Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Права и обязанности основных субъектов рекламной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подводя итог изложенному в данной главе, можно сделать следующие выводы.

Основными субъектами рекламной деятельности являются рекламопроизводитель, рекламораспространитель, рекламодатель и потребитель рекламы. Кроме того, на рынке рекламы действует также контролирующие органы государства и дополнительные участники, которые не принимают участия в рекламных отношениях, но влияют на них.

Рынкообразующим субъектом выступает рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (рекламодатель, как правило, выступает в единственном числе). Рекламопроизводитель создаёт информацию, выступающую в качестве рекламы, по заказу рекламодателя, а рекламораспространитель распространяет её. Эти субъекты могут полностью или частично совпадать или выступать как отдельные лица. Все данные лица имеют свои права и обязанности, несут ответственность за правонарушения в ходе рекламной деятельности. Субъектами рынка являются также потребители рекламы — юридические или физические лица, до сведения которых доводится или может быть доведена реклама с целью оказания на них соответствующего воздействия.

Выделяется также такой особый субъект рекламного рынка, как спонсор, предоставляющий средства для организации или проведения того или иного мероприятия (либо других целей, предусмотренных законом), на условии обязательного упоминания об определённом лице как о спонсоре.

Важное значение в последнее время приобретают такие субъекты рынка рекламы, как саморегулируемые организации. Они выступают в качестве негосударственного органа, нормализующего отношения на рекламном рынке.

Объектом рекламы является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара. Рекламироваться может крайне широкий круг объектов. Особенности рекламы объектов определённых видов установлены законодательством.

Заключение

По итогам работы можно сделать следующие выводы.

Основным специализированным нормативным актом, регулирующим рекламную деятельность в Российской Федерации, является Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ. Как акт специального законодательства, он имеет приоритет над общеправовыми предписаниями. Он содержит как дозволительные нормы, так и запреты, которые носят абсолютный характер или касаются отдельных видов рекламы. Данный закон регулирует положение хозяйствующих субъектов в рекламной деятельности, содержит нормы и определения, касающиеся рекламы, общих и специальных требований к рекламе, контроля за соблюдением законодательстве о рекламе и ответственности за нарушение законодательства о рекламе. Законодательство о рекламе относится к исключительному ведению РФ в той части, в которой оно связано с установлением правовых основ единого рынка. Отдельные аспекты рекламной деятельности могут регулироваться актами субъектов РФ и муниципальных органов. Отношения, связанные с рекламной деятельностью, могут регулироваться и подзаконными актами, а также затрагиваться иными законодательными актами.


Согласно нормативному определению, реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Обязательным признаком рекламы является её распознаваемость, то есть потребителю должен быть понятен характер информации.

Рекламу нужно отличать от сходных видов информации. В частности, не может являться рекламой информация, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с законодательством. Например, не могут признаваться рекламой вывески, размещённые на здании, где находится организация. Также не относится к рекламе информация, размещённая в силу обычая делового оборота, например, на официальном сайте организации, если она не направлена на выделение товаров или организации среди однородных товаров или организаций. От рекламы надо также отличать оферту, в том числе публичную оферту, и вызов на оферту. Оферта, в отличие от рекламы, сообщает все существенные условия договора. Однако реклама, размещённая в месте продажи товара, имеет значение оферты.

Выделяют также скрытую рекламу, которая разделяется на разрешённый законом product placement (органично интегрированный в произведения науки, литературы и искусства) и запрещённую рекламу, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание.

Основными субъектами рекламной деятельности являются рекламопроизводитель, рекламораспространитель, рекламодатель и потребитель рекламы. Кроме того, на рынке рекламы действует также контролирующие органы государства и дополнительные участники, которые не принимают участия в рекламных отношениях, но влияют на них.

Рынкообразующим субъектом выступает рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (рекламодатель, как правило, выступает в единственном числе). Рекламопроизводитель создаёт информацию, выступающую в качестве рекламы, по заказу рекламодателя, а рекламораспространитель распространяет её. Эти субъекты могут полностью или частично совпадать или выступать как отдельные лица. Все данные лица имеют свои права и обязанности, несут ответственность за правонарушения в ходе рекламной деятельности. Субъектами рынка являются также потребители рекламы — юридические или физические лица, до сведения которых доводится или может быть доведена реклама с целью оказания на них соответствующего воздействия.


Выделяется также такой особый субъект рекламного рынка, как спонсор, предоставляющий средства для организации или проведения того или иного мероприятия (либо других целей, предусмотренных законом), на условии обязательного упоминания об определённом лице как о спонсоре.

Важное значение в последнее время приобретают такие субъекты рынка рекламы, как саморегулируемые организации. Они выступают в качестве негосударственного органа, нормализующего отношения на рекламном рынке.

Объектом рекламы является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара. Рекламироваться может крайне широкий круг объектов. Особенности рекламы объектов определённых видов установлены законодательством.

Библиография

I. Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.05.2018) // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 1.
  4. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 03.04.2018) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 12. — Ст. 1232.
  5. Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. — 2005. — № 23. — Ст. 2199.
  6. Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (ред. от 04.06.2018) // Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 16. — Ст. 1815.
  7. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 18.04.2018) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 3. — Ст. 140.
  8. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ред. от 04.06.2018) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 31 (1 ч.). — Ст. 3434.
  9. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 52 (ч. 1). — Ст. 5140.
  10. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (ред. от 18.04.2018) // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1992. — № 7. — Ст. 300.
  11. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (ред. от 01.05.2017) // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 1. — Ст. 48.
  12. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» (ред. от 17.02.2018) // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 31. — Ст. 3259.
  13. Письмо ФАС РФ от 16.03.2006 № АК/3512 «О разграничении рекламы и иной информации» [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.
  14. Письмо ФАС России от 05.04.2007 № АЦ/4624 «О понятии «неопределенный круг лиц» [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.
  15. Письмо ФАС России от 25.05.2011 № АК/20129 «О признании рекламы неорганично интегрированной в теле-, радиопередачу» [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.

II. Научная и учебная литература

  1. Андронова Т.А. Саморегулирование в сфере рекламы / Т. А. Андронова // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. — 2015. — № 1. — С. 112-117.
  2. Берлизов М.П., Яценко И.С. К вопросу об административно-правовом регулировании в сфере рекламы / М. П. Берлизов, И. С. Яценко // Очерки новейшей камералистики. — 2016. Т. 3. — С. 2-5.
  3. Волкова Н.А., Бережнова К.И., Хо Т.Х.Х. Правовое регулирование скрытой рекламы / Н. А. Волкова, К. И. Бережнова, Т. Х. Х. Хо // Проблемы развития современной экономики. — 2015. — № 6. — С. 90-94.
  4. Герасименко Н.М., Король А.Н. Продакт плейсмент: теория и практика развития / Н. М. Герасименко, А. Н. Король // Вестник Тихоокеанского государственного университета. — 2015. — № 3. — С. 181-190.
  5. Гогин А.А., Гогина Г.Н. Надзор антимонопольных органов за эффективностью соблюдения экономическими субъектами Федерального закона «О рекламе» / А.А. Гогин, Г.Н. Гогина // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. — 2017. — Т. 2. — № 4. — С. 80-89.
  6. Голова А.Г. Нормативно-правовое поле в области рекламы и связей с общественностью: механизмы контроля и прецеденты / А.Г. Голова // Реклама: теория и практика. — 2018. — № 1. — С. 62-75.
  7. Гурко А. Реклама как произведение и реклама в произведении / А. Гурко // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — 2015. — № 11. — С. 25-36.
  8. Дорофеева Е.Н. Правовое регулирование наружной рекламы в Российской Федерации / Е. Н. Дорофеева // Политика и право Ученые записки. — Благовещенск, 2015. — С. 147-151.
  9. Егупов В.А. Гражданско-правовая ответственность рекламораспространителя / В. А. Егупов // Право. Экономика. Безопасность. — 2016. — № 2 (8). — С. 23-27.
  10. Егупов В.А. Особенности гражданско-правовой ответственности рекламопроизводителя и проблемы ее применения / В. А. Егупов // Право. Экономика. Безопасность. — 2016. — № 3 (9). — С. 4-11.
  11. Егупов В.А. Сущность и юридическая природа ненадлежащей рекламы / В.А. Егупов // Вестник Академии права и управления. — 2017. — № 46. — С. 85-92.
  12. Караваева А.М. Историческое и правовое развитие рекламной деятельности в РФ / А. М. Караваева // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. — 2016. — № 4-2 (10). — С. 208-211.
  13. Кашеваров А.Б. Развитие законодательства Российской Федерации о рекламе и проблемы кодификации / А. Б. Кашеваров // Современная экономика: проблемы и решения. — 2016. — Т. 76. — № 4. — С. 53-59.
  14. Кулешова И.Ю. К вопросу о ненадлежащей рекламе в российском праве / И.Ю. Кулешова // Право. Экономика. Безопасность. — 2017. — № 1-2 (10). — С. 58-64.
  15. Кулешова И.Ю. Некоторые аспекты административно-правового регулирования противодействия ненадлежащей рекламе / И.Ю. Кулешова // Административное и муниципальное право. — 2017. — № 2. — С. 11-22.
  16. Кулешова И.Ю. Проблемы эффективности применения административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе / И.Ю. Кулешова // Административное и муниципальное право. — 2017. — № 3. — С. 41-49.
  17. Кулмагамбетова А.С., Таирова Ж.А. Реклама как объект регулирования в гражданском праве / А.С. Кулмагамбетова, Ж.А. Таирова // Научное знание современности. — 2017. — № 2 (2). — С. 169-175.
  18. Локтева А.С., Бакирова Е.Ю. Сравнительно-правовой анализ рекламы и публичной оферты / А. С. Локтева, Е. Ю. Бакирова // Актуальные вопросы юридических наук в современных условиях. — М., 2015. — С. 48-51.
  19. Матвеева О.С. Регулирование деятельности в сфере рекламы и связей с общественностью / О.С. Матвеева // Экономика и социум. — 2017. — № 3 (34). — С. 909-915.
  20. Машкин Н.А., Прокопьев А.И. Реклама: понятие, значение, нормативное правовое регулирование / Н. А. Машкин, А. И. Прокопьев // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. — 2016. — № 4 (43). — С. 94-96.
  21. Полозова А.В. Реклама: социокультурный и правовой аспекты / А. В. Полозова // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. — 2016. — № 1-2. — С. 55-59.
  22. Свиридова Е.А. Институт продакт плейсмент в российском и зарубежном законодательстве о рекламе / Е.А. Свиридова // Образование и право. — 2017. — № 4. — С. 170-178.
  23. Семенова Д.Д. Правовые аспекты и коллизии соотношения недобросовестной конкуренции и недобросовестной рекламы / Д. Д. Семенова // Проблемы экономики и юридической практики. — 2016. — № 2. — С. 248-258.
  24. Спектор Е.И. Допустимые формы информирования о товаре: коллизии правоприменительной практики / Е. И. Спектор // Адвокат. — 2015. — № 3. — С. 49-55.
  25. Толочкова Н.Г. Оценка рекламы на предмет этичности / Н.Г. Толочкова // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. — 2018. — № 1 (35). — С. 132-135.
  26. Третьяк Е.В. Становление рекламного законодательства в России / Е. В. Третьяк // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. — 2015. — № 5. — С. 73-77.
  27. Чуракова Е.Н., Волкова С.В. Правовое регулирование рекламной деятельности в сети Интернет / Е.Н. Чуракова, С.В. Волкова // Аллея науки. — 2018. — Т. 3. — № 4 (20). — С. 920-923.
  28. Чурсанова А.И. Правовые категории и административные механизмы регламентации рекламной деятельности в России / А.И. Чурсанова // Вестник магистратуры. — 2017. — № 6-1 (69). — С. 137-140.
  29. Шамалюк И.Е. Теоретические основы изучения рекламы в современном мире / И. Е. Шамалюк // Современная педагогика. — 2015. — № 4 (29). — С. 10-13.
  30. Шахаева А.М. Проблемы правового регулирования предпринимательской деятельности на рекламном рынке / А. М. Шахаева // Юридический вестник ДГУ. — 2015. — № 3. — С. 77-80.

III. Судебная практика

  1. Постановление Конституционного Суда РФ от 04.03.1997 № 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года «О рекламе»« // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 11. — Ст. 1372.
  2. Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» // Вестник ВАС РФ. — 2012. — № 12.
  3. Определение Верховного Суда РФ от 26.12.2007 № 81-Г07-16 «Об оставлении без изменения решения Кемеровского областного суда от 08.10.2007, которым было удовлетворено заявление о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению постановления Законодательного Собрания Кемеровской области «О рекламе алкогольных напитков и табачных изделий на территории Кемеровской области» от 11.07.1994 N 1-ОП» [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.
  4. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» // Вестник ВАС РФ. — 1999. — № 2.
  5. Постановление ФАС Московского округа от 11.03.2009 № КА-А40/1269-09 по делу № А40-45314/08-117-151 [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.
  6. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.08.2006 по делу № А42-9859/2005 [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.
  1. Берлизов М.П., Яценко И.С. К вопросу об административно-правовом регулировании в сфере рекламы / М. П. Берлизов, И. С. Яценко // Очерки новейшей камералистики. — 2016. Т. 3. — С. 2-5.

  2. Кулешова И.Ю. К вопросу о ненадлежащей рекламе в российском праве / И.Ю. Кулешова // Право. Экономика. Безопасность. — 2017. — № 1-2 (10). — С. 58-64.

  3. Караваева А.М. Историческое и правовое развитие рекламной деятельности в РФ / А. М. Караваева // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. — 2016. — № 4-2 (10). — С. 208-211.

  4. Голова А.Г. Нормативно-правовое поле в области рекламы и связей с общественностью: механизмы контроля и прецеденты / А.Г. Голова // Реклама: теория и практика. — 2018. — № 1. — С. 62-75.

  5. Кашеваров А.Б. Развитие законодательства Российской Федерации о рекламе и проблемы кодификации / А. Б. Кашеваров // Современная экономика: проблемы и решения. — 2016. — Т. 76. — № 4. — С. 53-59.

  6. Кулешова И.Ю. Некоторые аспекты административно-правового регулирования противодействия ненадлежащей рекламе / И.Ю. Кулешова // Административное и муниципальное право. — 2017. — № 2. — С. 11-22.

  7. Толочкова Н.Г. Оценка рекламы на предмет этичности / Н.Г. Толочкова // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. — 2018. — № 1 (35). — С. 132-135.

  8. Матвеева О.С. Регулирование деятельности в сфере рекламы и связей с общественностью / О.С. Матвеева // Экономика и социум. — 2017. — № 3 (34). — С. 909-915.

  9. Чурсанова А.И. Правовые категории и административные механизмы регламентации рекламной деятельности в России / А.И. Чурсанова // Вестник магистратуры. — 2017. — № 6-1 (69). — С. 137-140.

  10. Шамалюк И.Е. Теоретические основы изучения рекламы в современном мире / И. Е. Шамалюк // Современная педагогика. — 2015. — № 4 (29). — С. 10-13.

  11. Машкин Н.А., Прокопьев А.И. Реклама: понятие, значение, нормативное правовое регулирование / Н. А. Машкин, А. И. Прокопьев // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. — 2016. — № 4 (43). — С. 94-96.

  12. Дорофеева Е.Н. Правовое регулирование наружной рекламы в Российской Федерации / Е. Н. Дорофеева // Политика и право Ученые записки. — Благовещенск, 2015. — С. 147-151.

  13. Третьяк Е.В. Становление рекламного законодательства в России / Е. В. Третьяк // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. — 2015. — № 5. — С. 73-77.

  14. Спектор Е.И. Допустимые формы информирования о товаре: коллизии правоприменительной практики / Е. И. Спектор // Адвокат. — 2015. — № 3. — С. 49-55.

  15. Кулмагамбетова А.С., Таирова Ж.А. Реклама как объект регулирования в гражданском праве / А.С. Кулмагамбетова, Ж.А. Таирова // Научное знание современности. — 2017. — № 2 (2). — С. 169-175.

  16. Локтева А.С., Бакирова Е.Ю. Сравнительно-правовой анализ рекламы и публичной оферты / А. С. Локтева, Е. Ю. Бакирова // Актуальные вопросы юридических наук в современных условиях. — М., 2015. — С. 48-51.

  17. Семенова Д.Д. Правовые аспекты и коллизии соотношения недобросовестной конкуренции и недобросовестной рекламы / Д. Д. Семенова // Проблемы экономики и юридической практики. — 2016. — № 2. — С. 248-258.

  18. Полозова А.В. Реклама: социокультурный и правовой аспекты / А. В. Полозова // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. — 2016. — № 1-2. — С. 55-59.

  19. Егупов В.А. Сущность и юридическая природа ненадлежащей рекламы / В.А. Егупов // Вестник Академии права и управления. — 2017. — № 46. — С. 85-92.

  20. Гогин А.А., Гогина Г.Н. Надзор антимонопольных органов за эффективностью соблюдения экономическими субъектами Федерального закона «О рекламе» / А.А. Гогин, Г.Н. Гогина // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. — 2017. — Т. 2. — № 4. — С. 80-89.

  21. Волкова Н.А., Бережнова К.И., Хо Т.Х.Х. Правовое регулирование скрытой рекламы / Н. А. Волкова, К. И. Бережнова, Т. Х. Х. Хо // Проблемы развития современной экономики. — 2015. — № 6. — С. 90-94.

  22. Григорьева А. Реклама и право // ЭЖ-Юрист. 2010. № 35. С. 36.

  23. Герасименко Н.М., Король А.Н. Продакт плейсмент: теория и практика развития / Н. М. Герасименко, А. Н. Король // Вестник Тихоокеанского государственного университета. — 2015. — № 3. — С. 181-190.

  24. Свиридова Е.А. Институт продакт плейсмент в российском и зарубежном законодательстве о рекламе / Е.А. Свиридова // Образование и право. — 2017. — № 4. — С. 170-178.

  25. Гурко А. Реклама как произведение и реклама в произведении / А. Гурко // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — 2015. — № 11. — С. 25-36.

  26. Егупов В.А. Гражданско-правовая ответственность рекламораспространителя / В. А. Егупов // Право. Экономика. Безопасность. — 2016. — № 2 (8). — С. 23-27.

  27. Егупов В.А. Особенности гражданско-правовой ответственности рекламопроизводителя и проблемы ее применения / В. А. Егупов // Право. Экономика. Безопасность. — 2016. — № 3 (9). — С. 4-11.

  28. Кулешова И.Ю. Проблемы эффективности применения административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе / И.Ю. Кулешова // Административное и муниципальное право. — 2017. — № 3. — С. 41-49.

  29. Чуракова Е.Н., Волкова С.В. Правовое регулирование рекламной деятельности в сети Интернет / Е.Н. Чуракова, С.В. Волкова // Аллея науки. — 2018. — Т. 3. — № 4 (20). — С. 920-923.

  30. Андронова Т.А. Саморегулирование в сфере рекламы / Т. А. Андронова // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. — 2015. — № 1. — С. 112-117.

  31. Шахаева А.М. Проблемы правового регулирования предпринимательской деятельности на рекламном рынке / А. М. Шахаева // Юридический вестник ДГУ. — 2015. — № 3. — С. 77-80.