Файл: Применение объектно-ориентированного подхода при проектировании информационной системы (Базовые составляющие объектно-ориентированного подхода).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Основы объектно-ориентированного подхода к анализу и проектированию информационных систем

1.1. Сущность объектно-ориентированного подхода

1.2. Базовые составляющими объектно-ориентированного подхода

1.3. Преимущества объектно-ориентированного подхода

2. Основы Унифицированного процесса

2.1. Структура Унифицированного процесса

2.2. Технологические процессы

2.3. Утилиты

2.4. Базовые концепции Унифицированного процесса

3. Основы Унифицированного языка моделирования

3.1. Структура Унифицированного языка моделирования

3.2. Семантика и синтаксис UML

3.3. Нотация UML

3.4 Диаграммы

3.4.1 Назначение и состав модели вариантов использования

3.4.2 Назначение и состав модели анализа

3.4.3 Общие сведения о диаграммах взаимодействия

3.4.5 Назначение и состав диаграммы последовательности

3.4.6 Назначение и состав диаграммы коммуникации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Таблица 2

Структурные типы сущностей в UML

- группирующая – элемент, используемый для некоторого смыслового объединения элементов диаграммы;

Таблица 3

Группирующие типы сущностей в UML

- поясняющая (аннотационная) – комментарий к элементу диаграммы.

Таблица 4

Поясняющие типы сущностей в UML

В некоторых источниках, в частности [3, 6], выделяют также поведенческие сущности взаимодействия и конечные автоматы, но с логической точки зрения их следует отнести к диаграммам.

В следующей таблице приведено описание всех видов отношений UML, используемых на диаграммах для указания связей между сущностями.

Таблица 5

Отношения между сущностями

Диаграмма представляет собой группировку элементов нотации для отображения некоторого аспекта разрабатываемой информационной системы. Диаграммы представляют собой, как правило, связный граф, в котором сущности являются вершинами, а отношения – дугами. В следующей таблице дана краткая характеристика диаграмм UML [1].

Для ассоциации, агрегации и композиции может указываться кратность (англ. multiplicity), характеризующая общее количество экземпляров сущностей, участвующих в отношении. Она, как правило, указывается с каждой стороны отношения около соответствующей сущности. Кратность может указываться следующими способами:

- * – любое количество экземпляров, в том числе и ни одного;

- целое неотрицательное число – кратность строго фиксирована и равна указанному числу (например: 1, 2 или 5);

- диапазон целых неотрицательных чисел "первое число .. второе число" (например: 1..5, 2..10 или 0..5);

- диапазон чисел от конкретного начального значения до произвольного конечного "первое число .. *" (например: 1..*, 5..* или 0..*);

- перечисление целых неотрицательных чисел и диапазонов через запятую (например: 1, 3..5, 10, 15..*).

Если кратность не указана, то принимается ее значение, равное 1. Кратность экземпляров сущностей, участвующих в зависимости, обобщении и реализации, всегда принимается равной 1.

В следующей таблице приведено описание механизмов расширения, применяемых для уточнения семантики сущностей и отношений. В общем случае, механизм расширения представляет собой строку текста, заключенную в скобки или кавычки.


Таблица 6

Механизмы расширения сущностей в UML

Помимо стереотипов, указываемых в виде строки текста в кавычках, на диаграммах могут использоваться графические стереотипы. На следующем рисунке приведены примеры стандартного и стереотипного отображения класса-сущности.

Рисунок 4. Обозначения класса-сущности.

3.4 Диаграммы

Диаграмма представляет собой группировку элементов нотации для отображения некоторого аспекта разрабатываемой информационной системы. Диаграммы представляют собой, как правило, связный граф, в котором сущности являются вершинами, а отношения – дугами. В следующей таблице дана краткая характеристика диаграмм UML [1].

Таблица 7

Краткая характеристика диаграмм UML

Стандарт UML 2.x определяет также дополнительные, узко специализированные диаграммы: - диаграмму объектов (object diagram) - аналогична диаграмме классов, но вместо классов отображаются объекты;

- диаграмму синхронизации (timing diagram) - описывает состояния объекта с течением времени;

- композитную структурную диаграмму (composite structure diagram) - описывает порты (включая интерфейсы) класса для взаимодействия с другими классами;

- профильную диаграмму (profile diagram) - аналогична диаграмме пакетов с описанием классов, входящих в него;

- обзорную диаграмму взаимодействия (interaction overview diagram) - аналогична диаграмме последовательности, но со скрытыми фрагментами взаимодействия (фрагментами с меткой ref). Представляет собой контекстную (концептуальную) диаграмму последовательности, элементы которой будут конкретизированы на отдельных диаграммах декомпозиции.

3.4.1 Назначение и состав модели вариантов использования

Визуальное моделирование в UML можно представить как некоторый процесс поуровнего спуска от наиболее общей и абстрактной концептуальной модели к логической, а затем и к физической модели соответствующей информационной системы. Для достижения этих целей вначале строится модель вариантов использования, которая описывает функциональное назначение системы. Основная цель построения этой модели – достигнуть взаимопонимания между разработчиками и заказчиками (пользователями) по назначению, возможностям и технологии использования будущей информационной системы, т. е. определить границы ее применения.


Построение этой модели необходимо для выявления:

- внешнего окружения, взаимодействующего с системой (актеров);

- основных функций системы (вариантов использования) с возможным уточнением технологии их выполнения;

- нефункциональных требований (платформы, производительности, надежности, защищенности и т. д.).

Достижение этой цели, в первую очередь, достигается за счет разработки диаграмм UML, которые являются основными артефактами технологического процесса «Формирование требований». К диаграммам, которые рекомендуется построить в рамках рассматриваемой модели, относятся:

- диаграмма вариантов использования;

- диаграмма автоматов;

- диаграмма классов анализа;

- диаграмма последовательности;

- диаграмма коммуникации.

В качестве дополнительных артефактов в данную модель также входят согласованные между заказчиком и разработчиком прототипы пользовательского интерфейса системы и глоссарий.

3.4.2 Назначение и состав модели анализа

Основное отличие модели вариантов использования от модели анализа состоит в том, что при построении первой основное внимание уделяется определению функциональных возможностей (требований) системы, а при построении второй – их уточнению с учетом внутренней организации (архитектуры) проектируемой системы. В связи с этим на второй стадии может использоваться более формальный и специфичный язык – язык разработчиков.

Построение этой модели необходимо:

- для выявления внутренней архитектуры (определения подсистем и основных классов);

- для поиска альтернативных вариантов реализации системы (подсистем) и выбора основного;

- для уточнения всех требований (функциональных и нефункциональных).

Диаграмма классов анализа по существу является прообразом классической диаграммы классов. Элементами, отображаемыми на диаграмме, являются классы и отношения между ними. При этом для отображения классов можно воспользоваться стандартным обозначением класса (прямоугольник) с указанием внутри него соответствующего стереотипа или значком-стереотипом.

Таблица 8

Варианты обозначения классов

Назначение классов анализа [6]:

- граничный класс – используется для моделирования взаимодействия между системой и актерами (пользователями, внешними системами или устройствами). Взаимодействие часто включает в себя получение или передачу информации, запросы на предоставление услуг и т. д. Граничные классы являются абстракциями диалоговых окон, форм, панелей, коммуникационных интерфейсов, интерфейсов периферийных устройств, интерфейсов API (англ. application program interface – интерфейс прикладных программ) и т. д. Каждый граничный класс должен быть связан как минимум с одним актером;


- управляющий класс – отвечает за координацию, взаимодействие и управление другими объектами, выполняет сложные вычисления, управляет безопасностью, транзакциями и т. п.

- класс сущности – используется для моделирования долгоживущей, нередко сохраняемой информации. Классы сущности являются абстракциями основных понятий предметной области – людей, объектов, документов и т. д., как правило, хранимых в табличном или ином виде.

3.4.3 Общие сведения о диаграммах взаимодействия

Реализация отдельного варианта использования требует участия и взаимодействия определенных экземпляров актеров и классов. Наиболее подходящий инструмент для описания такого взаимодействия – это диаграммы последовательности и коммуникации, которые, по сути, отображают одну и ту же информацию. В связи с этим большинство Case-средств позволяет после построения одной из диаграмм автоматически получить другую, а также выполнять синхронизацию этих диаграмм между собой.

Общими элементами диаграмм являются:

- экземпляры актеров и объекты, участвующие во взаимодействии;

- сообщения, передаваемые между экземплярами актеров и объектами.

Экземпляры сущностей отображаются стандартно (экземпляр актера – человечком, экземпляр класса (объект) – прямоугольником или графическим стереотипом класса анализа). В то же время следует помнить, что экземпляр – это конкретная реализация соответствующей сущности (актера, класса, узла и т. д.). Чтобы учесть этот нюанс на диаграммах, имя экземпляра подчеркивается и может отображаться в следующих вариантах:

- Имя объекта : Имя класса (например, Вася : Программист);

- : Имя класса (например, : Программист) – анонимный объект;

- Имя объекта (например, Вася) – предполагается, что имя класса известно;

- Имя объекта : (например, Вася :) – объект-сирота. Считается, что имя класса неизвестно.

Для объектов, кроме имени, могут указываться также некоторые важные для взаимодействия атрибуты и их значения.

Взаимодействие между экземплярами актеров и объектами моделируется посредством передачи сообщений. Сообщение (англ. message) – это спецификация факта передачи информации между сущностями с ожиданием выполнения определенных действий со стороны принимающей сущности. Сущность, отправляющую сообщение, называют клиентом, а принимающую – сервером. Таким образом, сообщения не только передают некоторую информацию, но и требуют или предполагают выполнения сервером определенных действий или передачу (возврат) клиенту необходимой информации. Если принимающей сообщение сущностью является объект, то оно представляет собой операцию (метод) объекта-сервера. Прием сообщения обычно трактуется, как возникновение события на сервере. Сообщения изображаются стрелкой с обязательным указанием направления (остриё стрелки указывает на принимающую сторону) и спецификации [1].


3.4.5 Назначение и состав диаграммы последовательности

Диаграмма последовательности наглядно отображает временной аспект взаимодействия. Она имеет два измерения. Одно измерение (слева-направо) указывает на порядок вовлечения экземпляров сущностей во взаимодействие. Крайним слева на диаграмме отображается экземпляр актера или объект, который является инициатором взаимодействия. Правее отображается другой экземпляр сущности, который непосредственно взаимодействует с первым и т.д. Второе измерение (сверху-вниз) указывает на порядок обмена сообщениями. Начальному моменту времени соответствует самая верхняя часть диаграммы. Масштаб на оси времени не указывается, поскольку диаграмма отображает лишь временную упорядоченность взаимодействия типа «раньше-позже» [1].

На диаграмме последовательности отображается ряд специфичных элементов, которые отсутствуют на диаграмме коммуникации.

Линия жизни (англ. lifeline) отображается штриховой вертикальной линией, соединенной с соответствующим экземпляром сущности. Линия жизни служит для обозначения периода времени, в течение которого экземпляр может потенциально участвовать во взаимодействии. Если он существует в течение всего взаимодействия, то и его линия жизни должна продолжаться от самой верхней части диаграммы до самой нижней.

Не обязательно создавать все объекты в начальный момент времени. Отдельные объекты в системе могут создаваться по мере необходимости, существенно экономя ресурсы системы и повышая ее производительность. В этом случае объект изображается не в верхней части диаграммы, а в том месте, где он создается. Для обозначения факта уничтожения объекта в UML используется специальный символ X. Как правило, уничтожаются объекты, созданные на основе граничных и управляющих классов. Экземпляры актеров и объекты классов сущностей остаются в системе после окончания взаимодействия.

Как было отмечено выше, взаимодействие между экземплярами моделируется через обмен сообщениями. Сообщения могут быть следующих видов:

– синхронное сообщение (англ. synchronous message). Клиент посылает сообщение серверу и ждет, пока тот примет и обработает сообщение. Как правило, один объект передает синхронное сообщение второму, второй – третьему и т.д., образуя вложенный поток сообщений. В любом случае клиент, инициирующий поток сообщений, должен дождаться его завершения, т.е. возврата управления. Это самый распространенный тип сообщений;