Файл: Право собственности на землю(Понятие, особенности, основные признаки права собственности на землю).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Земельное право относится к числу древнейших отраслей права не только в России, но и в других странах. Со времен Киевской Руси существовало поземельное феодальное право, во все времена государство регулировало поземельные отношения. Во второй половине ХIХ в. существовало крестьянское земельное право, являвшееся основной частью крестьянского обычного права. После революции1917 г. возникло советское земельное право.

Прошло почти десятилетие с начала 90-х гг., когда началась земельная реформа в нашей стране.

С тех пор земельное законодательство сильно изменилось. Государственная собственность на землю перестала быть исключительной.

Ныне существует частная и публичная (государственная и муниципальная) собственность на землю. Земля признана недвижимым имуществом, она стала предметом купли-продажи, совершения иных сделок. Формирование рыночных отношений, экономические реформы не могли не отразиться на содержании земельного законодательства.

Современная правовая ситуация в России характерна тем, что земельные проблемы, и в особенности проблемы права собственности на землю, вызывают повышенный интерес. Право собственности на землю, дорогу которому положил Закон РСФСР "О земельной реформе" от 23 ноября 1990 г. и которое было закреплено Конституцией РФ, оказалось одной из наиболее сложных правовых конструкций для внедрения в российскую правовую деятельность.

Единственным более или менее бесспорным и ощутимым результатом современных земельных преобразований является утверждение кроме государственной также муниципальной и частной собственности на землю. С этими изменениями российское общество оказалось перед необходимостью пересмотра содержания правовых институтов и отношений.

В этой связи в современном земельном праве становится актуальной проблема определения круга субъектов, имеющих возможность стать собственниками земельных участков.

Объектом настоящей работы выступают общественные отношения, связанные с установлением, изменениями, прекращением земельных правоотношений.

Предмет - субъекты и объекты права собственности на землю.

Цель работы состоит в комплексном анализе на основе норм земельного законодательства провести исследование субъектного и объектного состава права собственности на землю, а также рассмотреть содержание права собственности на землю.


Задачи данной курсовой работы состоят в том, чтобы охарактеризовать понятие права собственности на землю, дать определение государственным и муниципальным правам собственности на землю, исследовать виды возникновения прав собственности.

Глава 1. Право собственности на землю.

1.1. Понятие, особенности, основные признаки права собственности на землю.

Как экономическая категория собственность на природные ресурсы возникла задолго до появления государства и права. Представляя собой, общественное экономическое отношение по поводу присвоения, собственность на природные ресурсы выступает в определенной форме, содержание которой зависит от господствующего в данном обществе способа производства, уровня и потребностей развития материальных и производительных сил.

В качестве юридической категории собственность на землю и другие природные ресурсы возникает вместе с появлением государства и права и представляет собой результат закрепления правовыми нормами экономических отношений по их владению, пользованию и распоряжению.

Право собственности на землю и другие природные объекты можно рассматривать в объективном и субъективном смыслах.

В объективном смысле право собственности на землю и другие природные ресурсы представляет собой совокупность норм права, регулирующих отношения собственности и образующих правовые институты собственности в соответствующих природоресурсным отраслях права. (Например, институт права собственности на землю - институт земельного права, институт права собственности на водный объект - институт водного права и т.д.).

Право собственности на землю можно рассматриватькак субъективное правов виде совокупности и правомочий собственника на владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами. В случае нарушения субъективного права собственника оно независимо от формы собственности защищается законом в принудительном порядке. Согласно Конституции РФ защищается равным образом частная, государственная, муниципальная формы собственности (ч.2, ст.8).


Особенностью права собственности на землю в России является то, что виды прав на землю определены в законодательстве по субъекту. Конституцией РФ (ст. 9) установлено, чтоземля может находиться в частной, муниципальной и государственной собственности.

Таким образом, определен круг субъектов, обладающих правом собственности на имущество, а также установлено, что в зависимости от субъекта, обладающего правами на землю, устанавливается объем прав и обязанностей, составляющих содержание того или иного вида права собственности на землю,

Субъект права собственности на землю — это лицо, осуществляющее владение, пользование и распоряжение земельным участком на основании закона. Права всех субъектов права собственности равны и защищаются способами, установленными законом. К субъектам правовых отношений, связанных с возникновением права собственности на землю, относятся также лица, вступающие в отношения по поводу приобретения этого права. Граждане и юридические лица как субъекты объединены содержанием права частной собственности на землю, которое им предоставлено законодательством.

Субъектами права государственной и муниципальной собственности являются государственные и муниципальные территориальные образования:

- Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

- участие перечисленных субъектов в отношениях по поводу собственности на землю следует отличать от их роли в управлении земельными ресурсами.

В первом случае (через соответствующие государственные органы) они выступают в качестве сторон в договорах купли-продажи или аренды земельного участка, которые регулируются гражданским законодательством.

Во втором случае данные субъекты выполняют установленные законодательством функции по контролю за рациональным использованием земельных ресурсов, организации землеустройства и т. д. Органы государственной власти и управления и муниципальные органы осуществляют управление и распоряжение землями, нахо­дящимися в государственной и муниципальной собственности.

Право частной собственности служит для удовлетворения интересов собственников - граждан и юридических лиц. Государственная и муниципальная собственность на землю обеспечивает интересы больших групп людей: народа Российской Федерации в целом: населения, проживающего на территории субъекта Российской Федерации; лиц, проживающих на территории муниципального образования.


Частная собственность на землю может бытьиндивидуальной и коллективной,принадлежать гражданам и юридическим лицам. Закрепляя и гарантируя права граждан, Конституция РФ предусматривает, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. В индивидуальной частной собственности граждан могут находиться земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей, предпринимательской деятельности, иных, не запрещенных законом целей.

Наряду с индивидуальной частной собственностью на землю граждан действующее законодательство предусматривает также общую долевую собственность на землю с определением для каждого собственника конкретной земельной доли и общую совместную собственность без определения земельных долей собственников. Общая собственность на землю граждан имеет место в случае, когда при реорганизации колхозов, совхозов, приватизации государственных сельхозпредприятий трудовые коллективы этих хозяйств принимают решения о переходе соответственно к общей долевой или общей совместной собственности на землю. Общая совместная собственность устанавливается на земли крестьянских (фермерских) хозяйств, земли общего пользования садоводческих товариществ, животноводческих, дачных, гаражных кооперативов.

Особенности приобретения и прекращения права собственности на землю зависят от того, находится ли земля в собственности гражданина, юридического лица или государственного или муниципального территориального образования. [2]

Государственная собственность на землю существует в двух формах:

1) федеральной собственности РФ в целом и 2) собственности субъектов РФ - республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей и автономных округов. Разграничение государственной собственности на федеральную и собственность субъектов РФ отнесено Конституцией РФ к совместному ведению РФ и субъектов РФ (п. «Г» ст.72).

Муниципальной собственности на землю и другие природные ресурсы, принадлежащие административно-территориальным единицам: районам, городам, сельским и другим населенным пунктам. Она получила правовое закрепление и урегулирование в соответствии со ст. 29 федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 12 августа 1995 г. (с изменениями и дополнениями на 17 марта 1997 г.). В соответствии со ст. 40 данного закона органы местного самоуправления, руководствуясь федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, получают плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования.


Содержание права собственности на землю. В соответствии с ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Таким образом, владение, пользование и распоряжение - это неотъемлемые составляющие (или правомочия) одного права - права собственности.

Основной смысл каждого из этих правомочий является общим для всех видов имущества, а значит, и для имущества земельного. Земельное законодательство ввело нормы, определяющие специфику реализации этих правомочий в земельных отношениях. Поэтому вслед за определением правомочия далее разговор пойдет о том, как они могут быть реализованы именно собственниками земли.

Правомочие владения дает возможность обладать землей на основании закона: т. е. числить ее и на балансе, определять земельный участок как часть своего хозяйства, просто "иметь" его в наличии.

Кроме того, собственник на основании этого права может требовать возврата земли из любого незаконного владения. Например, это может быть арендодатель, которому арендатор не возвращает земельный участок после истечения срока аренды.

С правомочием владения тесно связано другое правомочие — пользование.

Пользование дает возможность извлекать из земли ее полезные свойства.

И в отличие от иных видов имущества, возможные варианты, использования которых определяют сами собственники, пользование земельным участком, точнее сказать, виды пользования перечислены земельным законодательством.

Правомочие распоряжения проявляется в том, что собственник по своему усмотрению может продать, подарить, обменять, завещать, сдать в аренду, заложить земельный участок, т. е. на основании и в порядке, предусмотренном законом, определить его судьбу.

Ограничения права собственности на землю и другие природные ресурсы, вызванные ограниченностью их в природе и незаменимостью в процессе хозяйственной деятельности, подразделяются на постоянные и временные.

К постоянным ограничениям правомочий собственника относятся предусмотренные законодательством обязанности:

1) соблюдать требования рационального использования и охраны земель;

2) сохранять экологическую обстановку в процессе их использования;

3) не нарушать своими действиями прав и законных интересов других собственников, пользователей, арендаторов земель;

4) выполнять особые условия использования особо охраняемых территорий, охранных зон;