Поэтому невербальное общение – очень емко и компактно. Овладевая языком невербального общения, мы приобретаем эффективный и экономичный язык. Моргнув глазом, кивнув головой, помахав рукой, мы передаем свои чувства быстрее и лучше, чем сделали бы это при помощи слов.

Наши позы, мимика и интонации постоянно что-то сообщают окружающим, включая тех, с кем мы взаимодействуем по рабочим вопросам. Специалисты из Оттавского университета изучили исследования, посвящённые невербальным коммуникациям на работе, и объединили их в большой обзор[3]. В результате учёные выделили пять главных функций невербального поведения в рабочей обстановке.

1. Проявление личности

Язык тела, мимика и голос дают людям представление о том, кто мы есть. Лишая коллег этой информации, мы рискуем создать неверное впечатление.

Человек, который не посылает никаких невербальных сигналов, может быть воспринят окружающими как жёсткий или незаинтересованный в работе.

Это не означает, что уже при первой встрече с работодателем нужно продемонстрировать ему весь спектр своих невербальных возможностей. Для положительной оценки достаточно немного проявить себя. Так, во время собеседования можно использовать короткое рукопожатие, улыбку, зрительный контакт и кивки головой. Умеренное количество жестов для повышения выразительности речи тоже уместно.


Кстати, выяснилось, что во время интервью невербальные сигналы особенно важны для женщин. В их случае крепкое рукопожатие способно произвести лучшее впечатление, чем долгий и подробный рассказ о прошлых заслугах.

2. Демонстрация власти

Невербальные сигналы предоставляют информацию о социальной иерархии в той или иной обстановке, особенно на рабочем месте, где есть вертикальный аспект взаимоотношений.

Власть демонстрируется через соответствующие позы. Часто действует следующий принцип: чем больше пространства занимает человек (например, когда раздвигает ноги), тем более уверенным и сильным он кажется. Сила также проявляется в том, что человек контролирует или прерывает разговор (то же относится к зрительному контакту), использует наступательную интонацию и серьёзное выражение лица. При этом женщины, которые демонстрируют агрессию или заметно сердятся, могут оцениваться окружающими негативнее, чем мужчины.

Что касается разницы культурного восприятия, то исследователи сходятся во мнении: большинство властных сигналов интерпретируются жителями разных стран одинаково. Хотя существуют и исключения. Например, если в Америке человек, закинувший ноги на стол, может быть воспринят как настоящий босс, то в Японии — только как невежа.

Пытаться демонстрировать власть перед своим начальником — не лучшая карьерная стратегия. Иначе дело обстоит, если вы руководитель. Но в данном случае значение имеет пол. Следует помнить о том, что излишнее проявление гнева может сыграть с женщиной злую шутку.

Ну и, конечно, необходимо брать в расчёт культурные нормы: если вы планируете работать в иностранной компании, имеет смысл хотя бы ознакомиться с принятым в выбранной стране деловым этикетом.

3. Мотивация людей

Влиять на людей можно не только через демонстрацию власти. Эффективное лидерство может основываться и на харизме. Харизматичный лидер способен усилить свои слова проявлением энтузиазма и страсти. Для этого ему следует удерживать зрительный контакт с аудиторией (при этом взгляд не должен быть пристальным, иначе он может быть расценён как агрессия), говорить бегло, уверенно и немонотонно, а также демонстрировать собственную увлечённость посредством мимики и жестов.

Другая составляющая харизмы — это умение добиться расположения слушателей, буквально заразить их своей идеей. В данном случае необходимо сохранять открытую позу, проявлять заинтересованность в окружающих и использовать проверенный временем приём — искреннюю улыбку.