Файл: Методы и формы организации контроля за деятельностью органов муниципального управления (Контроль как способ обеспечения законности в государственном управлении).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

В теории управления под управленческим контролем понимают управленческую функцию, призванную обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития объекта управления. Главный смысл контроля заключается в создании гарантий выполнения планов и в повышении эффективности управленческого контроля. Контроль - важная функция управления, так как она обеспечивает обратную связь в системе управления. В функцию управленческого контроля входят: сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах деятельности, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений. Контроль как функция управления должен быть эффективен, то есть иметь стратегический характер, быть нацеленным на достижение определённых результатов, прост и экономичен. Если эта функция выполняется руководителем успешно, то его деятельность по управлению коллективом также складывается успешно и эффективно. Контролировать – значит делать всё возможное для получения конкретных результатов, что и требуется от любого руководителя организации. Исходя из этого, в ходе контроля следует не только устанавливать теневые стороны деятельности, но соотношение позитивных и негативных сторон. Объект исследования – общественные отношения в области государственного управления. Предмет исследования – контроль за деятельностью органов государственного и муниципального управления. Цель исследования – определить особенности организации контроля за деятельностью органов государственного и муниципального управления. Задачи исследования: 1)проанализировать понятие государственного управления; 2)проанализировать принципы государственного управления; 3) проанализировать методы и функции государственного управления; 4) проанализировать понятие и сущность контроля; 5)проанализировать виды контроля в системе государственного управления; 6)проанализировать особенности государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления; 7) проанализировать особенности общественного контроля в системе государственного и муниципального управления; 8) проанализировать особенности внутреннего контроля в органах местного самоуправления. Для выполнения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы, обобщение, сравнение, структурно-функциональный метод, а также теоретический и метод обработки данных. Информационная база исследования .Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что на основе изученной литературы, периодической печати собран материал для углубленного осмысления вопросов по данной теме. Практическая значимость заключается в возможности применения основных положений, содержащихся в исследовании, и призванных способствовать совершенствованию проработанности по направлениям указанной темы.


Глава 1. Государственное управление- общие представления

1.1 Понятие государственного управления

 Классическое понятие определяет управление как деятельность государства или других субъектов государственной (публичной) власти, которая осуществляется вне границ законотворчества и правосудия. Определение государственного управления выделяет и связывает воедино такие явления и институты, как государственное управление и правительство в качестве исполнительного органа единой государственной власти (а также других органов исполнительной власти) и органов местного самоуправления, реализующих в определенном объеме функции государственного управления.
Государственное управление представляет собой сложную систему, каждый элемент которой передает, воспринимает и преобразует регулирующие воздействия таким образом, что они упорядочивают общественную жизнь. Признаку системности государственного управления в специальной литературе уделяется особое внимание, так как в эту деятельность вовлечены миллионы управленцев (государственных служащих и должностных лиц), принимающих и исполняющих правовые акты управления, а также граждан и, кроме того, колоссальные финансовые, организационные, материальные и человеческие ресурсы. Системность государственного управления обеспечивает достижение поставленных задач и качественное осуществление управленческих функций, ибо она связывает в единое целое с помощью управляющего воздействия (прямых и обратных связей) субъектов и объектов управления.

Г. В. Атаманчук указывает на три обязательных свойства государственного управления: 1) управленческое воздействие опирается на силу государственной власти; 2) распространенность государственного управления на все общество (его всеобщность); 3) системность . Государственное управление призвано осуществлять исполнительную власть. С организационной точки зрения государственное управление — это властное упорядочивающее воздействие субъекта управления (государства и его специальных органов либо должностных лиц) на объекты управления (общество, граждан и пр.). Более конкретно — это целенаправленная организующая, подзаконная, исполнительно-распорядительная и регулирующая деятельность системы органов государственной исполнительной власти, осуществляющих функции государственного управления (обусловленные функциями самого государства) на основе и во исполнение законов в различных отраслях и сферах социально-культурного, хозяйственного и административно-политического строительства.
Государственное управление в широком смысле характеризует всю деятельность государства по организующему воздействию со стороны специальных субъектов права на общественные отношения. Функции государственного управления (такие, как под бор, расстановка, аттестация кадров, учет и контроль, применение мер принуждения и поощрения, дисциплинарного воздействия, прогнозирование, планирование, финансирование и т.д.) в той или иной мере осуществляют многие органы государства: суд, прокуратура, представительные органы публичной власти.
Понятие государственного управления включает важнейшие организационно-правовые категории, которые проявляются в управленческих отношениях:
-государственная управленческая деятельность — это осуществление субъектами исполнительной власти, а также иными звеньями государственного управления (государственными служащими и должностными лицами) функций государственного управления;
-область государственного управления — это сгруппированные по признаку основного назначения отрасли государственного управления (управление экономической сферой, управление в социально-культурной и административно-политической областях);
-отрасль государственного управления — это система звеньев органов управления, объединенных общностью объекта управления (управление промышленностью, транспортом, сельским хозяйством, строительством, внутренними и внешними делами, образованием, здравоохранением, финансами, обороной, связью, железными дорогами, лесным хозяйством). Разнообразие функций государственного управления обусловливает и наличие многочисленных и разнообразных отраслей и сфер государственного управления;
сфера государственного управления — это комплекс организационных отношений по поводу осуществления межотраслевых полномочий специального назначения (например, стандартизация, сертификация, метрология, государственная статистическая отчетность, планирование). В этих сферах органы государственного управления осуществляют контрольно-надзорные полномочия в установленных законом масштабе и границах;
орган государственного управления (исполнительной власти) — это субъект исполнительной власти, который непосредственно осуществляет функции государственного управления в установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами пределах, наделен соответствующей компетенцией, имеет определенную структуру и управленческий персонал.

Поскольку государственное управление осуществляется и посредством принуждения, то в качестве субъектов управления можно выделить организации, не относящиеся к органам исполнительной власти, которым делегированы соответствующие полномочия принуждающего характера: а) суды общей юрисдикции при рассмотрении дел об административных правонарушениях; б) мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ; в) общественные объединения (ор ганизации) и другие субъекты, уполномоченные государством применять меры контроля, а также выполнять важные государственно-управленческие функции.


1.2. Принципы государственного управления

Принцип (лат. — основа, первоначало) трактуется как основное исходное положение какой-нибудь теории, учения, науки; руководящая идея, основное правило поведения.
Принципы в государственном управлении — организационные и социально- правовые.

1)Организационные принципы: плановость, прогнозирование, объективность, дифференциация и фиксация функций, научность, рациональность, ответственность, сочетания единоначалия с коллегиальностью, линейный принцип, двойного подчинения, единства и централизации.

Принцип плановости и прогнозирования в организации деятельности органов государственного управления означает, что органы государственного управления должны уметь разрабатывать комплексные федеральные программы по осуществлению динамически устойчивого развития общественных процессов на основе познанных объективных законов, закономерностей социального управления. Принцип плановости в управлении обществом тесно связан с процессом прогнозирования тех или иных явлений и процессов в обществе и всегда имеет вероятностную оценку. Принцип объективности тесно связан с плановостью, так как требует анализа и учета фактического состояния и развития состояния процесса управления, его устойчивого и динамического развития, а также определения комплексных мер по поддержанию требуемого уровня процесса управления. Принцип дифференциации (разделения) и фиксирования функций и полномочий каждого из органов управления и их должностных лиц, что крайне важно для правильного подбора и расстановки кадров в соответствии с их профессиональной подготовкой и опытом работы, а также разработки и совершенствования организационных структур управления для успешного осуществления объективных функций и поставленных задач. Принцип научности в управлении выражается в применении научных методов познания законов и закономерностей процесса управления, их теоретической систематизации и использовании на практике, использовании научных методик и средств сбора, обработки, обобщения и анализа информации о состоянии объекта управления, ее обработке с применением количественных методов на базе ЭВМ, а также выявлении и осмыслении актуальных проблем, формировании приоритетных целей по их разрешению, постановке задач, определении эффективных способов и средств их решения. Принцип рациональности, т.е. целесообразность достижения желаемого результата заключается в том, что цели и задачи управления должны достигаться при наименьших ресурсных затратах (силах и средствах, финансовых, временных ресурсах и др.).


Управление должно быть рациональным, особенно в рыночных условиях, так как при осуществлении управленческой деятельности имеет место не только принцип законности, но и целесообразности, они должны не противопоставляться, а дополнять друг друга. Принцип ответственности органов управления и их должностных лиц за результаты своей работы в целом. Это обеспечивается нормативно-правовым закреплением полномочий, задач, функций, форм и методов работы: например, должностное лицо органа управления может быть привлечено к дисциплинарной ответственности как за невыполнение своих функций, так и за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. Принцип сочетания единоначалия с коллегиальностью. Сочетание единоначалия и коллегиальности реализуется практически во всех органах исполнительной власти, даже там, где основным принципом управления является единоначалие (например, в МВД РФ). В этих случаях используются рекомендации коллегий при решении многих комплексных и сложных вопросов по предметам ведения и в объеме компетенции органа исполнительной власти. Принцип линейности обеспечивает руководителю по предметам ведения и в пределах его компетенции возможность реализовывать все функции и задачи по отношению к своим подчиненным и персонально нести ответственность за результаты работы органа управления. Принцип двойного подчинения обеспечивает сочетание начал централизации в руководстве с учетом местных условий, например управление подразделениями милиции общественной безопасности и муниципальной милицией. Принцип единства и централизации характерен для отраслевых и особенно для военизированных органов исполнительной власти. Специальные принципы организации деятельности органов управления, которые отражают специфику организации и деятельности отдельных государственных органов управления: например, органы ФСБ, МВД используют регламентированные законами принципы конспирации, сочетание гласных и негласных форм деятельности, например в борьбе с организованной преступностью и другими особо опасными преступлениями.

2) Социально-правовые принципы. К ним относятся: демократизм – народ выступает единственным источником власти. Осуществляет власть как непосредственно, так и через органы исполнительной власти. Контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется органами законодательной и судебной власти, прокуратуры, а также населением (общественный контроль); законность – деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе точного и неукоснительного соблюдения и исполнения Конституции и законов, соответствия прилагаемых нормативных правовых актов актам высшей юридической силы; объективность – при осуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы, устанавливать существующие закономерности и учитывать их при принятии управленческих решений и их реализации; научность – применение научных методов сбора, анализа и хранения информации, учета научных наработок в ходе принятия и реализации управленческих решений; конкретность – осуществление управления должно строиться с учетом конкретных жизненных обстоятельств, т. е. в соответствии с реальным состоянием объекта управления и ресурсом субъекта управления; разделение властей – подразделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением за ними в установленном порядке конкретных функций; федерализм – деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ; эффективность – достижение целей управленческой деятельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени.


1.3. Функции и методы государственного управления

1. Правоприменительная функцияРеальное претворение в жизнь Конституции РФ, законов и иных нормативных правовых актов государства.

2.Нормотворческая функция государственной службы выражается в законопроектной, а также в экспертной, аналитической, справочной работе государственных служащих и процессе подготовки законопроектов.

3. Регулирующая функция. Разработка и реализация государственной политики во всех областях жизни общества.

4. Правотворческая функция. Разработка и принятие нормативных правовых актов.

5. Правозащитная функция. Это обеспечение прав и свобод граждан. Государственная служба призвана обслуживать потребности и интересы граждан, повышать действенность правовой защиты личности, применять меры государственного принуждения в установленных законом случаях.

6. Организационная функция. Обеспечение практической реализации компетенции государственных органов, внутренней согласованности, их стабильного функционирования и эффективного влияния на процессы в обществе.

Государственная служба проявляет себя при разработке разнообразных конкретных программ государственной деятельности, принятии всех основополагающих политических решений и при их реальном осуществлении. В этом смысле государственная служба выполняет важную регулятивную функцию. Ее задача состоит в том, чтобы обеспечить согласование различных интересов, имеющих место в обществе. Государственная служба призвана обеспечить координацию и упорядочение деятельности государственных органов, объединения их в единый государственный аппарат легитимной государственной власти. Для этого она постоянно должна решать задачи:

- упорядочение работы государственного аппарата;

- установление требований к функциям и полномочиям по государственным должностям;

- определение компетентности и профессиональной подготовленности государственных служащих;

- регламентация способов и процедур анализа и оценки эффективности функционирования государственного аппарата;

- формирование условий обеспечения государственных служащих, включая материальные, социальные и правовые гарантии государственной службы.

Методы государственного управления – это способ осуществления его функций. Сущность методов государственного управления определяется его социальной природой. Знание методов говорит о функционировании механизмов государства. Применение методов управления зависит от цели управления. Если цель управления обуславливает специфику использованных методов, то правильный выбор метода обеспечивает реальное достижение цели.